Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Материальная культура адыгов в XIV-XVI вв

Материальная культура адыгов в XIV-XVI вв

Материальная культура адыгов в XIV-XVI вв
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
04:53, 28 январь 2020
21 171
0
О поселениях и жилищах адыгов в эпоху позднего средневековья сообщает целый ряд авторов (Интериано, д'Асколи, Эвлия Челеби и др.), но основным источником для изучения материальной культуры являются археологические памятники. При раскопках курганов, могильников находят предметы вооружения, украшения, остатки одежды, орудия труда, бытовые предметы, глиняную, металлическую и стеклянную посуду, культовые предметы и др.
О поселениях и жилищах адыгов в эпоху позднего средневековья сообщает целый ряд авторов (Интериано, д'Асколи, Эвлия Челеби и др.), но основным источником для изучения материальной культуры являются археологические памятники. При раскопках курганов, могильников находят предметы вооружения, украшения, остатки одежды, орудия труда, бытовые предметы, глиняную, металлическую и стеклянную посуду, культовые предметы и др.

На территориях Черноморского побережья и Северо-Западного Кавказа, как на его северном, так и на южном склонах, встречается огромное количество адыгских средневековых курганов, состоящих из нескольких десятков, а иногда и сотен небольших земельных или каменных могильников, часть из которых была исследована в ауле Ленинохабль, в ауле Нешукай, в районе Новороссийска, в Геленджике, в Туапсинском районе и в других местах. Эвлия Челеби, путешествуя по землям адыгов, отмечал, что "весь Черкесстан покрыт могильниками". Поселения адыгов были типа аулов. Остатки их известны на р. Афипс (Убинское), на р. Псекупсе и в других местах (выше они перечислены). Представление о типе поселений мы можем составить по описанию их в земле племени шегаков, живших в окрестностях Анапы, Жане, и в области Хатукай, в земле племени адами. Эвлия Челеби поселения адыгских племен называет "кабак" или "пшуко", последнее, по-видимому, искаженное адыгское слово псухо. Этим термином адыги (черкесы) обозначали соседскую (сельскую) общину. Эвлия Челеби так описывает адыгские поселения: Пшуко (на языке черкесов) шегаке представляют собою дома, расположенные группами у подножия гор среди больших полей и лесов: сорок домов в одном месте, десять домов в другом, двадцать в третьем, в которых поселились по соседству близкие и дальние родственники. Вокруг из длинных толстых бревен и прутьев делают азбаре, то есть двор, обнесенный плетнем, напоминающий крепость. Дома и все хозяйственные постройки находятся в этом дворе-азбаре. Каждую ночь, приставив к дверям двойные подпорки и спустив с толстых цепей собак, подобным львам, они спокойно засыпают. Весь Черкесстан таков. Пшуко племени жане - "Это пятьсот домов, крытых тростником и камышом, (расположенных) у подножия гор Хайку". Кабак (селение) Педеси, находился на берегу р. Шепси (нынешний Северский район). "Это также благоустроенное селение из трехсот домов в стране хатукай-черкесов... Окрестности деревни Педеси, находящейся у подножия... гор Оюз, представляют собой (как бы) крепость из четырех рядов земляных валов и срубов из громадных бревен. Таковы же окрестности всех селений и пшуко в черкесской земле. Ибо у черкесских племен села враждебны друг другу. Так что нет недостатка в постоянных междоусобных войнах и распрях. (Тем не менее) они общаются и торгуют между собой. Селение (шуко) племени адами было расположено у подножия гор на берегу реки Псекупса (по-татарски Кызлар-алпан) и насчитывало пятьсот домов.

Таким образом, поселения адыгов в период позднего средневековья, как правило, состояли из 300 - 500 домов, но были поселения, состоящие и из меньшего количества домов. Описывая селение племени адами, Эвлия Челеби приводит легенду, которую ему рассказали адыги (черкесы), почему это черкесское племя называют адами. "В скалах, расположенных по направлению к кыбле, находится ряд громадных пещер. Из этих пещер вытекает река, называемая Кызлар-кеткец или Кызларалган (р. Псекупс). Внутри первой пещеры находится бронзовая статуя человека. Высота статуи превышает рост обыкновенного человека. В правой руке бронзового человека - тяжелая бронзовая палица. Человек все время размахивает ею. Желающие пройти в пещеру должны идти до входа в нее берегом реки Кызлар-алган. Если пройти мимо бронзового человека, то за спиной его внутри пещеры видна дверь. Вошедший в эту дверь попадает в другую пещеру, которая наполнена несметными сокровищами. Если человек не притронется к этим сокровищам, то он может спокойно выходить из пещеры. Тот же, кто возьмет хотя бы самую малость, будет неминуемо превращен в месиво палицей бронзового человека".

Живущее в этом районе черкесское племя называют адами по названию того бронзового человека. Эвлия Челеби с девятью спутниками побывал в этой пещере и вернулся обратно невредимым.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)