Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Касоги и хазары в книге Гумилева «Древняя Русь и Великая степь»

Касоги и хазары в книге Гумилева «Древняя Русь и Великая степь»

Касоги и хазары в книге Гумилева «Древняя Русь и Великая степь»
История
zara
Фото: Адыги.RU
13:30, 05 октябрь 2021
11 385
0
Для начала немного о самой книге. Прославленный историк и этнолог Л.Н. Гумилев в своей работе предлагает читателям увлекательную реконструкцию евразийской истории периода 9-14 века. Его метод исследования состоит в основательном анализе политической и экономической ситуации изучаемых этносов, биологической и географической обстановок изучаемого региона. Так же, автор использует исторические источники, но только после их критического разбора. Например, Гумилев не доверяет знаменитой летописи «Повесть временных лет», обвиняя его автора в предвзятом видении русской истории, утаивании и искажении многих исторических событий
Касоги и хазары в книге Гумилева «Древняя Русь и Великая степь»Для начала немного о самой книге. Прославленный историк и этнолог Л.Н. Гумилев в своей работе предлагает читателям увлекательную реконструкцию евразийской истории периода 9-14 века. Его метод исследования состоит в основательном анализе политической и экономической ситуации изучаемых этносов, биологической и географической обстановок изучаемого региона. Так же, автор использует исторические источники, но только после их критического разбора. Например, Гумилев не доверяет знаменитой летописи «Повесть временных лет», обвиняя его автора в предвзятом видении русской истории, утаивании и искажении многих исторических событий. В книге рассматривается этногенез почти всех народов Евразии, также некоторых народов Малой Азии и Африки, но темой данной статьи являются касого-хазарские отношения. Поэтому мы не можем обойтись без подробного описания обоих народов.
Касоги – предки адыгов, занимавшие с 4 по 10 века берега Кубани. Они упоминались в источниках разных народах по разному: у грузин - Кашак, Кашаг; у армян - Гашк; у византийцев - Касах; у арабов - Кашак; у русских - Касог. До сих пор этноним «касог» в форме «касач» известен осетинам, так называют они своих соседей кабардинцев, а плоскостная Кабарда зовется у осетин – «Касачское поле». По свидетельству Константина Багрянородного [Х в.], область, которую он называет «Касахия», примыкает к стране аланов. По показанию арабских географов, народ кашак, жил в соседстве аланов, между Кавказом [Кавказским хребтом] и морем Рум [Черным]. Греко-византийский этноним «зихи» им видимо не был знаком. Не упоминали зихов и русские, и хазарские памятники, за исключением «Кембриджского Анонима».

Гумилев и некоторые исследователи считают хазар остатком скифского союза племен, кочевья которого располагались от Северного Причерноморья до Предкавказья. О том же говорит и «Повесть временных лет», подразумевая под скифами древнее досарматское население степей Предкавказья. Во 2-3 веках хазары были еще малочисленным племенем и занимали берег Каспийского моря между реками Терек и Сулак. Из-за смены климата в Северном Прикаспии, обитавшие там кочевые племена сарматов сдвинулись на запад, а их территории от Терека до низовьев Волги освоили хазары. Хазария, с ее многочисленными протоками и тростниковыми зарослями, была естественной природной крепостью. После сарматов через Предкавказье последовательно проходили гунны [4 в.], булгары [5 в.], авары [6 в.], мадьяры [предки венгров] и печенеги, а хазары до 6 в. спокойно жили в Западном Прикаспии, пока не появились тюркюты. Тюркюты – маленький этнос монголоидного происхождения, так называемые «древние тюрки», возглавившие огромный племенной союз - Тюркский Каганат [4-8 вв.]. Они дошли до Дона и Черного моря, где булгары [утигуры, жившие между Кубанью и Доном] и хазары вошли в состав Каганата. Когда Тюркский Каганат начал разваливаться, хазары приняли у себя бежавшего царевича династии Ашин и прогнали булгар.
Под военным руководством тюркютов [650-810 гг.] хазары успешно отражали периодические нашествия с юга арабов, что сплотило эти два народа, причем, тюркюты оставались кочевниками, а хазары - земледельцами. В 6 в. Хазария приняла бежавших из Ирана евреев, а войны с арабами привели к освобождению части земель Хазарии, что позволило беженцам осесть там. В 8 в. к ним стали присоединяться евреи бежавшие из Византии, именно благодаря - ним в начале 9 в. маленькое ханство превратилось в огромное государство. Обращения хазар в иудаизм не было, т.к. еврейская община жила обособленно среди хазар и тюрко-хазар. Вообще, для удобства основное население Хазарии можно назвать «хазары», «тюрко-хазары» и «иудео-хазары».

К концу 8 в. иудео-хазары начали постепенно проникать во властные структуры Хазарии, действуя своим излюбленным методом – роднясь через дочерей с тюркутской аристократией. У детей тюрко-хазар и евреек были все права отца и помощь еврейской общины во всех делах. А дети евреев и хазарок становились своего рода изгоями [караимами] и жили на окраине Хазарии – в Тамани или Керчи. В начале 9 в. влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки и положил начало еврейской гегемонии в Хазарии, действуя через хана-марионетку династии Ашин, мать которого была еврейка. Но не все тюрко-хазары приняли иудейство. Вскоре в Хазарском Каганате произошел переворот, вылившийся в гражданскую войну. «Старая» тюркютская аристократия подняла мятеж против иудео-хазарской власти. Повстанцы привлекли на свою сторону мадьяр [предки венгров], иудеи наняли печенегов. Константин Багрянородный описывал те события так: «Когда у них произошло отделение их от власти и возгорелась междоусобная война, первая власть [иудеи] одержала верх и одни из них [восставших] были перебиты, другие бежали и поселились с турками [мадьярами] в печенежских землях [низовье Днепра], заключили мир и получили название кабаров».
Некоторые исследователи связывают название «кабар» с этнонимом восточных адыгов - «кабардинцев», но это маловероятная и не доказанная версия. У Гумилева на этот счет ничего не сказано. Скорее всего, по дороге в «печенежские земли», часть «кабар» могла остановиться в Северном Приазовье, где и оставила после себя топоним Кабар или Кабард [равнина между реками Бельбек и Кача близ Таганрога]. Позже, на этом месте возникла одна из многочисленных генуэзских крепостей - Кабарди. В те времена [начало 12 в.] среди населения этих крепостей было много адыгов. Именно эти адыги (черкесы), вытесненные нашествием монголо-татар в Крым, затем в Тамань, а после в Пятигорье, стали предками кабардинцев.

В 9 веке иудео-хазарский каган пригласил варяжскую дружину князя Олега для войны с мусульманами Южного Прикаспия, посулив раздел Восточной Европы и помощь в захвате Киевского Каганата. Захватив в 882 г. Киев Олег отказался выполнять соглашения, началась война. В источнике «Кембриджский аноним» перечислены враги хазаро-иудейской общины: «Асия [асы - осетины], Баб-ал-Абваб [Дербент], Зибух [зихи?], Турки [венгры], Лузния [ладожяне, т.е. варяжская дружина Олега]».
Примерно в 957 г., после крещения киевской княжны Ольги в Константинополе, т.е. после заручения поддержкой Византии, началось противостояние Киева и Хазарии. Благодаря союзу с Византией, русских поддержали печенеги. Союзниками хазар были ясы [осетины] и касоги [адыги (черкесы)], но преданность их иудейскому правительству была сомнительна, а усердие близко к нулю. Весной 965 г. войска Святослава спустились по Оке и Волге к хазарской столице Итиль, обойдя хазарские войска, которые ожидали их в донских степях. После непродолжительной битвы город был взят. Удар Святослава по иудейской общине Хазарии был жестоким, но не окончательным. Возвращаясь, он миновал Кубань и Крым, где оставались хазарские крепости. Остатки иудео-хазар осели в Дагестане [горские евреи] и Крыму [евреи-караимы]. Хазары и тюрко-хазары остались на Тереке и Доне, в дальнейшем именуясь «бродниками» [одни из предков казаков].

Сын Святослава – Владимир в 988 г. захватил хазарскую крепость Тмутаракань и отдал ее в княжение малолетнему сыну Мстиславу. После взятия Владимиром византийской крепости Корсунь [Херсонес] в Крыму, отношения с Константинополем осложнились. Византия наслала на Русь печенегов, в результате чего были потеряны причерноморские степи.
Мстислав был воспитан в Тмутаракани среди жителей города, большинство которых составляли иудео-хазары, а главными противниками его друзей евреев была "партия касогов". В 1022 г. князь пошел на Касогию и, в знаменитом единоборстве, вероломного убил касожского князя Ридаду. Согласно договору, Касогия и ее войска вошли в состав Тмутараканьского княжества. Князь принял двух сынов Ридады, крестил и выдал за них своих дочерей. От одного из сынов пошло множество российских дворянских родов.
В 1023 г. Мстислав с иудео-хазарским и касожским войсками пошел на Киев, где княжил его старший брат Ярослав. Ярослав встретил его с наемным варяжским войском, но потерпел поражение. Решающим фактором в битве стали северяне [русское племя], которых Мстислав бросил на передовую, жалея своих людей. За это, народ не принял его в князья Киева и, Мстиславу пришлось договариваться о мире с братом. Ярослав вернулся в столицу, а Мстиславу отошли земли на левобережье Днепра. Тогда касоги покинули князя и вернули себе Касогию с Тмутараканью, при поддержке ясов [осетин]. Мстислав служил брату до самой смерти [1036 г.], а иудео-хазары, не сумев сделать из Киева вторую Хазарию, также вернулись в Тмутаракань.

В 1055 г. кочевники половцы пришли в степи Предкавказья и Причерноморья, тем самым затруднив сообщение Руси с Тмутараканью, где в это время сложилось две противоборствующие партии: 1) Глеб Святославич с ясами, касогами и половцами, стремившийся к самостоятельности княжества; 2) иудео-хазары, которые были за развитие торговых отношений с Византией и Русью.
В середине 11 в. в Тмутаракань, бывшую всегда местом для русских князей-неудачников, прибыли внуки Ярослава – Ростислав и Борис. Они, при поддержке влиятельной партии иудео-хазар, выгнали из княжества Глеба. Но в 1065 г. с помощью киевского князя Святослава тот вернул себе княжение. После ухода киевских войск, Ростислав снова прогнал Глеба, заодно обложил данью касогов и другие соседние народы. Но усиление иудейской партии на Черном море не понравилось Византии, поэтому в 1066 г. подосланный ими человек отравил князя Ростислава. Глеб Святославич опять возвращается. После смерти Святослава, его власть была объявлена узурпацией, а сыновья стали изгоями. Князь Олег Святославич бежал в Тмутаракань [1078 г.] к брату Роману. Но иудейская община была на стороне пришедших к власти в Киеве князей Всеволода и Изяслава. В результате нескольких столкновений, князь Борис погиб в бою, Роман был убит иудеями, а Олег [ими же] отправлен в плен в Византию. Наместником в Тмутаракани был посажен Ратибор, но уже в 1081 г. сюда бежали два очередных князя-изгоя – Володарь и Давыд. Они прогнали Ратибора и захватили княжество.

В 1083 г. новый император Византии освободил князя Олега. Вернувшись он отомстил за свое изгнание евреям и, при поддержке все той же партии касогов, ясов, половцев, истребил остатки иудео-хазар в Тмутаракани. В 1094 г. Олег взял с собой своих сторонников, среди которых, конечно же, была касожская дружина, и ушел княжить в Чернигове [севернее Киева]. Тамань он формально оставил своему союзнику – Византии, но реально ею завладели касоги. Началось заселение генуэзских крепостей на побережье Черного и Азовского морей зихо-касогами, проникновение их во властные структуры. Но этой благоприятной ситуации, как всегда, помешало нашествие кочевых племен. В 1222-1223 гг. на Северный Кавказ приходят «монголо-татары». Разбив союзные силы половцев [кыпчак], аланов и касогов, а затем союзные силы русских и половцев, они образуют Монгольскую империю. Приход монголо-татар заставил адыгское население Северного Приазовья мигрировать в Крым, о чем мы уже упоминали выше. Наименования в источниках страны адыгов «Зихия» и «Касогия» постепенно сменилось на «Черкасия», а этнонимы «зих» и «касог» - этнонимом «черкас», полученным от татар. Но это уже не относится к теме нашей статьи.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что гипотезы некоторых исследователей о хазарском, тем более иудейском, происхождении кабардинцев или касогов, не имеют за собой оснований. Факт совпадения наименования «кабар» и топонима «кабард» («Кабардей»), не говорит об их генетическом родстве. Отношения касогов с Хазарией также было не однозначным. Как и многие соседние народы, они некоторое время были данниками хазар, что выливалось также в обязанность предоставлять своих воинов во время хазарских военных походов. После развала Хазарии, заметна явная вражда касогов с остатками иудео-хазар в Тмутаракани, что говорит о недружественных отношениях между ними и до распада.

© Адыги.RU
Автор:Савойский А.В.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)