Петроглифы "хамышей" (Майкоп)

Петроглифы "хамышей" (Майкоп)
Археология
zara
Фото: Адыги.RU
23:25, 03 апрель 2011
10 634
0
В течение семи лет, внимательно всматриваясь, удалось разглядеть в урочище Хамышей (c. Хамышки Майкопского района Адыгеи) сложную систему мегалитическо-петроглифического характера, связующую культуру адыгов и абхазов средних веков с дольменной культурой эпохи бронзы. Открытая часть системы представляет собой луч широтного направления протяженностью не менее 7 км; и включает две группы "испыунов" (Хребта Дудугуш по правую восточную сторону от р. Шхагуаще-Белой и т н. Церблевой поляны по левую сторону реки на г Монах) несколько "Меточных" камней с петроглифами, два мегалитических жертвенника, (рис 3) два менгира, (рис 1,2) крепость бронзового века и святилище в виде дольмена-полумонолита с петроглифами.
Петроглифы "хамышей" (Майкоп)В течение семи лет, внимательно всматриваясь, удалось разглядеть в урочище Хамышей (c. Хамышки Майкопского района Адыгеи) сложную систему мегалитическо-петроглифического характера, связующую культуру адыгов и абхазов средних веков с дольменной культурой эпохи бронзы. Открытая часть системы представляет собой луч широтного направления протяженностью не менее 7 км; и включает две группы "испыунов" (Хребта Дудугуш по правую восточную сторону от р. Шхагуаще-Белой и т н. Церблевой поляны по левую сторону реки на г Монах) несколько "Меточных" камней с петроглифами, два мегалитических жертвенника, (рис 3) два менгира, (рис 1,2) крепость бронзового века и святилище в виде дольмена-полумонолита с петроглифами.

Все эти многочисленные элементы удается связать не только подъемным археологическим материалом, но, в основном, двумя открытыми в декабре прошлого года камнями с выбитыми на них тамгами.

Больший камень зооморфного вида (голова овцы в профиль, в фас-фигура зубра) обнаружен на террасе г. Монах На верхней его плоскости, площадью около 6 кв.м выгравированы шестьдесят тэмгообразных знаков Здесь приводится их предварительная зарисовка (Рис. 2).

При первом взгляде замечается повторяемость нескольких тамг. В частности, почти половина всего количества падает на тамги Бзрзэджей - Берсеев (Берсиров) и Хуновых-Анзоровых-Зунпа Не менее десятка знаков производят впечатление разработок на основе выше названых родов Но два десятка тамг оригинальных абхазов Хандрава, Ачба, или Анкваба, Дахвма, Куши-ипа или Аган-ипа абазин Симховых, Айсан, Джандаровых, Датовых и Маршан, Джегутан, Лягуч, Эшхош, Озовых, кабардинцев Тхагушевых, Кожаевых, Хатуевых или Аубековых, Жерештиевых, балкарская тамга неизвестного рода, тамга махошей Богарсук, еджерукаев Бзакамук или Мегрелов Гарича, бжедугов Хаджемук, Казаноко, Чесебий (или Хатковых); чемгуев Болотоко-вых, абадзехов Брантэ, Сапий, Даур, Марэтыко, Туо, бессленевцев Копыл, Харчоко. Имеются две тамги неопределимых.

Несколько случаев объединения двух, трех тамг в одну группу при помощи соединительных черт или близости расположения заставляют вообразить родственные, дружеские иные близкие связи (женитьбу, побратимство, аталычество, примирение кровников и пр) Одна группа из пяти знаков являет собой надпись типа силабо-иероглифической, которые имели применение у адыгов вплоть до XVI-XVII вв. и которые Г.Ф. Турчанинов прочитывает в своей книге "Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа", изданной на арабском языке в 1992 г. Только древние надписи северных склонов Одышьа графически ближе к хеттскому силабарию, а не к библскому, который Г.Ф. Турчанинов изводит от "ашуйской" пиктографики.

На одной линии (восток-запад) с этим камнем "т1ы-мэзыцу" (баран-зибо) в 150м на восток обнаружен еще один зооморфный камень в профиль напоминающий зверя из породы кошачьих (барс-хашумыщ) На втором камне как видно из рисунка всего пять изображений одного тамга-образного знака в различных вариантах начертания. (Рис 3.) Самый поздний, наиболее глубоко и четко выбитый, совпадает с тамгой абазинского рода Зунпа Самый древний петроглиф едва различимый а больше осязаемый близок к тамге кабардинцев Думаноаых или абазин Хуновых, Лиевых, Лягучевых Г Ф Турчанинов в составленном им ашуйском силабарии таким знаком обозначает звук "3э (жъа - 9). Разное начертание одного и того же иероглифа, очевидно, различает разные патриархальные семьи одного рода:

В 170 метрах далее по той же линии на восток располагается громадный дольмен-полумонолит [Ловлаче, 1991] На западной внутренней стене его камеры начертано семь знаков в компактной группе, которые можно читать как иероглифы и как силабарии. Среди них имеется знак типа турчаниновского силаба "зл", но в более архаичном начертании На верхней плоскости скалы испыуна выгравирован еще один петроглиф в виде прямоугольной решетки. (Рис 1,1) Такой знак можно увидеть на скалах горного Закубанья, среди петроглифов р Уруште-на, Пшехи у ст Черниговской, Шебжа у ст Ставропольской С северной стороны дольмена найдена каменная плита восьмидесяти сантиметров длинны, служившая в древности то ли информативной стелой то ли архитектурной деталью На ней глубоко грубо высечены замысловато переплетенные семь знаков без особого труда увязываемые с "ашуйским" силабарием (Рис 1, 2).

Каково же значение перечисленных археологических находок Во-первых "меточные камни" с тамгами помогут представить историко-демографическую картину жизни долины р. Шхагуаще в урочище Хамышей.

По археологическим данным жизнь в этом месте начинается в эпоху второго мощного остепнения во II-м тысячелетии до н.э. Тогда же в первой половине II-го тысячелетия были воздвигнуты плиточные дольмены Цербелевой поляны и окрестностей нынешнего села Хамышки В средине во второй половине И-го тысячелетия до н.э. по правому берегу р. Шхагуаще от северной оконечности хребта Дудугуш современного поселка Гузерипль поселились представители племени тореатов. построившие составные дольмены с полукруглыми в г завершениями тыльной части. Тогда же была, видимо намечена пограничная линия между родами, а скорее, между племенами Линию обозначали большие зооморфные камни, на которых были выбиты гербы пограничных обществ.

Жизнь в урочище продолжалась в период поздней бронзы и начала эпохи раннего железа, о чем говорит керамический подъемный материал собранный на и вокруг мегалитических памятников.

Но на время античной эпохи люди покидают глубинные ущелья из-за мощного облесения и выселяются частично на Закубанскую равнину, где участвуют в развитии фатско-каскейско-меотской культуры адыгов, частично на южные склоны Одышъа, где развивают колхидскую и цебельдинскую культуры абхазов и абазин.

В раннем средневековье (по мнению П. Алексеевой [Алексеева, 1971], с VII-VIII-гo века н.э. [Лавров, 1978. с. 196] начинается переселение абазин с южных склонов Одышъа на северные, которое активно продолжается до XIV века, сопровождаемое инфильтрацией абазин в черкесскую среду. С того времени и следует начинать формирование племени абадзехов.

В урочище Хамышей поселились потомки древних жителей эпохи бронзы и начала раннего железа Они отыскали свои гербы на пограничных камнях дольменщиков и стали использовать их в качестве святыни, отмечая возле них знаменательные события Эти события закреплялись добавлением тамговых знаков на верхнем камне у подножия г. Монах.

В Х-ХШ вв н.э. в этих ущельях Западной Черкесии располагалась Касахия. От этого времени на камне остались тамги кабардинских родов, перечисленных выше. Затем урочище занимают убыхи. Тогда должны были быть выбиты многочисленные гербы Бэрзэджей, Бэрсеев.

В ХV-м веке убыхов из подножия Дудугуша вытесняют бжедуги-хамышеевцы, переселившиеся с р Бзыби на северный склон Хотя они ненадолго задержались в этом урочище, но оставили свое имя в виде топонима "Хамышей" (русское Хамышки [Ногумэ, 1982] Бжедуги были вытеснены абадзехами ъ район Туапсе и с тех пор (примерно, с середины ХV-го века) до 1864 года это урочище населяли абадзехские роды Туовых, Брантэ, Дауров, Марэтыко, Сапиев, наверное, вернувшиеся убыхи Бэрэзджи и Бэрсэи [Лавров, 1965].

Повторяющиеся тамги высекались постоянными жителями в честь гостей при торжественных церемониях.

К примеру, примирение кровников отмечалось тамгами двух родов, соединенными горизонтальной линией Бракосочетание отмечалось компоновкой одного герба вовнутрь другого Покровительство обозначалось изображением тамги покровителя с добавлением по соседству его тамги с небольшим изменением или добавлением в сторону опекаемого Союз двух родов обозначался синтетическим гербом более сложного порядка.

И еще одну коммуникативную функцию выполнял этот камень. Эта функция замечена адыгскими этнографами, занимавшимися геральдикой [Лавров, 1965, Яхтанигов 1993) Во время посещения урочища Хамышей знатными гостями из других адыгских и абхазских племен, а также других кавказских народов, бысым приводил гостя к реликвии - священному камню Возле него совершалась церемония с жертвоприношением наподобие современного возложения венков и других торжественных атрибутов Тамга этого знатного гостя высекалась на священном камне.

При посещении более близких гостей им с гордостью рассказывали и показывали гербы знаменитых людей Кавказа, осчастлививших горное ущелье своим визитом.

Вот какую предварительную и конечно гипотетически-схематичную историческую информацию можно почерпнуть из описанных памятников наземной археологии урочища Хамышей.

Более подробные и точные сведения даст дешифровка многочисленных надписей, оставленных нашими древними предками на скалах Западной Черкессии Используя разработки Б Грозного, Ларо-ша, Гельба, Мериджи, Турчанинова, Дунаевской по хеттской и "ашуйской" палеографике, есть возможность более четко обозначить кавказскую цивилизацию древним письмом и заполнить многие пробелы в истории народов Одышъа.

Из перечисленных палеографов наиболее близок нам по строю мышления Георгий Федорович Турчанинов [Турчанинов 1999], совершивший научный подвиг, открыв древнейшее письмо заладносеверокавказцев. Одну его книгу с трудом издали в Союзе, но публикацию второй, еще более важной для абхазо-адыгов, затормозили на многие годы из-за предвзятого мнения консерваторов, выражающих российско-имперское и грузино-имперское мышление в науке.

Литература

1. Алексеева, 1971 - Алексеева E. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М. 1971.
2. Лавров 1978 - Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л. 1978.
3. Лавров. 1965 - Лавров Л., - К истории бжедугов и жанеевцев //Ученые записки Т. IV. История и этнография. Краснодар. 1965.
4. Ловпаче, 1991 - Ловпаче Н.Г. Могильник Кочипэ (Восточный) в Майкопе. //Культура и быт адыгов. Майкоп. 1991
5. Марковин, 1997 - Марковин В. И. Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья. М. 1997.
6. Ногумэ, 1982 - Ногумэ Ш. История адыгейского народа, Нальчик. 1982.
7. Турчанинов, 1999 - Турчанинов Г. Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М. 1999.
8. Яхтанигов, 1993 - Яхтанигов X. X. Северокавказские тамги Нальчик. 1993.

(Опубликовано в: Кавказ: история, культура, традиции, языки. Сухум, 2003, с. 197-205)
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)