Зихи и косоги - предки адыгов. Хозяйство зихов и косогов
Культура
Степи правобережья Кубани со второй половины III в. н.э. становятся уделом кочевников. Здесь складывается мощный алано-сарматский союз ираноязычных кочевников, который был разгромлен огромными полчищами гуннов в 70-х годах IV в. н. э. Часть алан гунны увлекли за собой на запад, часть оттеснили в горы Северного Кавказа.
Степи правобережья Кубани со второй половины III в. н.э. становятся уделом кочевников. Здесь складывается мощный алано-сарматский союз ираноязычных кочевников, который был разгромлен огромными полчищами гуннов в 70-х годах IV в. н. э. Часть алан гунны увлекли за собой на запад, часть оттеснили в горы Северного Кавказа.
Южная волна гуннов прошла через Таманский полуостров, подвергнув разрушению и грабежу города Боспорского царства. Основная масса гуннов ушла с Кубани, но какая-то часть тюрко-язычных племен осталась. На Боспоре установилась власть гуннской знати. В начале VI в. при византийском императоре Юстине (518-527 гг.), по сообщению византийского писателя Прокопия, власть гуннов на Боспоре прекратилась и Боспор был подчинен Византии, которая сделала гуннского князька Грода правителем на Боспоре. Грод был ставленником Византии и имел поддержку византийского отряда. Но политика Грода вызвала восстание его сородичей, Грод был убит, разгромлен был и византийский отряд.
Преемник Юстина - император Юстиниан 1 (527 - 565 гг.) послал сушей и морем несколько военных отрядов, которые в 533 г. изгнали гуннов и восстановили права империи на обеих берегах Керченского пролива. С эпохи правления Юстиниана начинается активная политика Византии в Северном Причерноморье и на Северо-Западном Кавказе. Византия, стремясь осуществить свое господство над местными племенами, сочетала военную экспансию с установлением торговых связей и религиозного влияния путем распространения христианства.
На юго-восточной окраине с. Новомихаиловского (Туапсинского района) известна крепость византийского времени, расположенная на высоком мысу, образующим отвесные обрывы в сторону моря. Крепость была окружена мощной каменной стеной с башнями. В настоящее время сохранилась цитадель, расположенная внутри крепости.
Ряд исследователей данную крепость связывают с Никопсией, упоминаемой в древних письменных источниках. Вторая крепость была зафиксирована в устье р. Нечепсухо на южной окраине с. Новомихаиловского и частично исследована. Крепость была окружена каменной стеной, толщиной в 3 м. В северо-восточной части расположена цитадель, а в юго-восточной находилась небольшая базилика. Основание крепости датируется V-VII вв. н.э. Находки обломков серо-глиняной посуды и так называемых стоячих глиняных плиток, которые характерны для меотской культуры Закубанья и правобережных городищ Кубани, указывают на тесные контакты зихов с меотами. Прослежена перевалочная дорога, которая шла из долины р. Нечепсухо (от нынешнего с. Подхребтового) в долину р. Чепси (левый приток р. Псекупса). Здесь у Поднавислого находится небольшая раннесредневековая крепость, расположенная на отроге хребта на правом берегу р. Чипси. Крепость контролировала дорогу, которая шла от моря (из Никопсии) в Закубанье.
О торговых связях с меотскими племенами свидетельствует находка золотой византийской монеты Юстиниана 1 в Горячем Ключе при коптаже источника, а также находки привозных ювелирных изделий в раннесредневековых могильниках.
Крупный специалист по Византии и в области средневековой культуры Крыма и Кавказа, доктор исторических наук А. Л. Якобсон отмечал, что не следует преувеличивать длительность византийского владычества в Северном Причерноморье, и в частности в Таврике, которое продолжалось далеко не все средневековье, а лишь с конца V в. по начало VII в., со второй половины IX в. по конец X в. В VII в. н.э. в степи Приазовья и Прикубанья продвинулись болгары, входившие в гуннское племенное объединение и являвшиеся тюркоязычными кочевыми племенами. Как и всякие кочевники, они на время могли переходить к оседлости. Такие временные поселения-зимники известны восточнее Краснодара по берегу Краснодарского водохранилища. Отдельные небольшие группы болгар могли проникать и в Закубанье, на территорию адыгов.
В то время, когда степи Кубани были заселены болгарами, в низовьях Волги сложился Хазарский каганат, который просуществовал около 300 лет - до середины X в. Уже к началу VIII в. он занял необозримые степные просторы Предкавказья, Подонья, Приазовья, Прикубанья и часть Крыма. На месте станицы Тамань был крупный торговый город Самкерц (Таматарха), где скрещивались многие морские и сухопутные дороги. Хазарский каганат представлял собой первое феодальное государственное образование в Восточной Европе.
В то время, когда степная полоса Прикубанья была уделом кочевников, в Закубанье и на Черноморском побережье продолжало жить оседлое население. В связи с переселением меотов с правобережья в Закубанье возникают новые городища (Гатлукайское, аул Шенджий и др.). Меоты продолжают жить на этой территории и в эпоху раннего средневековья. Раскопки городищ в а. Тахтамукай и Нововочепшиевском на р. Псекупсе показали непрерывность жизни на них с последних веков до н. э. до VII в. н. э., что дает основание говорить о едином культурном этносе. Раннесредневековые слои имеются и на других городищах Адыгеи. Экономика и общественный строй были те же, что и в предшествующее время. Было развито земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу и просо, разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Развиты были ремесла, металлургическое, кузнечное, кожевенное, костерезное, ювелирное, деревообрабатывающее, прядильно-ткацкое и др.
На Черноморском побережье в V-VI вв. складывается зихский племенной союз, охватывающий территорию от реки Шахе до г. Геленджика. Зихские памятники известны в Геленджике, в с. Новомихайловском, на р. Бжид, с. Агой. Зихи, как и меоты, являются одними из предков адыгов и к X в. вместе с меотами Закубанья начинают складываться в адыгейскую народность. Адыги в это время делились на два крупных объединения - касожское на севере (в Закубанье) и зихское на юге. В первой половине X в. Константин Багрянородный (византийский император) земли от Таматархи (Тмутаракани) до Абазги (Абхазии) называет Зихией.
Единым народом считали адыгов и русские летописи, которые, начиная с X века и до середины XIII в. называют их "касогами", которые на востоке граничили с аланами.
В X в. адыги (черкесы) занимали значительные территории от Таманского полуострова на западе и до Абхазии на юго-востоке, на севере до р. Кубани, где соприкасались с тюркоязычными кочевниками, а на востоке граничили с аланами. На Тамани адыги (черкесы) соседили с русскими. Здесь хазарский город Таматарха (Самкерц) стал русской Тмутараканью (теперешняя станица Тамань). Некоторые исследователи считают, что Тмутаракань вошла в состав Руси около 944 г., более прочно она была освоена в 960-е годы после разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом (965 г.).
Тмутаракань стала столицей русского княжества, которое занимало Таманский и восточную часть Керченского полуострова и, возможно, низовья Кубани. Стараясь укрепить и расширить свои владения, князь Мстислав в 1022 году совершил поход "на касоги" (адыгов). Подробности об этом походе мы находим в Лаврентьевской летописи. Касожский князь Редедя выступил против Мстислава и стали оба войска против друг друга. Чтобы не губить дружины, Редедя предложил Мстиславу вступить в единоборство. Победа досталась последнему и земли касожского князя отошли к Тмутараканскому княжеству, на касогов была наложена дань. После 1022 г. источники не упоминают о каких-либо столкновениях между Тмутараканью и адыгами. Мирные отношения с адыгами видны из того, что во время похода Мстислава против своего брата, великого князя Ярослава Мудрого, в войсках Мстислава были и адыги (черкесы).
XI - 1-я пол. XII века-время расцвета Тмутаракани. Во второй половине X в. город обносится мощной крепостной стеной, на восток и на запад от него, вдоль залива, тянулись ремесленные посады. Население города было неоднородным. Кроме русских, здесь жили касоги (адыги (черкесы)), хазары, аланы, армяне, греки. Тмутаракань была важным торговым портом, где сходились торговые пути, шедшие с востока, запада и севера. Для адыгов Тмутаракань являлась ближайшим и самым крупным торговым городом. Львиная доля внешней торговли адыгов в это время осуществлялась через Тмутаракань. Русско-адыгские взаимоотношения в период Тмутараканского княжества не ограничивались политическими и торговыми связями. Они оставили отчетливые следы в культуре обоих народов.
Вторжение половцев в Северное Причерноморье и в степи Прикубанья отрезало Тмутараканское княжество от Руси. Возможно, что тмутараканские земли были включены в состав половецких владений Кончака. Но это не значит, что город прекратил свое существование. Русское население продолжало жить до татаро-монгольского нашествия.
Южная волна гуннов прошла через Таманский полуостров, подвергнув разрушению и грабежу города Боспорского царства. Основная масса гуннов ушла с Кубани, но какая-то часть тюрко-язычных племен осталась. На Боспоре установилась власть гуннской знати. В начале VI в. при византийском императоре Юстине (518-527 гг.), по сообщению византийского писателя Прокопия, власть гуннов на Боспоре прекратилась и Боспор был подчинен Византии, которая сделала гуннского князька Грода правителем на Боспоре. Грод был ставленником Византии и имел поддержку византийского отряда. Но политика Грода вызвала восстание его сородичей, Грод был убит, разгромлен был и византийский отряд.
Преемник Юстина - император Юстиниан 1 (527 - 565 гг.) послал сушей и морем несколько военных отрядов, которые в 533 г. изгнали гуннов и восстановили права империи на обеих берегах Керченского пролива. С эпохи правления Юстиниана начинается активная политика Византии в Северном Причерноморье и на Северо-Западном Кавказе. Византия, стремясь осуществить свое господство над местными племенами, сочетала военную экспансию с установлением торговых связей и религиозного влияния путем распространения христианства.
На юго-восточной окраине с. Новомихаиловского (Туапсинского района) известна крепость византийского времени, расположенная на высоком мысу, образующим отвесные обрывы в сторону моря. Крепость была окружена мощной каменной стеной с башнями. В настоящее время сохранилась цитадель, расположенная внутри крепости.
Ряд исследователей данную крепость связывают с Никопсией, упоминаемой в древних письменных источниках. Вторая крепость была зафиксирована в устье р. Нечепсухо на южной окраине с. Новомихаиловского и частично исследована. Крепость была окружена каменной стеной, толщиной в 3 м. В северо-восточной части расположена цитадель, а в юго-восточной находилась небольшая базилика. Основание крепости датируется V-VII вв. н.э. Находки обломков серо-глиняной посуды и так называемых стоячих глиняных плиток, которые характерны для меотской культуры Закубанья и правобережных городищ Кубани, указывают на тесные контакты зихов с меотами. Прослежена перевалочная дорога, которая шла из долины р. Нечепсухо (от нынешнего с. Подхребтового) в долину р. Чепси (левый приток р. Псекупса). Здесь у Поднавислого находится небольшая раннесредневековая крепость, расположенная на отроге хребта на правом берегу р. Чипси. Крепость контролировала дорогу, которая шла от моря (из Никопсии) в Закубанье.
О торговых связях с меотскими племенами свидетельствует находка золотой византийской монеты Юстиниана 1 в Горячем Ключе при коптаже источника, а также находки привозных ювелирных изделий в раннесредневековых могильниках.
Крупный специалист по Византии и в области средневековой культуры Крыма и Кавказа, доктор исторических наук А. Л. Якобсон отмечал, что не следует преувеличивать длительность византийского владычества в Северном Причерноморье, и в частности в Таврике, которое продолжалось далеко не все средневековье, а лишь с конца V в. по начало VII в., со второй половины IX в. по конец X в. В VII в. н.э. в степи Приазовья и Прикубанья продвинулись болгары, входившие в гуннское племенное объединение и являвшиеся тюркоязычными кочевыми племенами. Как и всякие кочевники, они на время могли переходить к оседлости. Такие временные поселения-зимники известны восточнее Краснодара по берегу Краснодарского водохранилища. Отдельные небольшие группы болгар могли проникать и в Закубанье, на территорию адыгов.
В то время, когда степи Кубани были заселены болгарами, в низовьях Волги сложился Хазарский каганат, который просуществовал около 300 лет - до середины X в. Уже к началу VIII в. он занял необозримые степные просторы Предкавказья, Подонья, Приазовья, Прикубанья и часть Крыма. На месте станицы Тамань был крупный торговый город Самкерц (Таматарха), где скрещивались многие морские и сухопутные дороги. Хазарский каганат представлял собой первое феодальное государственное образование в Восточной Европе.
В то время, когда степная полоса Прикубанья была уделом кочевников, в Закубанье и на Черноморском побережье продолжало жить оседлое население. В связи с переселением меотов с правобережья в Закубанье возникают новые городища (Гатлукайское, аул Шенджий и др.). Меоты продолжают жить на этой территории и в эпоху раннего средневековья. Раскопки городищ в а. Тахтамукай и Нововочепшиевском на р. Псекупсе показали непрерывность жизни на них с последних веков до н. э. до VII в. н. э., что дает основание говорить о едином культурном этносе. Раннесредневековые слои имеются и на других городищах Адыгеи. Экономика и общественный строй были те же, что и в предшествующее время. Было развито земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу и просо, разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Развиты были ремесла, металлургическое, кузнечное, кожевенное, костерезное, ювелирное, деревообрабатывающее, прядильно-ткацкое и др.
На Черноморском побережье в V-VI вв. складывается зихский племенной союз, охватывающий территорию от реки Шахе до г. Геленджика. Зихские памятники известны в Геленджике, в с. Новомихайловском, на р. Бжид, с. Агой. Зихи, как и меоты, являются одними из предков адыгов и к X в. вместе с меотами Закубанья начинают складываться в адыгейскую народность. Адыги в это время делились на два крупных объединения - касожское на севере (в Закубанье) и зихское на юге. В первой половине X в. Константин Багрянородный (византийский император) земли от Таматархи (Тмутаракани) до Абазги (Абхазии) называет Зихией.
Единым народом считали адыгов и русские летописи, которые, начиная с X века и до середины XIII в. называют их "касогами", которые на востоке граничили с аланами.
В X в. адыги (черкесы) занимали значительные территории от Таманского полуострова на западе и до Абхазии на юго-востоке, на севере до р. Кубани, где соприкасались с тюркоязычными кочевниками, а на востоке граничили с аланами. На Тамани адыги (черкесы) соседили с русскими. Здесь хазарский город Таматарха (Самкерц) стал русской Тмутараканью (теперешняя станица Тамань). Некоторые исследователи считают, что Тмутаракань вошла в состав Руси около 944 г., более прочно она была освоена в 960-е годы после разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом (965 г.).
Тмутаракань стала столицей русского княжества, которое занимало Таманский и восточную часть Керченского полуострова и, возможно, низовья Кубани. Стараясь укрепить и расширить свои владения, князь Мстислав в 1022 году совершил поход "на касоги" (адыгов). Подробности об этом походе мы находим в Лаврентьевской летописи. Касожский князь Редедя выступил против Мстислава и стали оба войска против друг друга. Чтобы не губить дружины, Редедя предложил Мстиславу вступить в единоборство. Победа досталась последнему и земли касожского князя отошли к Тмутараканскому княжеству, на касогов была наложена дань. После 1022 г. источники не упоминают о каких-либо столкновениях между Тмутараканью и адыгами. Мирные отношения с адыгами видны из того, что во время похода Мстислава против своего брата, великого князя Ярослава Мудрого, в войсках Мстислава были и адыги (черкесы).
XI - 1-я пол. XII века-время расцвета Тмутаракани. Во второй половине X в. город обносится мощной крепостной стеной, на восток и на запад от него, вдоль залива, тянулись ремесленные посады. Население города было неоднородным. Кроме русских, здесь жили касоги (адыги (черкесы)), хазары, аланы, армяне, греки. Тмутаракань была важным торговым портом, где сходились торговые пути, шедшие с востока, запада и севера. Для адыгов Тмутаракань являлась ближайшим и самым крупным торговым городом. Львиная доля внешней торговли адыгов в это время осуществлялась через Тмутаракань. Русско-адыгские взаимоотношения в период Тмутараканского княжества не ограничивались политическими и торговыми связями. Они оставили отчетливые следы в культуре обоих народов.
Вторжение половцев в Северное Причерноморье и в степи Прикубанья отрезало Тмутараканское княжество от Руси. Возможно, что тмутараканские земли были включены в состав половецких владений Кончака. Но это не значит, что город прекратил свое существование. Русское население продолжало жить до татаро-монгольского нашествия.
Ссылки по теме: