НА СЛУЖБЕ РУССКОЙ КОНТРРАЗВЕДКЕ

НА СЛУЖБЕ РУССКОЙ КОНТРРАЗВЕДКЕ
История в лицах
zafe
Фото: Адыги.RU
02:27, 06 март 2016
7 100
0
До сих пор жизнь черкеса Кази-Бека Ахметукова была загадкой, а личность окутана тайной, полной всяких домыслов и слухов. Он жил в XIX веке, но он герой сегодняшнего времени, потому что сегодня о нём говорят учёные и люди искусства в Москве и Петербурге, одни называют его английским разведчиком России, другие – первым кавказским террористом, о нём хотят снимать фильмы лучшие режиссёры. Так кто же он? Недавно в Нальчике вышло объёмное научное издание: «Кази-Бек Ахметуков (Магомед-Бек Хаджетлаше). Очерк жизни и деятельности». Автор книги – доктор филологических наук Раиса Халифовна Хашхожева. Она рассказала нам об этой легендарной личности. © Адыги.RU Беседу вела Светлана АЛХАСОВА, г. НАЛЬЧИК
НА СЛУЖБЕ РУССКОЙ КОНТРРАЗВЕДКЕ

До сих пор жизнь черкеса Кази-Бека Ахметукова была загадкой, а личность окутана тайной, полной всяких домыслов и слухов. Он жил в XIX веке, но он герой сегодняшнего времени, потому что сегодня о нём говорят учёные и люди искусства в Москве и Петербурге, одни называют его английским разведчиком России, другие – первым кавказским террористом, о нём хотят снимать фильмы лучшие режиссёры. Так кто же он? Недавно в Нальчике вышло объёмное научное издание: «Кази-Бек Ахметуков (Магомед-Бек Хаджетлаше). Очерк жизни и деятельности». Автор книги – доктор филологических наук Раиса Халифовна Хашхожева. Она рассказала нам об этой легендарной личности.



– Ра­и­са Ха­ли­фов­на, кто та­кой Ах­ме­ту­ков?

– В пле­я­де чер­кес­ских де­я­те­лей куль­ту­ры кон­ца ХIХ – на­ча­ла ХХ ве­ка Ка­зи-Бе­ку Ах­ме­ту­ко­ву (Ма­го­мед-Бек Ха­д­жет­ла­ше) при­над­ле­жит зна­чи­мое ме­с­то. Он пер­вый пред­ста­ви­тель адыг­ской (чер­кес­ской) ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, вы­шед­ший за рам­ки на­ци­о­наль­ной те­ма­ти­ки, твор­че­ст­во ко­то­ро­го по­лу­чи­ло об­ще­рос­сий­ское зна­че­ние. Ах­ме­ту­ков был ре­дак­то­ром-из­да­те­лем жур­на­ла «Му­суль­ма­нин» (Па­риж) и га­зе­ты «В ми­ре му­суль­ман­ст­ва» (Пе­тер­бург), спло­тив­ших се­ве­ро­кав­каз­скую ин­тел­ли­ген­цию. В гор­ской пуб­ли­ци­с­ти­ке то­го вре­ме­ни он за­нял ли­ди­ру­ю­щее ме­с­то, от­ра­жая на­сущ­ные про­бле­мы кав­каз­ских на­ро­дов.

– Ещё в со­вет­ское вре­мя вы бес­пре­пят­ст­вен­но из­да­ли це­лую се­рию твор­че­с­ко­го на­сле­дия чер­кес­ских про­све­ти­те­лей: Хан-Ги­рея, Ка­зи Ата­жу­ки­на, Крым-Ги­рея Ина­то­ва, Па­го Там­би­е­ва и всех ос­таль­ных, за ис­клю­че­ни­ем Ах­ме­ту­ко­ва. Бы­ли ли на это осо­бые при­чи­ны?

– Да, ко­неч­но. Во-пер­вых, Ах­ме­ту­ко­ву ин­кри­ми­ни­ро­ва­лось то, что он был эсе­ром, и это бы­ло боль­шим пре­пят­ст­ви­ем. Нам уда­лось до­ку­мен­таль­но до­ка­зать, что он был в их ря­дах не­про­дол­жи­тель­ное вре­мя, эти до­во­ды не бра­лись в рас­чёт. К то­му же дей­ст­во­вал вто­рой фак­тор, из-за ко­то­ро­го он опять-та­ки не впи­сы­вал­ся в со­вет­скую дей­ст­ви­тель­ность. Это ста­тья В.Во­ров­ско­го «В ми­ре мер­зо­с­ти и за­пу­с­те­ния. Рус­ская бе­ло­эми­г­рант­ская ли­га убийц в Сток­голь­ме», а так­же ро­ман Алек­сея Тол­сто­го «Эми­г­ран­ты». В них К.-Б. Ах­ме­ту­ков (М.-Б. Ха­д­жет­ла­ше) был изо­б­ра­жён как ярый ан­ти­со­вет­чик и уго­лов­ник, воз­гла­вив­ший бе­ло­гвар­дей­ские си­лы, осев­шие в Сток­голь­ме и дей­ст­во­вав­шие про­тив мо­ло­дой со­вет­ской Рос­сии. И толь­ко со вре­ме­нем, в на­ча­ле 90-х го­дов про­шло­го сто­ле­тия, ког­да мне уда­лось до­ку­мен­таль­но до­ка­зать, что Ах­ме­ту­ков по­сле ухо­да от эсе­ров ра­бо­тал на рос­сий­ские пра­во­о­хра­ни­тель­ные ор­га­ны и спец­служ­бы (сна­ча­ла цар­ские, а в пер­вые го­ды со­вет­ской вла­с­ти – на со­вет­ские), я смог­ла из­дать не­сколь­ко ра­бот о нём и часть его ли­те­ра­тур­но­го на­сле­дия и та­ким об­ра­зом ре­а­би­ли­ти­ро­вать его. И ещё од­на труд­ность, ко­то­рую то­же бы­ло не­про­сто пре­одо­леть, – это вы­яс­не­ние иден­тич­но­с­ти Ах­ме­ту­ко­ва и Ха­д­жет­ла­ше, что уда­лось до­ка­зать так­же до­ку­мен­таль­но.

– По­сколь­ку вам уда­лось вос­соз­дать пол­ную би­о­гра­фи­че­с­кую ле­то­пись этой за­га­доч­ной лич­но­с­ти, про­яс­ни­те нам хоть не­мно­го его би­о­гра­фию. Как вам уда­лось ус­та­но­вить, к при­ме­ру, иден­тич­ность Ах­ме­ту­ко­ва с име­нем Ха­д­жет­ла­ше (на ка­бар­ди­но-чер­кес­ском оз­на­ча­ет «хро­мой про­по­вед­ник»), очень слож­ном для про­из­но­ше­ния на рус­ском язы­ке?

– Дей­ст­ви­тель­но, рас­суж­де­ния об иден­тич­но­с­ти Ах­ме­ту­ко­ва и Ха­д­жет­ла­ше стро­и­лись лишь на пред­по­ло­же­ни­ях, дол­го дис­ку­ти­ро­ва­лись уст­но, а пе­чат­но её вы­ска­зал уче­ный З.Хап­си­ро­ков. Но его ар­гу­мен­ты не вы­дер­жи­ва­ли кри­ти­ки. Так, не­убе­ди­тель­но бы­ло ут­верж­дать тож­де­ст­во Ах­ме­ту­ко­ва и Ха­д­жет­ла­ше лишь на ос­но­ва­нии то­го фак­та, что жур­нал «Му­суль­ма­нин» по­явил­ся по­сле не­удач­ной по­пыт­ки из­да­вать жур­нал «Кав­каз и на­ро­ды Вос­то­ка». Кро­ме то­го, зыб­ко бы­ло и пред­по­ло­же­ние, буд­то в ре­ше­нии Ах­ме­ту­ко­ва обос­но­вать­ся в Па­ри­же не­ма­лую роль сы­г­ра­ло и то, что он «имел же­ну фран­цуз­ско­го про­ис­хож­де­ния». Дей­ст­ви­тель­но, Ах­ме­ту­ков в 1897 го­ду в Пе­тер­бур­ге всту­пил в брак с фран­цуз­ской под­дан­ной Алек­сан­д­рой Аль­фон­сов­ной Ле­февр. В поль­зу сво­ей вер­сии мы мо­жем ука­зать на упо­ми­на­ние са­мим Ха­д­жет­ла­ше име­ни Ай­ше-ха­нум, пе­ре­име­но­ван­но­го име­ни Алек­сан­д­ры Ле­февр. Её имя встре­ча­ет­ся в из­да­ни­ях Ха­д­жет­ла­ше – жур­на­ле «Му­суль­ма­нин» и га­зе­те «В ми­ре му­суль­ман­ст­ва», а в по­свя­ще­нии к кни­ге «Убий­ца на тро­не», вы­шед­шей в Пе­т­ро­гра­де в 1918 го­ду, Ха­д­жет­ла­ше пи­сал: «Ай­ше-ха­нум с ис­крен­ней лю­бо­вью и вы­со­ким ува­же­ни­ем по­свя­ща­ет свой труд ав­тор». Из до­ку­мен­тов сле­ду­ет так­же, что с 1901 го­да ря­дом с ним на­хо­ди­лась и Ма­рия Ва­ле­рь­я­нов­на Сер­дю­ко­ва. Труд­но ска­зать, кем она ему при­хо­ди­лась: су­пру­гой или то­ва­ри­щем по под­поль­ной ра­бо­те в ря­дах эсе­ров. Из до­ку­мен­тов по­ли­ции оче­вид­на её при­ча­ст­ность к по­ли­ти­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти; в од­ной из сво­док от­ме­ча­лось, что «из чис­ла вы­ше­наз­ван­ных лиц из­ве­ст­ны с не­бла­го­при­ят­ной в по­ли­ти­че­с­ком от­но­ше­нии сто­ро­ны се­мей­ст­во Сер­дю­ко­вых: ус­та­нов­ле­но в бли­жай­ших сно­ше­ни­ях с ли­те­ра­то­ром Гри­го­ри­ем Эт­тин­ге­ром (Ах­ме­ту­ко­вым)». И да­лее сле­ду­ют све­де­ния о Ма­рии Сер­дю­ко­вой. Имен­но с ней Ах­ме­ту­ков, пре­сле­ду­е­мый по­ли­ци­ей, по­ки­нул Рос­сию в 1907 го­ду.

– И ка­ко­ва же ис­тин­ная роль Ах­ме­ту­ко­ва в по­ли­ти­че­с­ких со­бы­ти­ях то­го вре­ме­ни, вам уда­лось это вос­ста­но­вить?

– В ре­зуль­та­те мно­го­лет­них по­ис­ков бы­ла в пол­ном объ­ё­ме вос­ста­нов­ле­на би­о­гра­фия Ах­ме­ту­ко­ва-Ха­д­жет­ла­ше и вме­с­те с тем рас­кры­та ис­тин­ная его роль в сток­гольмских со­бы­ти­ях, изо­б­ра­жён­ных в ста­тье В.Во­ров­ско­го «В ми­ре мер­зо­с­ти и за­пу­с­те­ния» и в ро­ма­не А.Тол­сто­го «Эми­г­ран­ты», пред­ста­вив­ших его ан­ти­со­вет­чи­ком и уго­лов­ни­ком.

– А где ро­дил­ся пи­са­тель, Кав­каз ведь боль­шой, в ка­кой его ча­с­ти?

– Ах­ме­ту­ков ро­дил­ся не на Кав­ка­зе, а в Тур­ции, при­го­ро­де Кон­стан­ти­но­по­ля в 1868 го­ду, где рас­се­ли­лись пе­ре­се­лен­цы с Кав­ка­за по­сле из­ве­ст­ных со­бы­тий Кав­каз­ской вой­ны (1763–1864 гг.). О пе­ре­се­ле­нии в Тур­цию ста­рей­ши­ны Ах­ме­ту­ко­ва упо­ми­на­ет­ся в ис­то­ри­че­с­кой по­ве­с­ти М.Ло­х­виц­ко­го «Гро­мо­вый гул». От­да­лён­ным пред­ком сво­им он счи­тал абад­зех­ско­го кня­зя Ах­ме­да Бей-Бу­ла­та, вос­пе­то­го Ми­ха­и­лом Лер­мон­то­вым в по­эме «Ха­д­жи-Аб­рек». В пись­ме к из­ве­ст­но­му рус­ско­му ре­во­лю­ци­о­не­ру Ф.Вол­хов­ско­му в Лон­дон Ах­ме­ту­ков пи­шет о се­бе: «Я ро­дом ка­бар­ди­нец, му­суль­ма­нин из Ку­бан­ской об­ла­с­ти».

При­ни­мая уча­с­тие в рус­ско-ту­рец­кой вой­не, под Ло­ве­чем (Бол­га­рия) по­гиб отец Ах­ме­ту­ко­ва. Вско­ре он по­те­рял мать и се­с­т­ру. В жи­вых ос­тал­ся стар­ший брат.

– Ка­кие-то до­ку­мен­ты ещё со­хра­ни­лись, под­тверж­да­ю­щие, что ка­ким-то об­ра­зом Ах­ме­ту­ков име­ет связь с чер­ке­са­ми и с Кав­ка­зом во­об­ще?

– Это под­тверж­да­ет­ся дан­ны­ми де­пар­та­мен­та по­ли­ции 1907 го­да, за­ре­ги­с­т­ри­ро­вав­ше­го, что «Гри­го­рий Эт­тин­гер дей­ст­ви­тель­но ро­дом ка­бар­ди­нец, быв­ший му­суль­ма­нин Ка­зи-Бек, в дет­ст­ве ок­ре­щён­ный и усы­нов­лён­ный Эт­тин­ге­ром и из­брав­ший ли­те­ра­тур­ным псев­до­ни­мом свою ма­го­ме­тан­скую фа­ми­лию». За­ме­тим, что ин­фор­ма­ция ис­хо­дит от жан­дарм­ско­го уп­рав­ле­ния Одес­сы, где к то­му вре­ме­ни про­жи­ва­ли Эт­тин­ге­ры и где его про­ис­хож­де­ние мож­но бы­ло удо­с­то­ве­рить че­рез род­ных, близ­ких и зна­ко­мых Ах­ме­ту­ко­ва и, са­мое глав­ное, до­ку­мен­таль­но.

– Вы­хо­дит, Ка­зи-Бек но­сил фа­ми­лию Эт­тин­ге­ров?

– Де­ло в том, что Ах­ме­ту­ков при­ехал в Ти­ф­лис, где его при­юти­ла се­мья Эт­тин­ге­ров. Яков Гри­го­рь­е­вич и Ра­и­са Ла­за­рев­на Эт­тин­ге­ры пе­ре­ина­чи­ли имя си­ро­ты из Ка­зи-Бе­ка в Герш-Бер­ка, а впос­лед­ст­вии, в свя­зи с при­ня­ти­ем всей се­мь­ёй хри­с­ти­ан­ст­ва, он при­нял имя Гри­го­рия.

– Удив­ля­ет то, что свя­зи Ах­ме­ту­ко­ва-Ха­д­жет­ла­ше са­мые раз­но­об­раз­ные, это лю­ди раз­ных взгля­дов, под­час край­не про­ти­во­по­лож­ных. А что вы зна­е­те о его свя­зях с из­ве­ст­ным рус­ским ре­во­лю­ци­о­не­ром-ли­те­ра­то­ром Ф.В. Вол­хов­ским?

– Как из­ве­ст­но, с 1900 по 1901 год Ах­ме­ту­ков «про­си­дел под след­ст­ви­ем по об­ви­не­нию в рас­про­ст­ра­не­нии вред­ных мыс­лей и пе­чат­но, и уст­но», – об этом мы уз­на­ём из пись­ма Ка­зи-Бе­ка Ах­ме­ту­ко­ва к Ф.В. Вол­хов­ско­му в Лон­дон.

С Фе­лик­сом Вла­ди­ми­ро­ви­чем Вол­хов­ским, бе­жав­шим в 1889 го­ду в Аме­ри­ку, а с 1890 го­да обос­но­вав­шим­ся в Лон­до­не, од­ним из ру­ко­во­ди­те­лей «Об­ще­ст­ва дру­зей рус­ской сво­бо­ды» и «Фон­да воль­ной рус­ской прес­сы», став­шим с на­ча­ла 1900 го­да эсе­ром, – Ах­ме­ту­ков был дру­жен. Как из­ве­ст­но, к кон­цу 1901 – на­ча­лу 1902 го­да из раз­роз­нен­ных на­род­ни­че­с­ких групп и круж­ков воз­ник­ла пар­тия эсе­ров. Имен­но в это вре­мя и ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся по­ли­ти­че­с­кая де­я­тель­ность Ах­ме­ту­ко­ва. Как ре­во­лю­ци­он­ный на­род­ник, за­тем со­ци­а­лист-ре­во­лю­ци­о­нер, Ах­ме­ту­ков счи­тал глав­ной со­ци­аль­ной си­лой «тру­до­вой на­род». К не­му он при­чис­лял кре­с­ть­ян­ст­во, про­ле­та­ри­ат, де­мо­кра­ти­че­с­кую ин­тел­ли­ген­цию, при этом не де­лал раз­ли­чия меж­ду про­ле­та­ри­а­том и кре­с­ть­ян­ст­вом.

– А ка­кой ме­тод борь­бы он всё-та­ки из­брал?

– Он счи­тал тер­рор глав­ным ме­то­дом ре­во­лю­ци­он­ной борь­бы. Де­пар­та­мент по­ли­ции, ссы­ла­ясь на его пись­мо к Ф.В. Вол­хов­ско­му («Я ус­пел при­об­ре­с­ти не­ма­ло по­сле­до­ва­те­лей, го­то­вых про­те­с­то­вать с ору­жи­ем в ру­ках»), при­чис­ля­ет его к ре­во­лю­ци­о­не­рам-тер­ро­ри­с­там. Из пи­сем вид­но, ка­кие пла­ны вы­на­ши­вал и ка­кие ме­ры пред­при­ни­мал Ах­ме­ту­ков. Так, в пись­ме к Ф.В. Вол­хов­ско­му он со­об­ща­ет, что ве­дёт про­па­ган­ду «глав­ным об­ра­зом сре­ди во­ен­ных и фа­б­рич­ных», про­сит со­дей­ст­вия в при­об­ре­те­нии не­ле­галь­ной ли­те­ра­ту­ры, т.к. име­ет не­пре­одо­ли­мое же­ла­ние рас­про­ст­ра­нить по всей зем­ле рус­ской… глав­ным об­ра­зом пе­ре­ве­с­ти их на араб­ский и ту­рец­кий язы­ки, да­бы мои зем­ля­ки мог­ли чи­тать их»; он на­ме­ре­вал­ся «опи­сать по­ло­же­ние по­ли­ти­че­с­ких за­клю­чен­ных и «вы­ра­жал на­деж­ду, что его ру­ко­пись бу­дет опуб­ли­ко­ва­на в воль­ной рус­ской прес­се».

С 1903 го­да Ах­ме­ту­ков вы­нуж­ден был пе­рей­ти на не­ле­галь­ное по­ло­же­ние, а по­сле 1905 го­да – пре­кра­тить пе­ча­тать­ся под сво­им име­нем.

– И это всё? Боль­ше он не иг­рал ни­ка­кой ро­ли, ска­жем, в контр­раз­вед­ке?

– С 1914 го­да Ха­д­жет­ла­ше слу­жит в рус­ской контр­раз­вед­ке. Он за­слан в Шан­хай для борь­бы с дей­ст­во­вав­шей там гер­ман­ской раз­вед­кой. В гер­ман­ской раз­вед­ке он по­явил­ся под име­нем ту­рец­ко­го под­дан­но­го Эт­тин­ге­ра. В груп­пе рус­ских контр­раз­вед­чи­ков бы­ли Ге­ор­гий По­по­вич и Пётр Кав­та­рад­зе. Опе­ра­ция по обез­вре­жи­ва­нию гер­ман­ской раз­вед­ки бы­ла про­ве­де­на бле­с­тя­ще. О ре­зуль­та­тах этой опе­ра­ции в не­сколь­ких ску­пых сло­вах со­об­ща­лось в га­зе­те «Но­вое вре­мя» за 31 мар­та 1916 го­да.

В де­ка­б­ре 1916 го­да под име­нем Ха­д­жет­ла­ше Ах­ме­ту­ков про­сит на­пра­вить его в Сток­гольм, где «про­ис­хо­дит об­ра­бот­ка плен­ных му­суль­ман, воз­вра­ща­ю­щих­ся из гер­ман­ско­го пле­на в Рос­сию». Так он ока­зал­ся в Шве­ции, вновь в контр­раз­вед­ке, где ему пред­сто­я­ло вско­ре по­сле свер­ше­ния Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции уча­ст­во­вать в ещё од­ной круп­ной опе­ра­ции, но уже в за­щи­ту мо­ло­до­го Со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва. По­сле ре­во­лю­ции пол­пре­дом в Шве­цию был по­слан В.Во­ров­ский, ко­то­ро­го Ах­ме­ту­ков знал ещё по Одес­се: Шве­ция (в го­ды пол­пред­ст­ва В.Во­ров­ско­го в этой стра­не) сде­ла­лась оча­гом контр­ре­во­лю­ци­он­ных сил в борь­бе про­тив Со­вет­ской Рос­сии. Швед­ские вла­с­ти, дер­жав­ши­е­ся ней­т­раль­но по от­но­ше­нию к ор­га­ни­за­то­ру контр­ре­во­лю­ци­он­но­го за­го­во­ра ге­не­ра­лу Тре­по­ву, вско­ре вы­нуж­де­ны бы­ли пе­рей­ти к ре­ши­тель­ным дей­ст­ви­ям про­тив за­сев­шей в Сток­голь­ме бе­лой эми­г­ра­ции.



© Адыги.RU
Беседу вела Светлана АЛХАСОВА,
г. НАЛЬЧИК
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)