ОПЫТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ К ВЫХОДУ В СВЕТ МОНОГРАФИИ С.Х. ХОТКО «АДЫГИ»
Общество
Историческая этнография адыгов приросла новым фундаментальным изданием: в свет вышел 1-й том исследования «Адыги» доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Республики Адыгея Самира Хамидовича Хотко. В нем нашли детальное освещение многие вопросы этнической истории Северо-Западного Кавказа и историко-культурного наследия адыгов. Вне рамок данного исследования остались вопросы политической истории и политической культуры адыгов, которым будет посвящен второй том настоящей работы. Издание этой монографии во многом является знаковым событием, подводя определенный итог 30-летней научной биографии Самира Хотко, начавшей свой отсчет в далеком 1993 году с выхода его первой книги «Черкесские мамлюки». Прошедшие десятилетия вместили множество весомых научных достижений прославленного историка. За эти годы им были изданы почти
Историческая этнография адыгов приросла новым фундаментальным изданием: в свет вышел 1-й том исследования «Адыги» доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Республики Адыгея Самира Хамидовича Хотко. В нем нашли детальное освещение многие вопросы этнической истории Северо-Западного Кавказа и историко-культурного наследия адыгов. Вне рамок данного исследования остались вопросы политической истории и политической культуры адыгов, которым будет посвящен второй том настоящей работы.
Издание этой монографии во многом является знаковым событием, подводя определенный итог 30-летней научной биографии Самира Хотко, начавшей свой отсчет в далеком 1993 году с выхода его первой книги «Черкесские мамлюки». Прошедшие десятилетия вместили множество весомых научных достижений прославленного историка. За эти годы им были изданы почти два десятка монографий и сборников уникальных документов и материалов. Каждая из этих работ неизменно становилась ярким явлением в научном мире, привлекала внимание широкого круга читателей.
Нынешнюю работу, как и другие книги Самира Хотко, отличает сложившийся авторский «почерк».
Прежде всего, это виртуозное использование источников, часть из которых впервые вводится в научный оборот, а уже известные рассматриваются под неожиданным, зачастую парадоксальным, углом зрения. В огромном списке источников, завершающем монографию – труды по истории и археологии, этнографии и лингвистике, фольклору, генетике и физической антропологии... Тщательно подобраны великолепные иллюстрации, вписанные в авторское повествование. Достаточно упомянуть, что украшением обложки и текста книги являются картины британского живописца Вильяма Симпсона – ставшие настоящей сенсацией адыгского источниковедения, эти изображения заставляют во многом пересмотреть наши сложившиеся представления о материальной культуре и внешнем облике адыгов 1850-х годов.
Насыщенность книги новыми знаниями просто поразительна. Кроме основного текста, большой объем материала содержится даже в авторских ремарках, которые Самир Хамидович давно уже превратил в особый жанр подачи информации – когда обширный комментарий к источнику фактически становится самостоятельным и полноценным научным исследованием.
Примечательно, что хотя книга сугубо научная, но авторский стиль не переутяжелен излишней специальной терминологией, что позволяет надеяться на внимание к работе не только специалистов по истории России и Кавказа, но и самой широкой читательской аудитории. Легкости восприятия способствует и четкое структурирование объема книги, в которой материал распределен по относительно небольшим главам.
Читателей книг С.Х. Хотко неизменно приводит в восхищение широчайший диапазон теоретической подготовки автора. Вот и в настоящей работе мы видим, с каким блеском С.Х. Хотко оперирует методологией и инструментарием оригинальных научных концепций, через призму которых он рассматривает этногенез и культурное наследие адыгов. Это теоретические разработки П.Н. Милюкова («месторазвитие»), А.Дж. Тойнби («вызов и ответ»), Ф. Броделя («острова на суше»), Ф. Тёрнера («фронтир»), Х.Дж. Маккиндера («евразийский хартленд») и др.
Особо хочется остановиться на том, как С.Х. Хотко применил при рассмотрении адыгского этногенеза теорию фронтира Ф. Тёрнера. В представлении Самира Хамидовича весь процесс генезиса автохтонного западнокавказского массива происходил в условиях «границы». Отнюдь не границы «варварства» и цивилизации, как это пытаются продемонстрировать в некоторых работах о Кавказе и Сибири, но в рамках контактной зоны степняков и горцев. Весь тысячелетний цикл генезиса адыгов, как до того — тысячелетние циклы «майкопцев», «дольменщиков», меотов, проистекали в условиях взаимного влияния и обмена с культурами восточноевропейской и, шире, евразийской степи. Линия фронтира проходила по берегам Кубани и Терека, но были протяженные периоды ее смещения к Дону (например, в меотскую эпоху). В концепции С.Х. Хотко существовал единый крымско-кавказский фронтир: Крымский полуостров переживал все те этапы взаимодействия со степью, что и Северный Кавказ.
Каким образом повлиял степной мир на горцев? Главный итог этого влияния и сопротивления автохтонных племен степным завоевателям, согласно С.Х. Хотко, – это сам факт существования такого этноса, как адыги. Кавказоязычного и горского по своей природе народа, который выработал эффективные инструменты сдерживания кочевнической экспансии и веками широко расселялся на северокавказской равнине. Первым таким инструментом была традиция конной войны: адыги и их предки, начиная с раннего железного века, противостояли на равных ираноязычным и тюрко-монгольским кочевникам. Даже покоряясь сильнейшим кочевническим империям (хазарской, монгольской), они сохраняли высокий уровень кавалерийского мастерства и связанных с ним отраслей (коневодства, производства упряжи, доспехов и оружия), продукция которых, в свою очередь, становилась достоянием культур Великой Степи.
Вторым инструментом выживания, обспечивавшим устойчивость адыгской этнической общности, была, по мнению С.Х. Хотко, система жизнеобеспечения. Автор подробно останавливается на всех ее важнейших элементах, делает вывод о ее глубочайшей укорененности и адаптированности к вызовам природного и социального характера. Исследователь не случайно акцентирует внимание на внешнем облике адыгов и образе страны Черкесии как «родины красоты», ставших, пожалуй, самым впечатляющим ответом местной культуры на естественные и антропогенные факторы. Все подсистемы адыгской культуры (включая и ее систему жизнеобеспечения) пребывали в неразрывной гармонии и целокупности; изъятие любого элемента или замена его чужеродным псевдоаналогом приводили к утрате устойчивости всей системы и ее постепенному разрушению. Результаты подобных потрясений также отражены в книге.
Отрадно, что книга С.Х. Хотко «Адыги» (Т. 1) встретила благожелательный прием ученых-кавказоведов, исключительно высоко оценивших качественно новое прочтение ряда фундаментальных проблем генезиса адыгов и присущих им форм культуры.
Нет никакого сомнения, что новизна теоретических подходов, фактологическая насыщенность, яркость изложения и оригинальность выводов, содержащиеся в новой книге С.Х. Хотко, найдут своих многочисленных читателей среди тех, кому дороги образы минувшего.
МАРАТ ГУБЖОКОВ
кандидат исторических наук,
Центр исторической антропологии АГУ
(Адыги. Этногенез, историческая этнография, политическая история. Том I: Этногенез и культурное наследие. Майкоп, 2021).
Ссылки по теме: