Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Путешествие Эвлии Челеби - Описание границ страны Солгат, [владений] рода Чингизидов, первого рубежа - мощной крепости Ор, то есть Феррах-Керман

Путешествие Эвлии Челеби - Описание границ страны Солгат, [владений] рода Чингизидов, первого рубежа - мощной крепости Ор, то есть Феррах-Керман

Путешествие Эвлии Челеби - Описание границ страны Солгат, [владений] рода Чингизидов, первого рубежа - мощной крепости Ор, то есть Феррах-Керман
История
zafe
Фото: Адыги.RU
06:56, 07 февраль 2020
10 303
0
Описанное ниже путешествие Эвлии Челеби в Крым произошло в 1666-67 гг. Он направлялся из Австрии, где был в составе турецкого посольства в Вену. Оттуда через Валахию и Молдавию путешественник прибыл на земли Крымского ханства. Эвлия Челеби встретил крымского хана Мухаммед Герая IV в местечке Ханкышла. Хан намеревался перевести в Крым ногайские орды, кочевавшие в Буджаке. Ногаи оказали сопротивление, и Эвлия явился свидетелем сражения между крымскими и ногайскими войсками. Хан одержал победу и возвратился в Крым. С ним вместе Эвлия Челеби прибыл в город Ор. Все татарские истории называют эту крепость Ор - Феррах-керманом. Когда этот Крымский остров был в руках генуэзских неверных, [будущий] властитель Крымского острова - сын Чингиз-хана Джучи-хан [2] в ... [3] году захватил крепость, стоявшую на месте крепости Ор, из рук
Путешествие Эвлии Челеби - Описание границ страны Солгат, [владений] рода Чингизидов, первого рубежа - мощной крепости Ор, то есть Феррах-Керман Описанное ниже путешествие Эвлии Челеби в Крым произошло в 1666-67 гг. Он направлялся из Австрии, где был в составе турецкого посольства в Вену. Оттуда через Валахию и Молдавию путешественник прибыл на земли Крымского ханства. Эвлия Челеби встретил крымского хана Мухаммед Герая IV в местечке Ханкышла. Хан намеревался перевести в Крым ногайские орды, кочевавшие в Буджаке. Ногаи оказали сопротивление, и Эвлия явился свидетелем сражения между крымскими и ногайскими войсками. Хан одержал победу и возвратился в Крым. С ним вместе Эвлия Челеби прибыл в город Ор.
Все татарские истории называют эту крепость Ор - Феррах-керманом. Когда этот Крымский остров был в руках генуэзских неверных, [будущий] властитель Крымского острова - сын Чингиз-хана Джучи-хан [2] в ... [3] году захватил крепость, стоявшую на месте крепости Ор, из рук генуэзских франков. От залива Азовского моря до залива моря Мертвого [4] он выкопал ров в ... шагов по земле, связывающей этот Крымский остров с сушей. Так как здесь выкопали этот ор, то есть ров, то крепость назвали Ор, то есть Ров-крепость. Но татарские летописцы называют ее Феррах-керманом.
Затем, в ... году Сахиб Герай-хан [5] из рода Чингиз-хана, мудрый и могущественный, как Джем [6], разрушил до оcнования крепость Ор, которую захватил из рук генуэзских франков великий Джучи-хан. На перешейке, который соединяет Крымский остров со степью Хейхат [7] он выстроил эту крепость Ор. Так как крепость вселяла радость и веселье [в видевших ее], ей дали имя Феррах-керман [8].
Но историки арабские и автор "Книги драгоценностей" святой Мухйи ед-Дин Араби [9] называют остров Крымский и землю непокорных казаков страной Солгат. В каббалистических книгах и во многих высоких речах татарские земли называют страной Солгат. В одной каббалистической книге даже говорится: "О страна Солгат( Остерегайтесь беды, [происходящей] от [тех, кто] с маленькими глазами из своего числа", то есть "О крымский народ( Опасайтесь народа с маленькими глазами, происходящего из вас самих, то есть остерегайтесь народа калмыков". Поэтому крымский народ называют народом Солгат. После того, как он (Ибн Араби - Е.Б.) говорит, что татарская земля - это Солгат, он сообщает, что народы стран Хинд и Синд, Кашмир и Гюлькенд, Чин и Мачин, Хатай и Хотан, Фагфур и Узбек, Балх и Бухара, страна Аджем и Хорасан, страна Казак и страна Туркестан, страна Махан, народы моголов и боголов, народы кайтаков и Дагестана, народы ногаев и калмаджей, народ хешдеков, народы московов, ляхов, мусульманский народ липков, народ мадьяр [10] и крымский народ, а всего семьдесят разных народов, - все они татары, народ Солгата. Даже во владениях шведского короля, подобно татарам-хешдекам в Московии, кочует двенадцать сот тысяч татар с семьями. Род Османов и весь народ туркмен - татары. В истории под названием "Подарок" [11] и в истории грека Янвана, и в истории латинянина Мактина, и в истории "Объяснение таинственных явлений" написано так:
"Площадь этой земли, острова, окруженного морем Океанус, составляет 87 тысяч миль [12]. Половину этого острова держит народ Солгат, то есть народ татарский. На земной поверхности существует немного народов, помимо черных арабов и народов татарских", так написано. Многие сотни христианских народов - это выродившиеся татары, так написано.
В хронике [под названием] ... подробно описаны мудрые и славные деяния некоторых благородных пророков и посланников [Божьих]. [В ней говорится, что] когда [Господь] мощной дланью сотворил из глины святого Адама, тот был создан в облике татарина. Историк мира толкователь Исхак в комментарии к [аяту из] суры "Потомство Имрана": "Поистине, Иса, раб Божий, подобен Адаму" [13] в подтверждение того говорит, что святой Иса был создан в образе красивого татарина. Даже народ юнанских неверных, то есть христиане-греки, единодушно описывают святого Ису, мир ему, по виду, по одежде, по благородной внешности совершенно в татарском образе. Тем не менее все неверные не любят татарский народ и считают их подлыми врагами. Они говорят: "Нет( Святой Иса не похож на татарина( Он, как и святой Яхья [14], имел редкую бороду и узкие, подведенные сурьмой глаза. Когда святой Яхья, выходя погулять, нес на руках святого Ису, [люди видели, что] святой Иса похож на святого Яхью и говорили: "Почему же говорят, что ты похож на народ Солгата?" Но греческие неверные говорят: "Народ солгатских юнанов - это наш народ".
Короче говоря, народ Солгата - татары, захватили земную поверхность. Но, слава Богу, на народ татарский этого Крымского острова Величайший Творец обратил благосклонный взор. В какую бы сторону они ни обратились, они всегда выходят победителями и приносят в землю неверных беспокойство и суматоху. Все неверные в своих странах боятся татар. Им нет пощады, и они остаются в безверии. Слава Богу, этот народ татарский - правоверные единобожники, сунниты. Их община подобны полку муджахедов-газиев. По чудотворной молитве Мухаммада-Избранника они живут на Крымском острове и в других странах. На все четыре стороны света они идут на государства неверных, обреченных попасть в ад, грабят их и уводят, стенающих, в плен. Они захватывают детей и взрослых, жен и дочерей. Пленников с разбитыми сердцами и связанными ногами они всячески мучают, кормят их конской кожей, внутренностями и кишками. Всех неверных с детьми и родственниками они отправляют в земли ислама, где те удостаиваются счастья быть обращенными в мусульманство.
Об этом народе татар, охотниках за врагом, есть достоверный хадис: "Сказал посланник Бога, да благословит его Бог, да приветствует; Поистине, у Бога на Востоке имеется воинство, имя ему - тюрки. Он наказывает с их помощью тех, кто противится Ему. Те же, обманувшиеся и потерпевшие поражение, будут кидать в них камнями, но не будут попадать. И вот когда вы увидите такое - готовьтесь ко дню Страшного Суда" [15].
Действительно, татарский народ - это народ беспощадный. С помощью Бога они стали мощной преградой рода Османов, и со всеми неверными они ведут битвы, сражения, войны и смертоубийства. Это очень богомольные и не слишком обременяющие себя [поклажей] воины. А если рядом с ними оказываются ногаи, они перестают отличать дозволенное от запретного [16]. [Тем не менее,] этот народ - дозволенное [исламом] войско. Даже если в том нет необходимости, если у них умрет живое существо, у которого отошла душа и вытекла кровь, они его обязательно съедят. Кровь они перемешивают с просяной кашей. Они пьют кровь всех животных, как напиток. Обычной же их едой является мясо. Они носят шкуры всех животных, то есть одеваются в меха. А если они поедят хлеба, от он прилипает к их сердцу, и они умирают. Они постоянно едят просо, одеваются в шкуры, их дома - из тростника, а сами они - негодники [17].
Они - полк газиев-муджахедов. Поступая мудро, они всегда едят одну и ту же пищу. А другого они не едят и не знают. Благодаря [хорошим] воде и воздуху их желудки быстро переваривают пищу. Татарин может съесть пищи на три-четыре дня и выпить бочку бузы, а потом те же три-четыре дня ничего не есть. Есть такие татары, что съедят и нахшуванский булат [18].
Есть много сот тысяч татар, которые в жизни не пили воды. Они пьют конское молоко, выдержанное шесть-семь дней, под названием кымыз. Они поджаривают просо под названием талкан, перемалывают его и превращают в муку, затем смешивают ее с конским или верблюжьим молоком и пьют. Этот напиток успокаивает голод и к тому же дает легкое опьянение. Кроме того они употребляют айран бурсе, то есть разведенный скисший йогурт. Также делают они айран под названием язма, вкусный, как костный мозг. Они едят и пьют вышеупомянутые вещи в походе и дома. Поэтому они не склонны к хлебу и воде.
Они спрашивают: "А что такое хлеб? Откуда он берется?" На этот вопрос отвечают так: "Хлеб выращивают на пашне. На мельнице его перемалывают в муку и получается тесто, его пекут на огне". Они изумляются: "Господи-Боже! Так вот что такое хлеб! Не этот ли самый хлеб, который выращивают на пашне, был причиной изгнания [пра]отца Адама из рая? "Озюм сокулурсе де бен оны ашамамдыр", то есть "Если я даже умирать буду, хлеба не съем!".
Вот так они удивительно и странно созданы, как будто специально для походов, этот храбрый народ.
Помимо ногайского народа на Крымском острове есть еще народ по имени бадрак, не любящий общаться с родом Адама и искусный в науке и ремесле - знаменитый народ-войско. Многие тысячи из народа бадрак никогда не едят хлеба и не пьют воды. Если у них спросишь: "Почему ты не пьешь воды, разве не сказано: "От воды происходит жизнь?", они отвечают: "Клянусь Богом, когда нас сотворил Бог Челеб, он сделал много грязи, смешав воду с землей. Если к грязи добавить много воды, то грязь разорвет с одной стороны. Дети же Адама происходят из грязи. Много воды совсем не следует пить. А лошадиное и верблюжье молоко - тоже вода". Так они это объясняют. И действительно, этот народ воды не пьет. Однако они едят много похлебки ляхсе, верблюжьего, бараньего, коровьего, буйволиного молока, едят просяную кашу и похлебку. Они едят лякше шурбасы, то есть похлебку лякше. Потому что в благородном хадисе святого Столпа Пророчества [19]сказано: "Добрая еда - лякше". Ее называют мучной похлебкой или дутмасом. Все татарские улемы, праведники и падишахи едят лошадиное мясо.
Языки их различны, и отличаются друг от друга. Потому что все татары говорят на двенадцати языках. Языки друг друга они понимают с помощью тильмаса, то есть переводчика. У них есть словари слов и наречий. Говоры их изящны и красноречивы. Во-первых, чагатайский язык, затем язык кумыков, язык моголов, язык боголов, язык туркмен, язык ногаев, язык кайтаков, язык кураков, язык хешдеков, язык дагестанских аджемов, хиндский, узбекский и булгарский. Все они татары, и у всех разные языки и разнообразные книги. Они не похожи ни на один другой язык. У каждого из них - свой особый язык.
Среди татарского народа нет брани и злобы, спеси и гневливости, вражды и порицания. Они очень стыдятся друг друга. Если кто-нибудь бранится и ссорится, другие люди его презирают. Их гнев и вражда направлены на другие народы и на врагов. Их вражда выражается в грабеже и разбое, а гнев их - от Бога.
Мазхаб крымского народа - ханафитский, но есть также приверженцы шафиитского мазхаба. Живущие за пределами Крыма улу-ногаи, шейдяк-ногаи, урмит-ногаи, племена мансурлу, седжевутлу, ширинли, манкытли, племена Чопана, Новруза, Деви, и многие тысячи подобных этим племена принадлежат к шифиитскому мазхабу. Там находится столь много сот тысяч знающих улемов, что и не расскажешь. Все эти ученые основали свои медресе среди племен в степи, и кочуют вместе с ними.
По благородному позволению этих ученых весь татарский народ ест конину. Хотя по слову Абу Ханифы Нумана ибн Сабита [20], великого имама и древнего героя, конину есть не одобряемо. Потому что конь - это орудие священной войны. Но есть конину позволено и возможно, если лошади все равно погибнут. В маликитском же толке это считается отвратительным и запрещено. Но по словам имамов Шафии и Ханбала [21]это разрешено. Потому что они доверяют благородному хадису святой Опоры Пророчества: "[Передает] Джабер [слова Пророка], да согласится с ним Бог, [сказанные] в день Хайбара [22]: мясо ослов домашних хуже мяса лошадей". Этот хадис достоверен, в этом единодушны Муслим и Бухари [23]. Поэтому татарский народ ест конину.
[Татары] - полк газиев-муджахедов. В походах им суждены трудности. В одном благородном хадисе говорится: "Поход - это часть преисподней, даже если он длится один фарсах". Этот татарский народ беззаботный, у них нет поклажи, в поход они не берут с собой никаких запасов, кроме талкана, курта, "лошадиного ребра и жены" [24]. Более того, если по дороге какая-нибудь лошадь захромает, или слегка заболеет, устанет, ослабнет, станет вялой, они, со словами: "Чтобы не досталась неверным", в тот же час приносят ту лошадь в жертву во имя Бога, делят ее вместе со шкурой. [Мясо] кладут под чепрак, который некоторые называют серки, а другие - черки, садятся верхом и ездят рысью. Когда из мяса вытечет сок, они говорят: "Готово", съедают конину из-под чепрака, и так утоляют голод.
Они совершают набеги на страну неверных, острыми клинками мечей безжалостно поражают врагов. Оставшихся в живых неверных - детей и женщин - они тащат в страну ислама и удостаивают обращения в мусульманство. Это полк газиев-муджахедов, влюбленных единобожников из рода Чингизидов, да хранит их Бог.
Помимо газавата они занимаются еще земледелием, то есть они - крестьяне. Выращивают они большей частью просо, потому что одно киле проса в этих краях дает 100-110 киле. Они постоянно питаются просом.
Но мужи озарения - шейхи и суфии - выращивают ячмень и хлеб едят. Потому что святой Пророк постоянно ел ячменный хлеб, говорят они. Поэтому пшеничного хлеба они не едят.
Еще одно их занятие - торговля. Они отвозят пленников в разные страны и там продают. Оттуда они привозят другие товары и торгуют ими здесь.
Здесь есть также улемы, праведники, шейхи и суфии, братств хальвети и джальвети [25]. Как пишет везирь Сефер Гази-ага [26], их до 40 тысяч, единобожников-суфиев.
На Крымском острове находится всего 21 тысяча соборных и квартальных мечетей. В этих молельнях ночью и днем татарские суфии предаются молитве и зикру. Там очень много мужей единобожия и мистического пути. Особенного [упоминания заслуживает] живущий в крепости Ор, описанной на предыдущих страницах, пребывающий в мечети Сахиб Герай-хана, обитатель кельи, муж Пути, предсказатель ...-эфенди - святой азиз. Он сорок лет не водится с людьми и по духовному обету не ест мяса и пшеничного хлеба. Он перемалывает на ручной мельнице ячмень, собственными руками его выпекает и ест. Этот ячмень он и сеет своими руками. Земля, которую он засеивает, была подарена обладателем благодеяний Сахиб Герай-ханом отцу шейха, и тот оставил ее ему в наследство, переселившись [в лучший мир]. Теперь он засеивает и собирает ячмень на этой чистой земле, перемалывает его на ручной мельнице и ест. Более 10 тысяч бедняков - врат Божиих - затворников-суфиев находится в мечети Сахиб Герай-хана. Все влюбленные совершают круговой зикр Божий и достигают единения [с Богом]. Весь народ Ора, [наблюдая за этим,] приходит в неописуемое удивление. Люди крепости Ор возлагают надежду на вышесказанного шейха. Каждую ночь на стенах крепости, подобно крепостным стражникам, факиры почтенного шейха сторожат укрепления. Они выкрикивают мухаммеданские слова: "Бог един( Бог един("
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)