Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Черкесы - керкесы- черкизы-шеркесы - киргизы- хыргызы...

Черкесы - керкесы- черкизы-шеркесы - киргизы- хыргызы...

Черкесы - керкесы- черкизы-шеркесы - киргизы- хыргызы...
История
admin
Фото: Адыги.RU
15:27, 28 июнь 2020
24 333
0
М.Г.Волкова пишет: «Возникновение термина «черкес», этническая природа которого указывается с тюркской средой, было связано с определенными политическими событиями XIII столетия...(М.Г.Волкова «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М., 1974, с.21,23,) Русских летописях этноним черкассы связан только с тюркскими племенами служивших в удельных княжествах. Они более известны под именем: «черные клобуки», «берендеи», «ковуи». Позже термин «черкассы» закрепился как один из этнонимов запорожских казаков. Следует отметить, что первичное ядро этого народа составили летописные «черные клобуки».
М.Г.Волкова пишет: «Возникновение термина «черкес», этническая природа которого указывается с тюркской средой, было связано с определенными политическими событиями XIII столетия...(М.Г.Волкова «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М., 1974, с.21,23,) Русских летописях этноним черкассы связан только с тюркскими племенами служивших в удельных княжествах. Они более известны под именем: «черные клобуки», «берендеи», «ковуи». Позже термин «черкассы» закрепился как один из этнонимов запорожских казаков. Следует отметить, что первичное ядро этого народа составили летописные «черные клобуки». По мнению Н.М. Карамзина, Н.И.Березина, П.П.Иванова, И.А.Самческого «черные клобуки» называются «черкесами». Следовательно, этот этноним употреблялся в качестве общего названия для средневековых печенежско-огузских племен: торков, узов, печенегов, черных клобуков, берендеев, ковуев и половцев. Проф. Н.А. Аристов писал: «Можно подозревать, что и сам этноним «черкес» принесено к подножиям Кавказа союзом тюркских родов». Этноним «черкес» довольно древнего происхождения, ареал его распространения довольно широк от Алтая до Дуная, где вообще не проживали адыгские народы. Древность и глубокую связь этнонима «черкес» с тюркскими народами подтверждают выдержки из трудов известных ученых К.Я.Грота и Д.Иловайского. И.Ф.Бламберг еще в 1834 году писал: «Черкесы..., которых европейцы называют неправильно, сами себя именуют адыга, или адыхе». Это отмечал и Г.Ю.Кларпот: «Черкес – татарского происхождения и составлено из слов «чер» - дорога и «кесмек» - отрезать». Суммируя эти факты, совершенно очевидно, что в этногенезе кабардинцев приняло участие тюркское племя черкесов (западные казахи), которые впоследствии и стали феодалами кабардинцев. Об этом писал Т. Лапинский: «В этом кратком обзоре истории черкесов я хочу опровергнуть заблуждение, которое в ходу во всей Европе. Совершенно неправильно, когда народы Кавказа абазы (адыги (черкесы)), также, как дагестанские племена, обозначаются именем черкесов. Не существует больше черкесского народа; остатки его на Кавказе сами не называют себя больше так и исчезают все больше день за днем...» «Эти черкесы образуют еще теперь особое племя Эзден-Тлако и женятся только между собой; поэтому татарская раса сохранилась еще почти чистой среди них» (с.101). Вот как описывает Лапинский внешность черкесского князя и его сына, с которыми он был лично знаком: «Дородный с серебряной бородой, он был одним из красивейших старцев, которых я видел когда-либо. Черты лица его имели явный отпечаток степенного татарина, и среди 1000 абазов (адыгов) его можно было мгновенно распознать как чужеземца, также как и его сына Карабатыр Ибрагима, который по внешнему виду был копией своего отца... Свита также состояла почти исключительно из турок, татар и нескольких черкесских уорков» (с.289). Теофил Лапинский долгое время прожил среди адыгов, но черкесов считал тюркским инородным племенем, растворившимся в адыгской среде: «Я различаю всегда черкесов, на которых в Абхазии (Адыгее) смотрят как на непрошеных гостей, и абазов и адыгов, которые являются владельцами страны и образуют основную массу населения» (с.163). В Казахстане, где часть казахов Младшего жуза и алабугские татары, и ныне называют себя черкесами. Убедительное подтверждение этому в «Родословной тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» автор Шакарим Кудайберди-улу. Он пишет: «шеркесы входят в Младший жуз казахского народа». (ук. раб. с. 68). Более точные сведения мы обнаружили в работе известного историка акад. В.В.Радлова: «шеркес - подразделение казак-киргизов Малой орды, племени алачин». (ук. раб. ст. 75, 113, 287). Этот факт был также отмечен Т.Лапинским в XVIII веке, генетическую связь черкесов с казахским народом: «Черкесами называется племя в средней орде киргизов, которое во время своего кочевья зимой обычно располагается на восточном берегу Каспийского моря» (ук.р. с.72). Установлено, что историческим прототипом Инала был реально существовавший представитель хазарской администрации, выполнявший функции западного наместника кагана. Кроме того, важно отметить, что, по устной традиции, деятельность Инала приходится на VII-VIII вв. ("спустя 150 лет после Магомета"). В родословиях отцом Инала назван Хруфатайя или Хурпатайя, имеющий ханскую генеалогию и связи с византийским императором... По генеалогии, приводимой П.С. Палласом, у Инала было двое сыновей, которые носили имена Комук (по Ю. Клапроту) и Кази. От первого происходили князья Малой, а от второго - Большой Кабарды [5]." Я согласен, что термин "черкесы" не всегда употреблялся по отношению к адыгам, и что не все упоминаемые в ист. документах черкесы (черкасы, шеркесы и т.п.) есть адыги (черкесы). Именно этот вывод можно сделать из первой части твоего поста, которая идет до фразы:"Суммируя эти факты, совершенно очевидно, что в этногенезе кабардинцев приняло участие тюркское племя черкесов (западные казахи), которые впоследствии и стали феодалами кабардинцев."

***Кто такие черкесы

«Не познав своей сути, человек не познает своих
потребностей. Точно так же - с народами ».
Х. Мамай

Историческая наука основывается на фактах, выводы же, сделанные при отсутствии фактов - это гипотезы и мифы. Безосновательные выводы лишь подчеркивают их уязвимость и несостоятельность. В непроглядной глубине веков очень трудно рассмотреть следы передвижений племен и народов, в особенности тюрков. Историю тюркских наемников-мамлюков трудно локализовать территориально, поскольку тюркские племена в разное время являлись посредническим звеном между Западом и Востоком. Чтобы восстановить истину, нужны неопровержимые доказательства: данные лингвистики, ономастики, этнонимики, литературы, архитектуры. Как известно, народ, нацию определяют в первую очередь на базе общности языка, территории, социально-экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры этноса.

Казалось бы, все ясно и понятно, приведены все известные хронологии мамлюкских династий и государств, созданных тюркскими наемниками-воинами от Индии до Египта, примеры привлечения тюркских гвардейцев Византией, Персией, Китаем, Русскими княжествами, Грузией, Болгарией, Венгрией, Арабским халифатом - все это подтверждается историческими данными средневековых хроник. Но существуют и противоположные мнения по данному вопросу и мы должны определиться в едином мнении. Автор книги «Черкесские мамлюки» С. Х. Хатхо пишет следующее: «Вообще, антропонимический фактор занимает ключевое место в процессе выявления этнической принадлежности того или иного мамлюка. Так, если мы встретим в хрониках такие имена, как Барсбай, Бибарс, Джакмак, Каит, Кансав, Биберд и т. д., то для исследователя, знакомого с кавказской антропонимией, совершенно очевидно, что носители этих имен являются черкесами». (стр. 50).

Описание внешности Бибарса также не соответствует азиатскому типу кипчаков, мамлюкские хронисты употребляли в отношении черкесских султанов слово «турок» как более общее понятие (стр. 51).

Султаны Бибарс и Калаун считаются кипчаками, несмотря на то, что племени Бурдж никогда не существовало, (ссылаясь на С. Закирова) (стр. 51).

Имя Бибарс черкесское - Пыиперэс.

В кипчакских степях мог родиться кто угодно, не только кипчак.

Черкес, эмир сотни Оздемир ал-Хадис. Ускакал с несколькими воинами к монголам, выкрикивая, что они сдаются на милость Менгу-Тимура. Подъехав к татаро-монголам, он сказал, что хочет сообщить нечто важное их вождю (стр. 68).

Черкесы сохраняли свой язык, причем многие из них едва владели арабским (стр. 155).

Косожский князь Редедя имел свой герб. Приведем несколько цитат из другой его книги «Черкесские (адыгские) правители Египта и Сирии в XIII-XVIII вв.».
По всей видимости, встречающееся у ибн-Ийаса нартское имя Сосруко в форме Сосрук, является первым письменно зафиксированным свидетельством бытования этого имени в черкесской среде. (стр. 11).
Военная иммиграция черкесов в Киевскую Русь продолжилась вплоть до монгольских войн. Создается впечатление, что все или почти все военные специалисты на службе у русских князей XI-XIV вв. - черкесы, абазины и осетины. Количество славяно-адыгских имен отнюдь не ограничивается приводимым списком: Нечевич (ср. Нагуч; Доман (ср. Доманука)); Козарин (ср. Кажар) Керебет; Домаш Твердиславич (ор. Томаш, Томашук); Мелик Семен (ср. Малэкъуэ Семэн); Олбырь Шерошевич; Баяндюк (ср. Байантыкъо); Варазко Миюзович и т. д. (стр. 38).
Иное значение имеет антропонимический фактор. Итак, обратимся к именам бурджиитских князей: Анас - Iэнэс; Бештак - Бэщтэкъо; Катмоса - Кайтмес; Саук - Шъаукъо; Яросланопа - Арсланипа (Арслан - аланское имя, ипа - абхазское и абазинское окончание, означающее «сын»); Басте - Басте (Басте - фамилия у шапсугов); Селу - Залук (фамилия у кабардинцев); Урузоба - Урус-ипа; Алук - Алеко (алэкъо); Асень - асское имя; Алтунопа - Алтун-ипа (имя тюркское, окончание абазинское; Асадук; Томзак; Курток; Осалук; Тарсук-(стр. 133) аланские (асские) и тюркские имена с черкесскими окончаниями. Само название племени звучит отчетливо в распространенной у адыгейцев фамилии Бырдж. (стр. 43).
Последний правитель Бырджей, пши Бачман, погиб в 1241 году одновременно со своими союзниками черкесским пши (князь) Таукаром и ассом Качируко-Але (стр. 49).
Мотивы похода Тамерлана в Черкессию были во многом субъективны и личностны: это была месть за черкесские набеги в Хорзем (стр. 50).
Значительный интерес представляют данные генерала А. Ригельмана, который писал, что современные ему донские казаки единодушно заявляют, что произошли от черкесов. (стр. 59).

К этнографическим деталям, привнесенным черкесами на Украину относят форму и технологию жилища; отапливание жилища кизяком; тяжелые деревянные плуги, наличие у запорожцев черкесского седла; обычай брить голову, оставляя при этом клок волос на макушке; ткань «Черкессину», из которой шилась прежняя украинская одежда; головной убор и черкесские кафтаны. (стр. 59).

Термин «Паша» (пашэ) явно заимствован турками-османами у адыгов. Возможно, первые паши османов были из числа мамлюков. Сами османские правители являлись вассалами черкесских султанов и, в этой связи, могли широко использовать черкесский военный опыт (стр. 61).

В средневековой истории Крыма черкесы фигурируют довольно часто. Армянский историк Крыма Тер-Абрамян в своей книге перечисляет следующие населенные пункты и местности, связанные с черкесским присутствием: село Черкес, Черкес-Эли, Черкес Тогой, Черкес кош, Черкес тюз, Черкес кермен.

П. С. Палас отмечает также еще один топоним, связанный с черкесским присутствием на полуострове, это верхняя часть реки Бельбек по названию Кабарда. (стр. 69).

Мамлюки каранис т. е. мамлюки ветераны. И хотя совершенно ясно, что под каранис подразумевается опытные воины-ветераны, этимология самого слова не выяснена. (стр. 99).

Черкесы обозначены в мамлюкских источниках как Джаркас, или Джаркаси. Есть также альтернативные транскрипции: Чаркас, Шаркас или Шаркасия (стр. 108).

Тюркские мамлюки Египта настолько уменьшились в числе, что все оставшиеся из них состояли из кучки уцелевших ветеранов и детей. Национальная солидарность и монопольное господство черкесов выражалось в употреблении в одновременных источниках терминов «люди» (ал-каум), народ (ал-джанис), племя (ал-та, ифа) исключительно по адресу черкесов. (стр. 111).

Эмир Алан-Караджа начал свою карьеру в качестве пажа и оруженосца султана Каитбая. Фамильное имя, прозвище - ибн Караджа, свидетельствует о том, что этот мамлюк происходил из княжеского осетинского рода Карадзаути. В мае 1509 г. он был отправлен послом к османскому султану (стр. 137).
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)