Черкесская община в Израиле
Израиль
После раздела арабских регионов Османской империи два черкесских селения – Кфар-Кама и Рихания, расположенные в Палестине в Галилее, отошли к территориям Великобритании. К указанному периоду в них прожи-вало около 900 человек - шапсуги в Кфар-Каме и абадзехи в Рихании76. В годы британского правления в Палестине (1918-1948) сфера дея-тельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не прово-дили обязательного призыва, но жителям Кфар-Камы и Рихании было предоставлено право - вступать в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части. В 20 - 30-е гг. XX в. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет. После образования государства Израиль (29.11.1947) из жителей Кфар-Камы и Рихании был сформирован отдельный черкесский кавалерийский отряд (эскадрон). Черкесский эскадрон в
После раздела арабских регионов Османской империи два черкесских селения – Кфар-Кама и Рихания, расположенные в Палестине в Галилее, отошли к территориям Великобритании. К указанному периоду в них прожи-вало около 900 человек - шапсуги в Кфар-Каме и абадзехи в Рихании.
В годы британского правления в Палестине (1918-1948) сфера дея-тельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не прово-дили обязательного призыва, но жителям Кфар-Камы и Рихании было предоставлено право - вступать в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части.
В 20 - 30-е гг. XX в. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет. После образования государства Израиль (29.11.1947) из жителей Кфар-Камы и Рихании был сформирован отдельный черкесский кавалерийский отряд (эскадрон). Черкесский эскадрон в составе израильской армии принимал участие в боевых действиях арабо-израильской войны 1948-1949 гг., а также использовался в борьбе с контрабандной тор-говлей из Ливана (позднее был расформирован). Служба в британских и израильских вооруженных силах являлась для черкесов привычным родом деятельности, разрешавшим проблему занятости. В июне 1958 г. по просьбе жи-телей Кфар-Камы и Рихании, правительство Израиля предоставило право на прохождение срочной службы в вооруженных силах страны черкесским юношам, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
В конце 90-х гг. XX в. численность черкесов в Израиле составила: в Кфар-Каме - 2544 чел., в Рихании - 732 чел. Преобладающую часть населения Кфар-Камы составляют шапсуги. В селении также живут абадзехи, хатукаев-цы, бжедуги, натухайцы и две арабские семьи. Среди черкесского населения Рихании преобладают абадзехи. В селении также проживает 179 арабов. От-дельные черкесские семьи проживают в городах Цфат, Хайфа, Назарет и др.
Кфар-Кама и Рихания стали развиваться с 50-х гг. XX в. В 1950 г. в Кфар-Каме создали муниципальный совет. Постепенно селения подключили к системе водоснабжения, электрической и телефонной сетям. В 1984 г. Кфар-Кама была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении также были учреждены: поликлиника и стацио-нар, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футболь-ный и закрытый баскетбольный стадионы. В Рихании были созданы: муни-ципальный совет, школа, медицинский и культурный центры и др.
Сфера занятости жителей обоих черкесских селений неоднородна: ра-бочие, служащие силовых структур (армии, полиции, охранных фирм) и административных учреждений, учителя, фермеры и др. Удельный вес работающих женщин составляет более половины (преимущественно воспитательницы и учителя). В 80-90-х гг. XX в. некоторые женщины в Рихании работали на текстильной фабрике, но её перевели в другое место. В целом, уро-вень жизни обоих селений соответствует общеизраильскому80.
Жители Кфар-Камы и Рихании свободно владеют родным адыгейским языком (шапсугским и абадзехским диалектами), который является языком бытового общения представителей всех поколений. Также владеют арабским языком и ивритом. Важное значение имело введение адыгейского языка в ка-честве предмета в школьную программу в 1976 г. Адыгейский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея. Учителя адыгейского языка проходили стажировку в Адыгее и Ка-бардино-Балкарии.
Первая начальная школа в Кфар-Каме была учреждена ещё в 90-х гг. XIX в. Некоторые жители селения получили образование в «Аль-Азхарском» университете в Каире и в Стамбульском университете. С 1977 г. преподава-ние в школах черкесских селений осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Затем школы перевели на еврейскую общеобразовательную систему, на иврите, что предоставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В качестве иностранных языков изучаются арабский и английский. В Кфар - Каме функционирует начальная (до 6 кл.) и неполная средняя (до 9 кл.) школы, в Рихании - начальная школа. Ученики этих школ завершают образова-ние в школах соседних населенных пунктов. Школы в черкесских селениях оснащены современными библиотеками, компьютерными классами, аудио и видео аппаратурой и др.
В 1959 г. были установлены связи с представителями исторической родины. В Кфар-Каму стали присылать учебники адыгейского языка, записи адыгейских песен и музыки. В 1965 г. в Кфар-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке. В нем публиковались материалы для изучения адыгейского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости и т.п. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990 г. группа израильских черкесов впервые посетила историческую родину - Адыгею и Кабардино-Балкарию. В последующие годы историческую родину стали посещать жители обоих селений.
В 1991 г. в Кфар-Каме учредили общество «Нафна», целью которого является сохранение черкесского культурного наследия и укрепление связей с исторической родиной. В 1993 г. по решению израильского правительства, в Рихании был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в Кфар-Каме). Институт занимается изучением черкесского (адыгейского) языка и истории, осуществляет повышение квалификации учи-телей адыгейского языка и т.п.
По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах.
© Адыги.RU
Черкесская община в Израиле. Глава и книги А.В. КУШХАБИЕВ.
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЧЕРКЕССКОЙ ДИАСПОРЫ.
Нальчик. Издательский центр "Эль Фа", 2007. Стр.180-183
В годы британского правления в Палестине (1918-1948) сфера дея-тельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не прово-дили обязательного призыва, но жителям Кфар-Камы и Рихании было предоставлено право - вступать в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части.
В 20 - 30-е гг. XX в. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет. После образования государства Израиль (29.11.1947) из жителей Кфар-Камы и Рихании был сформирован отдельный черкесский кавалерийский отряд (эскадрон). Черкесский эскадрон в составе израильской армии принимал участие в боевых действиях арабо-израильской войны 1948-1949 гг., а также использовался в борьбе с контрабандной тор-говлей из Ливана (позднее был расформирован). Служба в британских и израильских вооруженных силах являлась для черкесов привычным родом деятельности, разрешавшим проблему занятости. В июне 1958 г. по просьбе жи-телей Кфар-Камы и Рихании, правительство Израиля предоставило право на прохождение срочной службы в вооруженных силах страны черкесским юношам, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
В конце 90-х гг. XX в. численность черкесов в Израиле составила: в Кфар-Каме - 2544 чел., в Рихании - 732 чел. Преобладающую часть населения Кфар-Камы составляют шапсуги. В селении также живут абадзехи, хатукаев-цы, бжедуги, натухайцы и две арабские семьи. Среди черкесского населения Рихании преобладают абадзехи. В селении также проживает 179 арабов. От-дельные черкесские семьи проживают в городах Цфат, Хайфа, Назарет и др.
Кфар-Кама и Рихания стали развиваться с 50-х гг. XX в. В 1950 г. в Кфар-Каме создали муниципальный совет. Постепенно селения подключили к системе водоснабжения, электрической и телефонной сетям. В 1984 г. Кфар-Кама была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении также были учреждены: поликлиника и стацио-нар, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футболь-ный и закрытый баскетбольный стадионы. В Рихании были созданы: муни-ципальный совет, школа, медицинский и культурный центры и др.
Сфера занятости жителей обоих черкесских селений неоднородна: ра-бочие, служащие силовых структур (армии, полиции, охранных фирм) и административных учреждений, учителя, фермеры и др. Удельный вес работающих женщин составляет более половины (преимущественно воспитательницы и учителя). В 80-90-х гг. XX в. некоторые женщины в Рихании работали на текстильной фабрике, но её перевели в другое место. В целом, уро-вень жизни обоих селений соответствует общеизраильскому80.
Жители Кфар-Камы и Рихании свободно владеют родным адыгейским языком (шапсугским и абадзехским диалектами), который является языком бытового общения представителей всех поколений. Также владеют арабским языком и ивритом. Важное значение имело введение адыгейского языка в ка-честве предмета в школьную программу в 1976 г. Адыгейский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея. Учителя адыгейского языка проходили стажировку в Адыгее и Ка-бардино-Балкарии.
Первая начальная школа в Кфар-Каме была учреждена ещё в 90-х гг. XIX в. Некоторые жители селения получили образование в «Аль-Азхарском» университете в Каире и в Стамбульском университете. С 1977 г. преподава-ние в школах черкесских селений осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Затем школы перевели на еврейскую общеобразовательную систему, на иврите, что предоставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В качестве иностранных языков изучаются арабский и английский. В Кфар - Каме функционирует начальная (до 6 кл.) и неполная средняя (до 9 кл.) школы, в Рихании - начальная школа. Ученики этих школ завершают образова-ние в школах соседних населенных пунктов. Школы в черкесских селениях оснащены современными библиотеками, компьютерными классами, аудио и видео аппаратурой и др.
В 1959 г. были установлены связи с представителями исторической родины. В Кфар-Каму стали присылать учебники адыгейского языка, записи адыгейских песен и музыки. В 1965 г. в Кфар-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке. В нем публиковались материалы для изучения адыгейского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости и т.п. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990 г. группа израильских черкесов впервые посетила историческую родину - Адыгею и Кабардино-Балкарию. В последующие годы историческую родину стали посещать жители обоих селений.
В 1991 г. в Кфар-Каме учредили общество «Нафна», целью которого является сохранение черкесского культурного наследия и укрепление связей с исторической родиной. В 1993 г. по решению израильского правительства, в Рихании был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в Кфар-Каме). Институт занимается изучением черкесского (адыгейского) языка и истории, осуществляет повышение квалификации учи-телей адыгейского языка и т.п.
По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах.
© Адыги.RU
Черкесская община в Израиле. Глава и книги А.В. КУШХАБИЕВ.
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЧЕРКЕССКОЙ ДИАСПОРЫ.
Нальчик. Издательский центр "Эль Фа", 2007. Стр.180-183
Ссылки по теме: