Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Греческая колонизация Северного Причерноморья. Хозяйство и общественный строй меотов

Греческая колонизация Северного Причерноморья. Хозяйство и общественный строй меотов

Греческая колонизация Северного Причерноморья. Хозяйство и общественный строй меотов
История
admin
Фото: Адыги.RU
09:56, 01 февраль 2020
13 844
0
Исторические судьбы меотов тесно переплетались с историей Боспорского государства. В VI в. до н. э. на Таманском полуострове, где жили синды, возникли древнегреческие колонии. Наиболее крупными были города Фанагория (около пос. Сенного), Пермонаса (станица Тамань) и Кепы (на восточном берегу у Таманского залива). На другом берегу Керченского пролива, в древности называвшемся Боспором Киммерийским, на месте Керчи возник город Пантикапей, рядом - Мирмекий, а южнее - город Нимфей. В начале V в. до н. э. (480 г. до н. э.) города, расположенные по берегам Керченского пролива, образовали одно государственное объединение, известное под названием Боспорского государства. С приходом к власти на Боспоре в 438 г. до н. э. династии Спартокидов, правившей до конца II в. до н.э. начинается экспансия Боспорского государства сначала на запад,
Исторические судьбы меотов тесно переплетались с историей Боспорского государства. В VI в. до н. э. на Таманском полуострове, где жили синды, возникли древнегреческие колонии. Наиболее крупными были города Фанагория (около пос. Сенного), Пермонаса (станица Тамань) и Кепы (на восточном берегу у Таманского залива). На другом берегу Керченского пролива, в древности называвшемся Боспором Киммерийским, на месте Керчи возник город Пантикапей, рядом - Мирмекий, а южнее - город Нимфей. В начале V в. до н. э. (480 г. до н. э.) города, расположенные по берегам Керченского пролива, образовали одно государственное объединение, известное под названием Боспорского государства. С приходом к власти на Боспоре в 438 г. до н. э. династии Спартокидов, правившей до конца II в. до н.э. начинается экспансия Боспорского государства сначала на запад, а затем на восток. В течение IV в. до н. э. ряд меотских племен бассейна р. Кубани (дандарии, псессы, фатеи, досхи) были подчинены Боспору. Но территория их за некоторым исключением не была включена в границы Боспорского государства. Древнегреческий географ Страбон писал, что "иногда то один, то другой народ отпадал от них", Меотские племена, признавая власть Боспорских правителей, сохраняли племенных вождей, военачальников, известную самостоятельность.

Тесные экономические и политические связи Боспора с меотами приводили и к культурному взаимовлиянию. Меоты заимствовали ряд достижений античной культуры. С другой стороны боспорские греки испытывали влияние и меотской культуры. В составе жителей боспорских городов известный процент составляли представители местного населения - синдов и меотов, которые играли заметную роль в политической и экономической жизни государства. Это объясняется, в первую очередь, тем, что Таманский полуостров, на котором возникли древнегреческие колонии, был заселен синдами, рано попавшими в политическую зависимость от греков. Восточная Синдика, отделенная от Таманского полуострова р. Кубанью, впадавшей в Черное море, до середины IV в. до н. э. оставалась самостоятельной. В V в, до н. э. здесь сложилось Синдское государство и возникли крупные города: Семибратное и Красно-батарейное городища, Синдская гавань (в IV в. до н. э. переименованная в Горгиппию, на месте Анапы). Семибратное городище, расположенное на левой террасе р. Кубань на запад от ст. Варениковской, являлось крупным экономическим и политическим центром Восточной Синдики, имевшим важное стратегическое значение. Возможно, что город был резиденцией синдских правителей. Проводившиеся в течение ряда лет раскопки городища показали, что город был окружен мощ ной крепостной стеной с башнями. В восточной части города было открыто монументальное каменное здание, построенное во 2-й половине IV в. до н. э. и состоящее из пяти комнат и внутреннего дворика с колодцем. Дома рядовых жителей были турлучные и саманные. В середине IV в. до н. э. Восточная Синдика вошла в состав Боспорского государства.

На запад от городища, отделенные долиной реки, на высокой террасе р. Кубань, возвышаются Семибратние курганы, в которых были захоронены представители синдской аристократии, возможно, члены династии синдских царей. Под курганной насыпью были сооружены каменные склепы или большие могильные ямы, обложенные саманным кирпичом. Четыре кургана были полностью или частично ограблены. В погребениях найдено оружие, расписные античные вазы, золотые ритоны, огромный серебряный ритон, оканчивающийся скульптурным изображением перед ней части горного козла с крыльями, серебряная фиала, золотые пластины с чеканным изображением зверей, золотые штампованные бляшки, бронзовые сосуды и др. Погребения сопровождались захоронением лошадей. Около Семибратного городища, на правой террасе р. Некой, расположена группа небольших курганов, получившая название Малых Семибратных.

Меоты не имели своей письменности и основным источником для изучения их истории, экономики, общественного строя и культуры являются археологические памятники. Они представлены поселениями, курганами и грунтовыми могильниками.

На территории Адыгеи известны знаменитые меотские курганы: Келермесские и Ульские, раскопанные еще в дореволюционное время, Уляпские, исследованные в 1981-83 гг., Курджипский, а также курган Костромской и Карагодеуашх и др. Из Келермесских курганов (кон. VII- нач. VI в. до н.э.), раскопанных в 1903 г. Шульцем (не археологом), извлечены замечательные золотые, серебряные и бронзовые предметы, вошедшие в мировую сокровищницу культуры. Здесь были найдены железный меч в золотых ножнах и парадная секира с золотой обкладкой. Золотые пластины покрыты изображением животных и ритуальными сценами. Одним из знаменитых предметов, найденных в Келермесских курганах, являются золотая бляха от щита, изображающая пантеру, и серебряное массивное зеркало, покрытое с обратной стороны золотым листом с изображением богини и зверей. Найдены также металлические сосуды - серебряные и золотые (ритон, золотая чаша с изображением птиц и животных и др.), предметы вооружения (наконечники стрел, копий, панцирь, бронзовый шлем), золотая диадема и другие предметы.

В Костромском кургане (в 12 км от ст. Костромской) погребение было ограблено. Сохранился чешуйчатый панцирь, железные наконечники копий, два кожаных колчана со стрелами. Самую замечательную находку представлял круглый железный щит, украшенный золотой рельефной пластиной, изображающей оленя с подогнутыми ногами.

В дореволюционное время Н. И. Веселовским в ауле Уляп (бывш. аул Ульский) было исследовано 9 курганов, которые оказались еще в древности ограбленными. В самом большом из них, высотой 15 м, на материке сохранились остатки шатровой гробницы и вокруг нее лежали скелеты 360 лошадей. В насыпи кургана было обнаружено еще более сотни скелетов. Таким образом, общее число конских захоронений достигало 500.

В конце XIX в. кладоискателями был раскопан курган на вершине горы близ ст. Курджипской, который затем был доследован В. М. Сысоевым. В основной могиле, возраст которой исчисляется с конца IV в. до н. э., были похоронены представители родоплеменной знати одного из меотских племен, заселявших долину реки Курджипс. Могила состояла из двух камер: в южной были погребены знатные воины (два или три), в северной - высокопоставленная женщина, а у входа в ее камеру лежала служанка. В кургане были найдены три комплекта вооружения - три бронзовых шлема, три пары поножей (для защиты ног), шесть железных копий и наконечники стрел. Очень интересны золотые колпаки с чеканными фигурами воинов в костюмах меотского типа. Сюжет является уникальным и, возможно, связан с меотским героическим эпосом. В женском погребении найдены дорогие сосуды из стекла, серебра и бронзы, античные черно-лаковые флакончики, золотая гривна, бусы и подвески, шкатулка для хранения драгоценностей, зеркала и пр.

Курган Карагодеуашх, расположенный на восточной окраине г. Крымска, был исследован в 1888 г. Е. Д. Фелицыным. Здесь была открыта каменная гробница, состоящая из 4 помещений (в 1988 г. экспедицией института археологии АН СССР было открыто пятое помещение с захоронением коней). В гробнице был похоронен меотский вождь вместе с женой. Найдены замечательные золотые и серебряные предметы (ожерелье, гривна, браслеты, перстень, ритоны, бусы, медальоны), Бронзовое навершие из Уляпского кургана глиняная посуда, оружие (меч,_ наконечники копий и стрел). Наиболее интересной находкой является золотая треугольная пластина от головного убора с рельефными изображениями, расположенными в три ряда. В нижнем ряду изображена сидящая на троне богиня, по сторонам которой двое мужчин. Один - подносит ритон, другой протягивает круглодонный сосуд.

Курган Карагодеуашх имеет мировую известность.

Меотские поселения раннего времени (VII-V вв. до н. э.) представляли собою небольшие, неукрепленного типа родовые поселки, расположенные по берегам рек. К IV в. до н. э. они расширяются, обносятся земляными укреплениями и превращаются в городища. Городища оседлого меотского населения вытянуты почти непрерывной цепью по правой террасе р. Кубань от ст. Марьянской до ст. Темижбекской. Они известны и в Закубанье, и по восточному побережью Азовского моря. В Адыгее меотские городища обнаружены в аулах Тахтамукай, Шенджий, между хуторами Курган и Б. Сидоров, на хут. Султановском, на правом берегу р. Псекупса в ауле Вочепший и близ Нововочепшиевского, в аулах Уляп и Гатлукай, на правой террасе р. Марта и у аула Ассоколай, напротив с. Красного, южнее аула Джиджихабля, на левой террасе р. Новый Пчас, на территории хут. Слепого, севернее аула Пшикуйхабля и на западной его окраине, южнее аула Хатажукаевского, около Майкопа и в других местах. При раскопках городищ открыты остатки домов, погреба, производственные комплексы, хозяйственные печи, значительное количество керамических изделий, орудий труда и пр.

За внешними укреплениями городищ, как правило, располагались древние кладбища рядового населения - грунтовые могильники, не имеющие видимых наружных признаков. Такие же могильники обнаружены и около Келермесских и Уляпских курганов.

Раскопки городищ, грунтовых могильников и курганов не только дали большое количество предметов материальной культуры - сосудов, оружия, украшений и т. д., но и весомо пополнили наши представления об общественном строе, хозяйстве, духовной культуре меотов.

Основу хозяйства меотских племен составляло земледелие и скотоводство, был развит рыбный промысел, а также ремесло, которое в ряде отраслей достигло высокого уровня. Довольно большой удельный вес в экономике имела и торговля. Земледелие было пашенное. Пахотным орудием являлось деревянное рало. Основными злаками, которые культивировались меотами, были пшеница, ячмень и просо. Обуглившиеся зерна найдены на многих меотских городищах как Правобережья Кубани, так и в Приазовье и Закубанье Просо составляло у меотов один из важных продуктов питания, что засвидетельствовано античными авторами.

Хлеб шел не только для собственного потребления, но в большом количестве поступал боспорским правителям. Древнегреческий оратор Демосфен (IV в. до н. э.) в речи, произнесенной им в Афинах, сообщает, что ежегодно с Боспора вывозилось в Афины около 400 - 600 медимнов хлеба или 1 миллион пудов. Так что и в древности Кубань была житницей.

Кроме злаков, меотам были известны и бобовые - чина посевная и вика чечевицеобразная. Материалами о развитии у меотов огородничества мы не располагаем, но косвенные данные не вызывают сомнений в его существовании.

Наравне с земледелием большое значение имело скотоводство. Развитие пашенного земледелия невозможно без использования крупного рогатого скота, который всегда преобладал в составе стада. Кроме того, разводили мелкий рогатый скот (овец, коз), свиней, лошадей. Последние были верховые, упряжные, а также шли в пищу. Известно было и птицеводство.

Азовское море с его запасами рыбы, низовья степных рек, протоки и ерики Приазовской низменности, да и сама р. Кубань с ее притоками создавали благоприятные условия для занятия рыбным промыслом, который становится одной из важных отраслей хозяйственной деятельности у меотов, особенно развитым у племен Восточного Приазовья. Основными промысловыми рыбами являлись судак, осетровые (осетр и севрюга), сазан. На Средней Кубани вылавливался также и сом. Орудиями лова были сетевая снасть, в том числе типа невода, и крючки. На меотских городищах встречаются в большом количестве глиняные рыболовные грузила, а также найдены крупные бронзовые и железные крючки.

Охота у меотов имела подсобное значение. Охотились на оленя, косуль, кабана, зайца, а также на пушного зверя.

У оседлых племен развивается и ремесленное производство. В IV-III вв. до н.э. выделяются общинные кузнецы и гончары. Некоторые ремесла (прядильно-ткацкие) носят домашний характер. Из железа, получаемого сыродутным способом, изготовляли основные орудия труда и оружие. Бронза использовалась для изготовления защитных доспехов, частей конского убора, зеркал, украшений. Среди ремесленников выделяются торевты - мастера по художественной обработке металла - золота, серебра и бронзы. В 1982 г. при раскопках кургана №5 близ аула Уляп (РА) впервые на Кубани были найдены два бронзовых штампа IV в. до н. э. для изготовления украшении.

У меотов среди ремесел особенно видное место занимало керамическое. В начале IV в. до н. э. широкое распространение получает гончарный круг. Открытые в последнее время многочисленные гончарные печи позволяют восстановить технологию обжига, который происходил в восстановительном режиме, благодаря чему посуда приобретала серый цвет. С этого времени характерной для меотов становится серо-глиняная керамика. Из глины изготовляли рыболовные грузы, грузики для ткацкого станка, пряслица для веретен, культовые статуэтки. Были развиты также деревообделочное, кожевенное, косторезное, прядильно-ткацкое, ювелирное ремесла.

Кроме местных изделий, меоты пользовались различными предметами ремесленного производства античных городов. Торговля играла большой удельный вес в экономике меотов. С VI в. до н. э. на Кубань начинает проникать античный импорт. Связи с Боспором усиливаются, и в IV-III вв. до н.э. приток импортных товаров намного возрастает. С этого времени потребителями становятся не только родовая знать, но и широкие слои рядовых общинников.

Меоты вывозили зерновой хлеб, все продукты животноводства (кожи, шерсть), консервированную рыбу, меха. Взамен от греков они получали вино и оливковое масло, предметы роскоши, ювелирные изделия, бусы, дорогое парадное оружие, древнегреческую расписную и черно-лаковую глиняную посуду и др. Развитие торговли способствовало накоплению богатства в руках родовой аристократии и вождя и более резкой имущественной дифференциации в роде.

В основе общественного строя у меотских племен лежала родоплеменная организация, низшим социальным звеном которой является семья. Род в это время сохраняет основу общественного порядка, но из общей массы общинников уже выделялись лица, занимающие особое общественное положение и обладающие большим материальным, чем сородичи. Рядовое земледельческое население в раннемеотское время в имущественном отношении было более или менее однородным. В среднемеотский период {IV-II вв. до н.э.) наблюдается дальнейший рост производительных сил, расширение пашенного земледелия, развитие ремесла и торговли. Это приводит к появлению среди рядового населения более зажиточных семей и имущественное неравенство пронизывает все слои общины. Свободные члены общины разделялись на рядовых общинников, представляющих в своей основной массе земледельческое население, и военно-аристократическую часть, которая группировалась вокруг вождя и составляла военную дружину. В то же время вождь опирается на основную массу общинников, так как еще нет отделенной от народа власти и каждый общинник - это вооруженный воин. Меотская аристократия не составляла однородной в имущественном положении массы. Влиятельное положение вождя и богатых родов обуславливалось накоплением частной собственности и обособлением ее от собственной коллективной (родовой). Накоплению богатства способствовали широкие торговые связи с Боспором, поступления в пользу вождя, военной добычи, даров от подвластных родов и т. п. В это время существует и рабство. Источниками его были войны. Часть военнопленных и захваченного населения могла обращаться в рабов и использоваться в хозяйстве на положении младших членов семьи. Какая-то часть продавалась в античные колонии.

Рабство у меотов не пошло далее стадии домашнего рабства. Основным производителем на всем протяжении истории меотов оставались свободные общинники.

В начале II в. до н.э. обстановка в Прикубанье меняется, в связи с передвижением ираноязычных кочевников-сарматов. Одно из сарматских племен - сираки - "спускается к югу до Кавказских гор" (Страбон) и постепенно занимает северокавказские степи. Проникновение сираков в Прикубанье происходило постепенно в течение одного-двух столетий. Сираки, переходя к оседлости и занятию земледелием под влиянием более высокой меотской культуры, поселяются среди меотов. С расселением сарматов распространяются общесарматские элементы материальной культуры - оружие, предметы туалета и украшения, а также художественный стиль и погребальный обряд. Но никакой смены населения или завоевания пришлыми племенами не произошло. Сираки были постепенно ассимилированы меотами и смешались с ними. Иранский элемент не оказал решающего влияния на языковое развитие коренного населения. Господствующим остались прежний язык и этнос. Основой производства в первые века нашей эры оставалось плужное земледелие и скотоводство. Продолжают развиваться ремесла и торговля. Население меотских городищ в первые века нашей эры становится смешанным. Это должно было привести, наряду с дальнейшим развитием производительных сил, к переходу к соседской общине. Надо думать, что постепенный переход к первобытной соседской общине происходит уже в конце среднемеотского периода. Первобытная соседская община возникает на этапе разложения первобытно-общинных отношений и существует длительный период. На Кавказе она доживает вплоть до XX в.

Общественный строй у меотов представляет строй военной демократии, который характерен для эпохи разложения первобытнообщинного строя. Письменные источники упоминают имена царьков (племенных вождей), которые стоят во главе меотских племен. Подтверждение этому мы находим и в археологических памятниках - богатых курганных погребениях вождей и знати. Наравне с ними имеются грунтовые могильники рядового оседлого населения первых веков нашей эры. Общинник-земледелец выступает всегда перед нами и как воин. "Ведь в то время, когда каждый взрослый мужчина в племени был воином, не существовало еще отделенной от народа публичной власти, которая могла быть противопоставлена". Строй военной демократии, развивавшейся из органов родового строя, представляет собой переходный этап от первобытно-общинного строя к классовому, но до образования классового общества и государства меоты не дошли.

Во второй половине I в. н. э. в Подонье и в Прикубанье появляются новые сарматские племена, передвинувшиеся с северо-востока аланы. Проникновение в Прикубанье воинственных кочевников алан, которое все более усиливалось, привело к постепенному вытеснению оседлого земледельческого населения с Правобережья Кубани. Покидая свои насиженные места, меоты переселились в Закубанье, где жили родственные им племена. К концу II в. н. э. жизнь на многих правобережных городищах прекращается и только на крупных городищах с мощной оборонительной системой жизнь еще продолжалась до середины III века н. э. С этого времени степи Кубани становятся уделом кочевников. Меоты, которые переселились в Закубанье, с частично ассимилированными и смешавшимися с ними сираками, вместе с ранее живущими здесь меотами и племенами зихского племенного союза Черноморского побережья Кавказа, относящихся к кавказской языковой семье, заложили основы в сложении мощной адыго-кабардинской этнической общности и в формировании в дальнейшем адыгейской народности.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)