СОЧИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

СОЧИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
История
zara
Фото: Адыги.RU
11:59, 16 октябрь 2021
5 230
0
"Племя Саше, – указывает Торнау, – повинуется князю Али Ахмету Облагу, хотя и не во всех случаях... он из всех князей и владельцев от р. Шахе до р. Бзыба сильнейший и пользуется хорошим достатком". Его дом, пишет автор далее, "построен в одной версте от селения Сочипсы и на том же расстоянии от моря, на берегу которого сделан не¬большой завал из деревьев и земли для прикрытия дороги, ведущей в селение". У его жителей, согласно Торнау, были "в употреблении три языка: черкесский, абазинский и убыхский".
СОЧИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
"Племя Саше, – указывает Торнау, – повинуется князю Али Ахмету Облагу, хотя и не во всех случаях... он из всех князей и владельцев от р. Шахе до р. Бзыба сильнейший и пользуется хорошим достатком". Его дом, пишет автор далее, "построен в одной версте от селения Сочипсы и на том же расстоянии от моря, на берегу которого сделан не¬большой завал из деревьев и земли для прикрытия дороги, ведущей в селение". У его жителей, согласно Торнау, были "в употреблении три языка: черкесский, абазинский и убыхский".
Участник Кавказской войны полковник С. Эсадзе, описывая высадку десанта в устье р. Сочи в апреле 1838 г., указывает, что в результате боя войска "прочно утвердились на горе и заняли деревню Сочи" (на плато вы¬ше форта). Позже, при отражении нападения убыхов, бы¬ло сожжено четыре поселения: два, находившиеся вблизи крепости (в районе современного Пролетарского подъема), и два – неподалеку от них, в восточном направлении.
Дополнительные, уточняющие сведения о селении Сочи со¬держатся в записях английского эмиссара, представителя торговой буржуазии Джеймса Белла, прожившего среди причерноморских шапсугов и убыхов три года, с 1837-го по 1839-й. Его дневник, впервые изданный в 1840 г. в Лон-доне, представляет собой исключительно важный и цен¬ный источник для изучения истории, культуры и быта коренного населения Сочи перв. пол. XIX в., насильствен¬но выселенного с побережья в 1864 г. по окончании Кавказской войны.
В долине р. Сочи Белл впервые побывал в апреле 1838 г., во время посещения им "аула в восточной части долины Саше" (левый берег), незадолго до высадки рус¬ского десанта. Долина (в ее нижней части) имела, по его словам, протяженность 5-6 миль (до 10 км) и ширину око¬ло 1 мили. Она отличалась "привлекательными возвышен¬ностями по обеим сторонам" реки и была ограждена с се¬вера высокими горами. Но больше всего его поразил "холм на западной стороне (пра¬вый берег реки. – Т. П.), который почти на протяжении мили покрыт сплошным виноградником", являвшимся "общим достоянием соседей". В середине долины, отмеча¬ет Белл, было "разбросано еще четыре больших аула, а несколько других выглядывает из лесистых холмов, окру¬жающих долину". Вся местность представляла собой, по Беллу, "бесподобную сельскую красоту, счастье и изоби¬лие".
По прибытии в Сочи Белл и его спутники "отправились на лежащую близ моря возвышенность" (плато – террито¬рия посада Сочи втор. пол. XIX в.), где намечалось провести совещание. В нем приняли участие Облагу Али Ахмет, а также признанный глава убыхов Берзек Хаджи Дагумоко Исмаил, аул которого находился вблизи впадения р. Агуа в р. Сочи, другие авторитетные и уважаемые люди.
Второй раз он посетил Сочи в начале мая 1838 г., уже после высадки десанта. "Пересекши (с северо-запада на юго-восток. – Т. П.) долину, – пишет Белл, – мы приехали к возвышенностям, находившимся непосредственно на виду у русского лагеря" (то есть к невысокому хребту, тянущемуся вдоль современного Курортного проспекта, быв¬шей ул. Подгорная).
Совещание, на которое он был приглашен, собиралось по поводу получения убыхами письма от генерала Симборского, командовавшего недавним десантом в устье р. Сочи. Для участия в нем прибыло около 200 человек, в том числе Берзек Хаджи Дагумоко.
В записях Белла указывается, что собрание происходи¬ло "на цветущем лугу под тенью могучих, покрытых гу¬стой листвой деревьев. С другой стороны, – пишет он, – луг примыкает к длинным изгородям какого-то аула. Мы на¬ходились на расстоянии пушечного выстрела от лагеря (русского. – Т. П.), скрытые от него, но наши разговоры время от времени прерывались грохотом полевой пушки или оружейным выстрелом аванпостов". Собравшиеся ре¬шили не признавать власть России и не складывать ору¬жие.
Белл с горечью отмечает, что со времени его первого посещения Сочи здесь "произошли очень большие пере¬мены; природная красота долины расцвела в обилии зеле¬ных растений и листвы, но ее аулы покинуты; … я увидел, – говорит он, – огромную лисицу, спокойно пробегавшую поперек поля, как будто она знала, что ее прежние враги вытеснены отсюда".
Очередной раз Белл был в Сочи в июле 1838 г., следуя через него на юго-восток, к морю. "Когда я проезжал мимо чудесной долины Сочи, – пишет он в своем дневнике, – я был в восторге от нее и до некоторой степени удивлен, най¬дя нетронутой ее красоту: не сожжено ни одного аула, не свалено ни одного стройного дерева (выше по течению ре¬ки. – Т. П.). Пастбища были покрыты стадами и обнесены плетнями на расстоянии 1 или 2 миль от моря".
В этот свой приезд Белл выразил желание осмотреть один из старых крестов, находившийся в священной для жителей Сочи роще, на вершине одного из холмов в вос¬точной части плато. Здесь, под деревьями, он увидел не¬сколько старинных, по его замечанию, могил и висевший на одном из огромных дубов железный "крест" (цепь на подхвате с тремя равноконечными крестами в средней ча¬сти) с крючками для подвешивания жертвенного мяса. Оттуда, пишет Белл, он "увидел несколько русских, кото¬рые прохаживались взад и вперед около одной из сторон укрепления (устроенного на горке выше форта Алексан¬дрия. – Т. П.) и только вершина маленького холма скры-вала нас взаимно друг от друга". "Я думаю, – делает он вывод, – что она-то (реликвия-крест. – Т. П.) и была причиной, по которой русским во время их нападений в этом направлении было оказано такое сильное сопротивление".
"Спустившись с этого священного холма в овраг, на¬ходившийся непосредственно под ним (обрывался в море у библиотеки имени Пушкина, юго-восточнее концертного зала "Фестивальный". – Т.П.), – указывает Белл, – мы про¬ехали мимо большого и очень хорошо устроенного, живо¬писно раскинувшегося аула, окруженного вьющимися виноградными лозами и многочисленными фруктовыми деревьями. Жители его покинули потому, что он лежит на расстоянии одной мили, а то и того менее от форта". Далее, перейдя реку (современная Верещагинка), они минули "другой так же красиво устроенный аул, в котором един¬ственными живыми существами остались две собаки", пересекли по диагонали старый дубовый лес и вышли к морю южнее форта на р. Сочи. "Наш ужин на обратном пути, – замечает Белл, – состоялся в покинутом ауле, где оставалось все же несколько слуг с рогатым скотом".
Упоминавшийся выше форт Александрия был построен на склоне горы, вблизи левого рукава р. Сочи. Крепость по¬стоянно обстреливалась горцами. Как сообщается в "Обо¬зрении восточного берега Черного моря" (апрель 1839 г.), "гора с северо-восточной стороны господствует над крепостью на дальний ружейный выстрел... Черкесы беспре¬станно приходят на гору и стреляют в укрепление" (форт). В связи с этим в сентябре 1840 г. было предложено постро¬ить на "командующей" высоте, перед восточным фронтом, каменную башню на 25 чел. и два полевых орудия (ранее, в 1838 г., на этом месте кратковременно существовало, как уже указывалось, отдельно стоявшее укрепление с двумя орудиями). Считалось, что эта мера обеспечит "спокой¬ствие гарнизона". Однако укрепленный холм сам оказался под обстрелом с других высот, господствовавших, в свою очередь, над ним. По этой причине укрепление выше фор¬та было оставлено, но название горы (Батарейка) сохрани¬лось до нашего времени.
Исторические сообщения разного времени, русские военные карты свидетельствуют, что территория верхней части убыхского селения Сочи совмещается с современными улицами Первомайской, Войкова, Нагорной, Кубанской, Курортным проспектом, ул. Орджоникидзе, другими улицами и переулками в пределах упомянутого выше плато.
Современный город Сочи унаследовал территорию убыхского селения, его название и историю. Так когда же был основан наш город? Наука говорит, что датой основания населенного пункта является время наиболее раннего упоминания о нем в письменных источниках. Для Сочи, как мы выяснили, это был 1641 г.
В то же самое время нельзя не учитывать результаты археологических изысканий. А они свидетельствуют, что временные корни города уходят далеко вглубь веков. Доказательством этому служат, например, мотыжки сочи-адлерского типа с поселения новокаменного века (неолита), обнаруженного доктором исторических наук Ю. Н. Вороновым на террасах пологих склонов г.Батарейка, что в самом центре Сочи.

Т. Половинкина,
историк,
Заслуженный работник культуры
Республик Адыгея и Кабардино-Балкария.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)