Аул Габукай

Аул Габукай
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
12:09, 14 декабрь 2018
15 799
0
Мой любимый аул — Габукай! отсюда я начал свой путь большой мир. Дороги жизни пролегли по многим регионам страны. Но где бы я ни был, всегда вижу перед собой родной аул, окаймленный могучим, лесом Курго и огибаемый полноводной, стремительно несущейся рекой Пшиш, На протяжении 265 километров принимает Пшиш пятнадцать речных притоков родниковой чистоты. Они. словно полированные серебряные лепестки к кавказскому поясу, украшают ее. Своенравная, необузданная, грохочущая в горных теснинах, Пшиш выходит на равнину и, приняв около моего аула родниковые воды Камла и Цица, впадает в рукотворное море республики. Какие бы проказы ни вытворяла река на своем пути, утихомирившись, она дарит людям прохладу, свежесть, чистоту и силу. Огонь в родном очаге теплее, когда, как свою собственную боль чувствуешь горечи и радости Родины. Поддерживая
Аул Габукай
Мой любимый аул — Габукай! отсюда я начал свой путь большой мир. Дороги жизни пролегли по многим регионам страны. Но где бы я ни был, всегда вижу перед собой родной аул, окаймленный могучим, лесом Курго и огибаемый полноводной, стремительно несущейся рекой Пшиш, На протяжении 265 километров принимает Пшиш пятнадцать речных притоков родниковой чистоты. Они. словно полированные серебряные лепестки к кавказскому поясу, украшают ее. Своенравная, необузданная, грохочущая в горных теснинах, Пшиш выходит на равнину и, приняв около моего аула родниковые воды Камла и Цица, впадает в рукотворное море республики. Какие бы проказы ни вытворяла река на своем пути, утихомирившись, она дарит людям прохладу, свежесть, чистоту и силу.

Огонь в родном очаге теплее, когда, как свою собственную боль чувствуешь горечи и радости Родины. Поддерживая огонь души своих предков, поколения жили и живут традициями народа. Всю жизнь в душе моей безраздельно живет любовь к родному маленькому аулу Габукай. Без этого чувства нет и любви к большой Родине.

На месте современного аула Теучежхабль (в прошлом аул Габукай) по данным археологических исследований, проведенных в 1989-1990 годах, было древнее поселение. Располагалось оно на небольшой возвышенности и находилось по течению реки ниже того места, которое сейчас занимает аул.

Во время раскопок была вскрыта платформа, сложенная из светло-желтой глины. Она оказалась полом глинобитного дома. Рядом с платформой обнаружены кусок обожженной глины, скопление керамики и плиток. Ценной находкой стали остатки очага, каменный жернов и 4 погребения. Археологический материал: вещи из хозяйственных ям, погребения и инвентарь — позволяют установить хронологические рамки поселения, его этническую принадлежность. Поселение, видимо, существовало в IV веке новой эры. Оно принадлежало местам — древним предкам адыгов. Вещи, обнаруженные в данном памятнике, имеют аналоги среди меотских памятников на территории республики.

На долю аула, на разных этапах истории выпадали тяжелые испытания. Еще в XIV веке на берегах реки Пшиш, с целью завоевания Бжедуг-ских земель, появились войска татарского хана. Бжедугские князья в течение короткого времени сумели привлечь абазин и собрать большое войско. Две враждующие стороны расположились около равнины, где ныне высится Курган Билюха. Отряды абазинских и бже-дугских воинов — с восточной стороны, отряды хана — с западной стороны. С восходом солнца на равнину вырвался раскаленный вихрь, рассыпались и разлетелись по всему ее простору. Солнце ослепляло коней и всадников. Неслась по равнине Орда.

И вот ринулись с высот отряды бжедугов и абазин. Закипела, загрохотала битва. Задрожала земля. В единый гул слились боевые крики, конский топот и лязг оружия. Все смешалось. Солнце катилось к закату и татарский хан решил посмотреть поле битвы. Ужас исказил лицо, когда с высоты кургана увидел он поле между лесом Теуруко и Хамцергуем. Оно было устлано ранеными и убитыми воинами и конями. Татарский хан на Пшише понял, что мечом он не сможет добиться желаемого. Он решил сменить оружие на дипломатию. Был заключен договор, приемлемый для обеих сторон, Место у реки Пшиш, где происходили эти события, ныне именуется татарским бродом. По сей день на историческом поле находят старые мечи, наконечники стрел и другие принадлежности военных амуниций. Тяжелораненые воины, не сумевшие уйти с войском, поселившись невдалеке от поля битвы, образовали аул Тетерхабль. В 1862 году Тетерхабль влился в аул Габукай.

В 1501 году войска крымского хана Мухамед-Гирея вторгаются в пределы адыгов и терпят поражение.

В 1551 году состоялся поход Сахиб-Гирея на адыгов, организованный по приказу султана. Поводом явилось нападение Алегука и Антанука, сыновей Джанбека на османских подданных под Азовом. До нас дошли гордые речи одного из братьев: «Хан, говорят, идет грабить нас. но мы поведем себя не как жанеевцы и кабардинцы. Он силен своими пушками, а мои пушки и лишали — крутые горы и быстрые кони». Ожидая прибытия крымского войска, князья А-легук и Антанук со своими людьми скрылись в горах Бужадук, около речки Бшагут, (т.е. в земле бжедугов). На четвертый день похода войско Сахиб-Гирея пришло в те места. Адыгское укрепление было окружено и захвачено после ожесточенного сражения. Антанук попал в плен, селения адыгов хан приказал сжечь. Поход в Черкесию оказался роковым для Сахиб-Гирея.

В 1746 году крымский хан Салим-Гирей жалуется атаману Донского войска Ефремову, что бжедуги ведут вооруженную борьбу против Крымского ханства.

Проникновение мюридизма на Северный Кавказ по-разному воспринималось горскими народами. Создаваемые Магомет-Амином отряды хаджиретов, состоящие из клятвопреступников, изгнанников и обедневших юношей-сирот, добивались мечом и огнем признания новой веры у абадзехов, махошев-цев, егерухайцев и темиргоевцев. Более решительную позицию заняли бжедуги, которых для изоляции от-русских Магомет-Амин решил увести в глубь адыгских земель,

В 1849 году, 25 апреля, бжедуг-ские князья и дворяне собрались на общий съезд в ауле Габукай для переговоров с уполномоченными представителями Магомет-Амина. Отряд хаджиретов не добился желаемого результата и, опасаясь полного поражения, уехал в свои пределы. Вскоре после этого Магомет-Амин женился на сестре темиргоевского князя Карабека Болотокова и лишь это помогло ему впоследствии продвинуться в своих намерениях в отношении бжедугов.

В жестокие годы Кавказской войны дважды сжигался дотла мой аул, дважды вставал он из руин и пепла, обретая новую жизнь.

Генеалогическое дерево нашего рода, составленное по воспоминаниям моей тети Уджуху Цаци Дадуховны, 1877 года рождения, охватывает период с 1722 год%. Именно с этого года (рождение прапрадеда) восстановлены ветви нашего рода. Это подтверждается многими фактами, событиями и историческими материалами.

Хан-Гирей в своем знаменитом предании, касающемся 1471 года, «Набег Кунчука» пишет: «... — Впрочем, Кунчук сам создан из дерзости, и как ему удалось пригнать табун Шамхала из-за Казанища, схватить пленника из Джеметея, то он готов на хвосте черта «переплыть через Азовское море»...

Сохранился и поныне окуток Джеметея в ауле Габукае.

Как пишет исследователь Семен Броневский в своей книге «Кавказцы» (новейшие географические и исторические известия о Кавказе с 1750-1820 годы...), бжедуги живут у подошвы черных гор ближе к Кубани, против Усть-Лабинской крепости. Здесь, на живописных местах рек Мате и Пчехомате находятся аулы Узденя Нешуха, называемые Габухай и Нешухай. Обе эти речки сливаются, прежде чем стать частью Кубани.

Несомненно, что аул под названием Габукай существовал и ранее, но в силу событий, происходивших в 1750-1864 годах, как и многие другие аулы, он несколько раз менял место расположения.

Лишь 10 октября 1842 года аулы Габукай и Ашинохабль, переселившись к месту расположения поселения Джоматии образовали единый аул^ и стал именоваться Габукаем.

Позже, в 1862 году, к нему присоединились поселения Тхаркаховых, Тетерхабль.

Небезынтересны и другие факты, упоминаемые в разных источниках.

Цель движения заключалась:

1) в проложении удобного доступа к этим аулам, а также вырубка просеки на р. Пшиш против а. Тетер-Хабль;

2) в истреблении этого и других Поблизости аулов, а также огромных запасов сена и хлебов, заготовленных в местах- на равнине за Пшишезд,

По исполнении приказа был ослан рапорт от генерал-майора Ягодина № 10 от 14 ноября 1857 г. командующему войсками генерал-лейтенанту и кавалеру Козловскому:

«...8 ноября под начальством полковника Кутневича выслан был отряд из 2,5 батальонов, 5 сотен казаков, 2-х конных и 4-х пеших орудий для истребления аулов вниз по р. Пшиш. В этот день после довольно жаркой перестрелки преданы огню три аула, а именно Габукинь-Хабль, Хатюкай-Хвбль, Ашино-Хабль...».

В 1863 году за год до окончания Кавказской войны, в ауле Габукай проживало 205 семейств, 1362 человека мужского пола, 903 женского, всего 2260 человек, имелось три мечети. Аул располагал распашкой в 17 десятин ярового хлеба и 17 десятин озимого.

В 1903 году габукаевским старшиной был Хутаг Кушмизоков. Продолжая политику разрушения этнических групп народов Северного Кавказа, царскими властями в аул Габукай было переселено в 1864 году 30 абадзехских семейств, всего 175 человек.

Десятки обездоленных сирот-Детей, потерявших родителей во время выселения горцев в Турцию, нашли приют в моем ауле.

Поколение сменяло поколение, не покидая седла боевых коней. Герои сменяли героев, защищавших свою свободу и независимость. Труден и тернист был путь сближения с великим соседом, но шаг за шагом наши народы обретали взаимное доверие. Когда в России началось широкое движение за оказание помощи балканским народам, находящимся под игом Османской империи, мои земляки откликнулись сразу же. Они не только внесли посильный материальный вклад, но и сами принимали активное участие в боевых действиях на стороне русских войск, «Летучие всадники» — так называли Кабардино-Кумыкский полк, в котором находились мой дед Дадух, Шхамоуко Умар и Риуж Хапиште. Воины полка нанесли сокрушительное поражение османской кавалерии при селах Бегли-Ахмег и Субботан, За осбое отличие в боях при штурме Карса в 1877 году мои земляки получили особые знаки для головных уборов с надписью: «За отличие в Турецкую войну».

Много мрачных картин и в недавних воспоминаниях моих земляков. Одной из них является белый и красный террор в эпоху революции. 8 станицах, аулах и хуторах свирепствовала «Дикая дивизия», в составе которой находится отряд Каплан-Гирея. С его помощью князья Канчук, Шабанов. Вочепш, Казанское и Джеджеб с помощью группы агитаторов, поселившихся в ауле в феврале 1918 года, выставили заслон наступающей Красной армии у а. Габукай. Продержались они недолго. После небольшой артиллерийской атаки с водораздельного хребта станицы Рязанской сборный отряд поспешно покинул аул. Наступающая армия в одно мгновение опустошила аул, выгнав людей'из своих жилищ. Их приютили жители соседних селений. Было убито 340 жителей аула, остались лишь 600 сирот, вдов и маломощных стариков.

Вот как рассказывает последний очевидец этих событий Лимгаже. Попытки арестованных объяснить свою непричастность к этим событиям не имели успеха. Молодые среди пленных отчаянно требовали немедленного действия — самоосвобождения. Целая группа казачьего населения хутора Малакановки.

После первых слов молитвы ля-илла-алла-лах раздалась пулеметная очередь.

С содроганием вспоминают в 60 куплетах «плача габукайцев» каждый эпизод этой бойни.

Возмущение этими беззаконными действиями было столь велико, что III съезд Советов Кубани и Черноморья потребовал немедленного принятия обращения ко всему населению. В нем, в частности, говорилось: «Грабежи, насилия и убийства трудового горского народа, творимые в дни революции отдельными отрядами и жителями некоторых станиц, без ведома ЦИК, достигло ныне такого беспредела, что с лица земли стерты целые аулы и остатки их обречены на гибель и голодную смерть. Чрезвычайный съезд Советов поручил ЦИК немедленно оградить жизнь и имущество горцев и других национальностей от дальнейшего посягательства со стороны каких бы то ни было отрядов, групп и отдельных лиц. Пострадавших горцев немедленно вернуть в родные места, возвратить им отобранное имущество, оказывать материальную и моральную поддержку».

Но зло сотворило свое дело. Все пространство от аула Габукай до аулов Понежукай, Нешукай и Джиджихабль было усеяно могилами моих земляков. Только по истечении 8-ми месяцев беженцы смогли вернуться в родной аул.

Аул был пуст одичавшие собаки кидались на своих бывших хозяев. Аулу пришлось вновь возрождаться из пепла. Осенью 1918 года в Габукае был организован сельский Совет, Вследствие ходатайства Горского исполкома и черкесского населения, 27 июля 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет своим постановлением выделил из Краснодарского и Майкопского отделов Кубано-Черноморской области территорию ныне населенную черкесами (адыгейцами) и образовал Черкесскую (Адыгейскую) автономную область в составе трех округов: Псекупский округ, Ширванский округ, Фарский округ. Аул Габукай входил тогда в Ширванский округ, центром которого являлся аул Адамий.

Из поколения в поколение передается рассказ о многотысячном митинге, состоявшемся в ауле Габукай в 1922 году накануне пятой годовщины Великого Октября. Благодарный земляки написали письмо Владимиру Ильичу Ленину. «От имени всего черкесского народа.— говорилось в нем— в -лице Вашем мы приветствуем Советскую власть, давшую на деле самоопределение всем малым народам». Мечтали мои земляки по-новому — и построить городок, и заиметь электростанцию.

Пламя борьбы с немецкими захватчиками в 1942 году пылало и на многострадальной земле аула. Многие сыновья и дочери родного Габукая, давая отпор носителям насилия, отчаянно защищали свою землю, свободу и независимость. Война унесла 180 жизней, Сколько трагедий, искалеченных судеб, сколько талантов погибло, так и не раскрывшись! С ранних лет дети моего аула вынуждены были держат, оружие в руках. Им некогда было ждать часа просветления и сменить оружие на перо.

За недолгое время, длиной в одну, две человеческие жизни, изменилось лицо родного аула. Были вывернуты лучшие корни аула. Эмигрировали в зарубежные страны более ста семей, погибли в гражданскую войну 380 человек, репрессированы (1930-1940 годы) 120 человек (1941-1943) годах 181 человек, исчезли навсегда отдельные этнические группы, знаменитые роды, истребленной оказалась наиболее интеллектуальная часть аула.

Время 'еще не успело залечить раны. В нищете и голоде, лишенные элементарной заботы, росли не по годам повзрослевшие дети-сироты. И надо ли винить аул в том, что слишком долгим оказался путь возрождения!

" И вот наступили первые десятилетия трудной, созидательной, мирной жизни аула. Народ вздохнул свободно.

Помню, как в 1951 году прокладывали дорогу через реку Пшиш и связали таким образом аул с большой Родиной — Россией. На призыв о строительстве моста откликнулись многие регионы нашей страны. Тогда казалось, что все дороги страны вели к маленькому . Окончание строительства бы го большим радостным событие аульчан. По мосту шла к нам бескорыстная помощь. По ней, по дороге жизни, везли материалы и новое оборудование для строительства трехэтажной '.толы, амбулатории с аптекой, До «л культуры, школы искусств для детей. Позже, в 1991 году, по улицам начали прокладывать первые километры газопровода.

Мост стал началом моей дороги, началом пути многих моих земляков. Он явился также местом расставания и встреч, местом обретения новой жизни. Сейчас мой аул в дороге. А кто постоянно в пути, не может не вобрать в себя то, лучшее, что сотворено умом и руками человечества. В полную грудь дышится моему современнику, в родном очаге которого вот ужа полвека горит мирный огонь братства и дружбы.

www.adygi.ru
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)