Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Туризм » В Адыгее в село Хамышки, у подножия горы Монах, группа туристов сделала сенсационное открытие

В Адыгее в село Хамышки, у подножия горы Монах, группа туристов сделала сенсационное открытие

В Адыгее в село Хамышки, у подножия горы Монах, группа туристов сделала сенсационное открытие
Туризм
admin
Фото: Адыги.RU
13:55, 05 февраль 2023
57
0
11 декабря пошлого года на въезде в село Хамышки, у подножия горы Монах, группа туристов, возглавляемая гидом и инструктором пешеходного туризма Виталием Демчуковым из Белореченска обнаружила интересную находку – большой камень, на поверхности которого были нанесены клетки «шахматной доски». Сенсационное открытие – Мы располагали научной информацией о том, что на въезде в Хамышки в окрестностях древнего гиганта-дольмена – полу-монолита размерами 11,5 на 7 м высотой 2,5 м, с выдолбленным в середине корытообразным углублением 2,8 на 2,5 м и глубиной 1,6 м, много лет назад покрытого плитой из песчаника (от которой ныне сохранились крупные фрагменты) были найдены древние тамги. Порядка 60 родовых знаков адыгов высечены на верхней плоскости широкого камня площадью около 6 кв. метров, – говорит Виталий Демчуков. – Чтобы найти его,
11 декабря пошлого года на въезде в село Хамышки, у подножия горы Монах, группа туристов, возглавляемая гидом и инструктором пешеходного туризма Виталием Демчуковым из Белореченска обнаружила интересную находку – большой камень, на поверхности которого были нанесены клетки «шахматной доски».
В Адыгее в село Хамышки, у подножия горы Монах, группа туристов сделала сенсационное открытие
Сенсационное открытие – Мы располагали научной информацией о том, что на въезде в Хамышки в окрестностях древнего гиганта-дольмена – полу-монолита размерами 11,5 на 7 м высотой 2,5 м, с выдолбленным в середине корытообразным углублением 2,8 на 2,5 м и глубиной 1,6 м, много лет назад покрытого плитой из песчаника (от которой ныне сохранились крупные фрагменты) были найдены древние тамги. Порядка 60 родовых знаков адыгов высечены на верхней плоскости широкого камня площадью около 6 кв. метров, – говорит Виталий Демчуков. – Чтобы найти его, наша группа от входной калитки, ведущей к дольмену, перешла через автодорогу и стала осматривать валуны у подножия Монаха. Искали одно, а нашли другое. Взобравшись на камень неподалеку от дороги, высотой ориентировочно 3,5 м, длиной порядка 6 м, я обратил внимание на его ровную, как стол, верхушку 6 на 0,7 метра, поросшую мхом. Любитель не только походов с рюкзаком, но и истории древности, разглядел несколько бороздок на камне в виде перпендикулярных и горизонтальных линий. Расчистив участок ото мха, обомлел: девять перпендикулярных и столько же горизонтальных линий пересекались под прямым углом и составляли сетку с почти одинаковыми квадратными ячейками. – Когда я пересчитал все клетки – в виде правильных квадратиков размерами 6 на 6 сантиметров, а кое-где, в основном по краям, прямоугольников – 3 на 7 сантиметров, то их оказалось восемь в длину и столько же в ширину, – говорит инструктор. – Меня, большого любителя шахмат, вдруг осенило: передо мной разлинованная на камне древняя шахматная доска, состоящая из 64 клеток! Ее длина составляла 60 сантиметров, ширина – 50. Когда зародившаяся в VI или VII веках нашей эры в Индии интеллектуальная игра, первоначально называвшаяся чатуранга, а затем перенятая персами – шатрандж, попала в Адыгею и Майкопский район, в частности, остается загадкой. Несмотря на то, что за 14 столетий ее правила несколько видоизменились, всегда неизменным оставалось шахматное поле из 64 клеток. Кто и когда играл На сей счет существует несколько версий, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны. По одной из них, в 1862 году в центре большой поляны, на месте будущего села Хамышки, располагалось военное укрепление русской армии, возможно, у подножия Монаха размещался сторожевой пост. Чтобы хоть как-то скоротать время офицеры, не без помощи подчиненных солдат, разлиновали камень, на котором довольно часто проводили шахматные или шашечные баталии. Об этом свидетельствуют отполированные в далекие времена обувью уступы камня, по которым взбирались наверх. Ныне они покрыты ковром мха. Слабой стороной этой версии является отсутствие на картах того времени военного поста, тогда как Хамышкинское укрепление указано, и расстояние от центра села до северной окраины составляет порядка четырех километров. Возможно, это творение рук монахов, которые после того, как в 1928 году официально был закрыт Закубанский Свято-Михайловский Новоафонский мужской монастырь, разбрелись по окрестным горам, ища себе в пещерах и гротах покой и уединение. Несколько человек братии, в 1910 году насчитывающей порядка 200 иноков, поселились в небольших скальных навесах, неподалеку от вершины горы, где среди камней пробил себе дорогу родник. Вполне возможно, что кто-то из них, а монахи были в своей основе грамотными людьми, любил древнюю игру. Недостатком этой версии является большое расстояние со значительным перепадом высот – почти в 500 метров по вертикали от местоположения жилья на высоте около 1058 метров над уровнем моря до шахматного поля, расположенного вблизи дороги на высоте около 600 метров. Зотя ближайшие к нему раскидистые деревья надежно укрывали «гроссмейстеров» от посторонних глаз. От нарта Саусоруко И все же на наш взгляд, основная версия связана с проживавшими с незапамятных времен в этих удивительных местах адыгами. Подтверждением тому является статья «Система адыгейских игр», где, не вдаваясь в подробности, автор сообщает, что у адыгов были распространены шахматы и шашки. Игра в шахматы была перенята от соседствующих народов. В другой научной статье «Философия единоборства в историко-фольклорной парадигме этноса», автором которой является А.С. Куёк, напечатанной в научном сборнике «Этнофилософия адыгов: от мифа к логосу» по материалам круглого стола, посвящённого 75-летию доктора философских наук, профессора Руслана Асхадовича Ханаху, состоявшегося в Майкопе 24 мая 2016 года, сообщается о том, что у адыгов были распространены не только народные физические игры, но и интеллектуальные состязания. Еще нарт Саусоруко придумал игру, похожую на шахматы и шашки – сэнт1ращ, но правила этой игры не сохранились. До наших дней же дошли национальные адыгские шашки – «пхъэк1эн». Именно этой игрой, а не шахматами, в позднее средневековье, а также в XVIII-XIX столетиях, больше всего увлекались адыги. Нередко в кунацких, то есть домах для гостей, встречались деревянные скамейки продолговатой формы, на которых при помощи резьбы были нанесены клетки. Адыги, садясь по краям этого столика, играли в шашки. Сокровище Национального музея В Национальном музее РА хранится в единственном экземпляре один из интереснейших экспонатов – приспособление для игры «Гъунд-гъунд-къал»: так называлась одна из древних крепостей адыгов, а также игры в адыгейские шашки. Старинный предмет представляет собой скамейку длиной 71 см, шириной 34, высотой 20 см. На его лицевой горизонтальной деревянной поверхности при помощи резьбы по дереву нанесен план крепости, напоминающий запутанный лабиринт. С одной стороны, где находился вход в крепость, по вырезанным бороздкам – ходам двигались наступавшие, а из центра, куда стремился проникнуть враг, навстречу противнику, также по запутанному пути, шли оборонявшиеся, чтобы не допустить проникновения в центр. Если обе стороны встречались, то победа присуждалась оборонявшимся. Когда, не встретив сопротивления, наступавшие оказывались в центре крепости, победа присуждалась им. – Скамейка стоит на ножках длиной 8 см. Длина оснований ножек достигает 40 см. Известно, что этот предмет для игры принадлежал Индару Эльбуздоку. Последним его владельцем был Анчок Эльбуздок из аула Пшикуйхабля. В 1936 году Хабит Тачахук передал раритет майкопскому музею. В настоящее время он хранится в зале, где размещена экспозиция по этнографии адыгов. Вырезанное изображение на плоской поверхности, по преданию, сделал Карбатыр Заноко. Эта скамейка интересна еще и тем, что на оборотной стороне резьбой по дереву нанесена шашечная доска для игры в пхъэкIэн. К сожалению, шашки не сохранились, – прокомментировали корреспонденту «Маяка» научные работники «Национального музея РА». Благодаря тому, что игра в адыгские национальные шашки состояла из большого числа всевозможных комбинаций, она, несомненно, способствовала интеллектуальному развитию играющих. Правила игры в ПхъэкIэн, слово читается как Пххэч’эн, которые 1988 году описал А.Ю. Жане были следующими: «Игра ведется на обычной 64-клеточной доске. У каждого игрока по 16 пхачен или шашек, расположенных в две шеренги. «Пешие», то есть белые, первоначально занимали вторые и третьи горизонтальные линии, располагаясь в каждой клетке, тогда как в европейских шашках – через клетку. А «всадники» – черные, расставлялись на шестых и седьмых горизонтальных линиях в каждой клетке. При этом дамочные поля, то есть последние находящиеся позади шашек, обоих соперников были свободны». В отличие от современных правил шашки у адыгов ходили на одну клетку вперед – по вертикали или в сторону – по горизонтали, но не по диагонали. В этих же направлениях они поражали шашку соперника, перепрыгивая через нее вперед, либо влево или вправо, и занимали свободную клетку. Ходить или бить назад «пешие» и «всадники» – простые шашки не могли. Достигнув последней горизонтали – «дамочного поля», они превращались в «пщы», что означало «князь или владыка», или по-нашему в дамку. Дамка в Пххэч’эн (ПхъэкIэн) была «дальнобойная» и ходила на любое число клеток по вертикали и горизонтали, занимая свободные клетки, но не могла перескакивать через стоящие рядом две шашки.«Вражеские» шашки «пщы» поражала, перепрыгивая через клетки, занятые соперником и останавливалась на одной из свободных клеток. Взятие шашки соперника было обязательным и проводилось в том направлении, где снималось наибольшее число шашек, то есть применялось правило большинства. Побитые шашки снимались с доски только после окончания хода. При сложном взятии каждую побитую шашку противника принято было переворачивать сразу по ходу взятия. Это делалось для того, чтобы за один ход дважды не перескакивать через одну и ту же шашку. В случае, если при взятии шашек соперников простая шашка достигла последней горизонтали, то она могла этим же ходом продолжить бой, но уже как дамка. Как и в привычных нам шашках, в адыгских побеждал тот, кто «съедал» все шашки соперника. Адыгские национальные шашки Руководствуясь тем, что ни один путешественник, ни исследователь, ни офицер русской армии периода Кавказской войны в своих трудах не упомянул о том, чтобы шахматы были широко распространены среди адыгейской знати, так как для остального населения, вероятнее всего, они были недоступными, можно предположить, что обнаруженное на камне у подножия Монаха 64-клеточное поле было разлиновано для игры в адыгские национальные шашки Пххэч’эн. Тем более, что в отличие от шахмат, состоящих из довольно сложных по своей конфигурации фигур – короля, ферзя, коня, слона, ладьи, пешек, шашки этого не требовали. Их вполне могли заменить небольшие плоские светлые и темные камешки в виде гальки, которые в большом количестве встречаются на берегах, протекающих неподалеку рек Белой и Бзыхи. На вопрос, когда у адыгов появилась игра в национальные шашки пххэч’эн точный ответ найти не удалось. Если проводить аналогию с другими странами, то, по мнению историков, впервые игра в шашки, называвшаяся «алькерк», упоминалась в 1600 году до нашей эры в Древнем Египте. В Британском музее хранится древнеегипетское изображение льва и овцы, играющих в шашки. Древние египтяне полагали, что игру придумал египетский бог письма, науки и знаний Тот. Древние греки склонялись к тому, что игру в шашки придумал во время Троянской войны, длившейся с 1194 по 1184 годы до н.э., греческий полководец Паламед. Осада Трои, как известно, длилась почти 10 лет. Чтобы развеять неизбежную скуку среди осаждавших воинов, Паламед и придумал новую игру, дав ей название «песы». Следует отметить, что игра в шашки была популярной и в Древней Руси. В середине XX века недалеко от Киева археологи обнаружили хорошо сохранившийся комплект для игры – доску и шашки тысячелетней давности. Эта увлекательная игра упоминалась и в некоторых былинах о подвигах русских богатырей. Так, онежский богатырь Михайло Потык, волею судьбы занесённый аж в Бухару, рассказывал тамошнему властителю: «А у нас на Руси забавляются – играют да в шашечки дубовые, ставя да на досочки кленовые». Что касается игры в европейские шашки в современном виде, то она появилась благодаря французам, которые примерно в XIX веке скрестили египетский алькерк с игрой в шахматы. Что касается проживавших в районе современного села Хамышки и горы Монах, то, судя по памятникам археологии, жизнь здесь забила ключом во II-м тысячелетии до н.э., когда были воздвигнуты плиточные дольмены Цербелевой поляны и окрестностей нынешнего села Хамышки. Возможно тогда у дольменостроителей и появилась эта игра, свидетельство о которой донес до наших дней удивительный камень с разлинованными, по всей видимости, от руки клетками. Если первые две вертикальные линии справой стороны были довольно ровными, то последующие имели небольшие закругления к середине, по причине чего клетки превратились в прямоугольники. Вторая группа памятников археологии относится к раннему средневековью VII – VIII векам н.э. – времени переселения абхазов с южных склонов Главного Кавказского хребта на северные, где они на новом месте стали именоваться абазинами. Этот процесс активно продолжается до XIV века. Значит, велика вероятность того, что эта игра возникла у адыгов на отрезке от VII до XIV века. Следует отметить, что к своему открытию Виталий Демчуков возвращался как минимум дважды – 12 декабря, когда захватил с собой шахматные фигурки и расставил их на шахматном поле, чтобы сделать фото на память, а также 9 января, когда с очередной группой туристов нашел древние тамги, вырезанные на поверхности большого камня. Александр СИЛАЕВ.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)