Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » ЗА БАРДУС И САРАКАМЫШ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

ЗА БАРДУС И САРАКАМЫШ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

ЗА БАРДУС И САРАКАМЫШ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
История
zara
Фото: Адыги.RU
06:56, 07 февраль 2020
8 141
0
История казачества, как и всей страны, имеет много непрочитанных страниц. Даже таких, которые любому народу составляют славу и почет. Сейчас мы пытаемся восстановить все трагическое и героическое. К последнему, несомненно, относится участие кубанских казаков в первой мировой войне. 22 октября 1914 года начались военные . действия на Кавказском фронте. Первый удар противника приняли на себя кубанские части. Среди сообщений Петроградского телеграфного агентства (ПТА) за 22 и 25 октября были такие: »Одна из наших казачьих сотен лихо атаковала в конном строю окопы и порубила турецкую пехоту»; «наша казачья артиллерия, выдвинутая... в тыл туркам, открыла убийственный огонь». Но это было лишь начало, главные действия развернулись позже.
ЗА БАРДУС И САРАКАМЫШ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕИстория казачества, как и всей страны, имеет много непрочитанных страниц. Даже таких, которые любому народу составляют славу и почет. Сейчас мы пытаемся восстановить все трагическое и героическое. К последнему, несомненно, относится участие кубанских казаков в первой мировой войне.

22 октября 1914 года начались военные . действия на Кавказском фронте. Первый удар противника приняли на себя кубанские части. Среди сообщений Петроградского телеграфного агентства (ПТА) за 22 и 25 октября были такие: »Одна из наших казачьих сотен лихо атаковала в конном строю окопы и порубила турецкую пехоту»; «наша казачья артиллерия, выдвинутая... в тыл туркам, открыла убийственный огонь». Но это было лишь начало, главные действия развернулись позже.

В ноябре и декабре Кавказская армия повела тяжелые бои с противником на трех направлениях. Особенно напряженными они были на одном из них — Саракамышском, на котором действовала оперативная группировка войск из первой и второй кубанских пластунских бригад первой Кавказской казачьей дивизии. Перед ней стояла задача не только оборонять крепость Сара-камыш, падение которой могло поставить в безвыходное положение значительную часть русских войск, но и овладеть горными перевалами, превращенными турками в укрепленные позиции.

Покрытые снегом, возвышавшиеся горные отроги, разрезанный глубокими ущельями далекий Бардусский перевал, которые предстояло проходить с боями, казалось, самой прироясь упредить русских, 8 декабря начал наступление на Саракамыш. Основные силы Сракамышского отряда вынуждены были отойти восточнее крепости.

13 декабря стал первым днем сражения" за город. Энвер-паша бросил на штурм крепости до 1В батальонов. В полдень, в критический момент обороны, к осажденным подоспел первый Запорожский казачий полк. Спеша на помощь и слыша канонаду тяжелого боя, казаки пускали коней рысью всюду, где позволяла зимняя горная дорога. С ходу они ввели в бой пулеметы,четыре конных артиллерийских орудия и отбросили противника. Поздно вечером 15 декабря а Саракамыш вошла первая пластунская бригада генерал-майора М. А. Пржевальского, который принял общее руководство обороной. Пластуны сделали казалось бы невозможное, совершив за сутки 80-километровый марш в горных условиях. Через несколько часов после их прихода турки замкнули кольцо окружения.

Обе стороны готовы были к решающим боям. На следующий день, 16 декабря, казачий отряд в составе пяти батальонов при четырех орудиях под командованием Букретова повел наступление на Бардусский перевал и нанес несколько отвлекающих ударов. К середине дня удалось занять высоту Гусейнага-юрт, господствовавшую над перевалом, и установить на ней два горных орудия. Однако, выйти к перевалу оказалось невозможным: для этого нужно было преодолеть обстреливаемую турками узкую и засыпанную снегом долину реки Ахар-дах. Ожесточенные схватки велись на протяжении всего дня. Все части сражались геройски. Например, когда на одном из участков турки неожиданно напали на 80-й. пехотный кабардинский полк, казаки сами перешли в контратаку и добыли победу в штыковом бою.

Однако, главные события этого дня развернулись в самой крепости. Поздно вечером несколько колонн турецкой риадэ (пехоты) внезапно атаковали третий пластунский батальон, занимавший укрепление «Орлиное гнездо». Батальон прикрывал район железнодорожного вокзала, где находились склады боеприпасов. Превосходящими силами противник прорвал оборону, вышел к вокзалу и стал занимать первые жилые дома. Видя это, с небольшим отрядом на помощь кинулся начальник вокзального сектора обороны, командир первого Запорожского полка Кравченко, но он погиб в бою. Его участь разделил и сотник шестого пластунского батальона Заскалько, который со взводом казаков атаковал противника уже на железнодорожном мосту.

Когда Пржевальскому доложили о возникшей угрозе, он принял единственно возможное решение: направил на закрытие прорыва свой резерв. Он составлял всего лишь две сотни шестого пластунского батальона. Молниеносная контратака была проведена без единого выстрела. В штыковом бою турки были выбиты из крепости.

Но еще тяжелее оказалось 18 декабря, когда противник попытался начать широкое наступление и, наконец, изменить ситуацию в свою пользу. Однако из этого ничего не вышло и инициатива постепенно перешла к русским войскам. Утром 20 декабря они предприняли атаки в направлении Бардусского перевала, а к двум часам дня пластуны наступление повели казаки конной группы фесенко, а затем — группа Пржевальского.

Казаки ' являли собой пример стойкости, мужества и верности долгу. Так, 19 декабря подъесаул четвертого пластунского батальона Дубина с десятью пулеметными расчетами занял один из отрогов Бардусского перевала. В ходе боя оказалось невозможным поддерживать наступление товарищей пулеметным огнем, но и бездействовать он не мог. Подъесаул собрал группу бойцов, атаковал горную батарею турок и зах»атил ее. 22 декабря начальник участка на правом фланге Бардусского отряда войсковой старшина Романенко лично повел сотни в атаку и увлек за собой соседние части. В ходе нее солдатами Дербентского полка был взят в плен штаб турецкого корпуса во главе с командиром. Сам же Романенко посмертно был награжден орденом Георгия IV степени.

Наступление на перевал велось тремя колоннами, сформированными, главным образом, из кубанских казаков и пластунов. Во главе их были командир второй пластунской бригады Гулыга, командиры полков Родионов и Габеев.

В последние дни декабря погода в гонах окончательно испортилась, начались метели. Дороги занесло глубоким снегом. Продвигались медленно, часто останавливаясь. Трудно было дышать не только от холода: сказывалась высота. На морозном воздухе стволы винтовок и карабинов покрывались густым белым инеем. Колонны запаздывали с развертыванием. И вот перевал. Лервал попытка Родионова взять Бардус в ночь с 27 на 28 декабря не удалась — турки ответили контратакой. Два дня продолжались бои с переменным успехом. Наконец, в ночь на 29 декабря перевал был захвачен. Эта победа далась настолько трудно, что изнуренные части не смогли преследовать поспешно отступавшие после, потери стратегически важной высоты турецкие войска.

Наступал 1915 год, еще более грозный и тяжелый...



Валерий МАЛЬЦЕВ,
старший преподаватель Адыгейского АГУ
www.adygi.ru
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)