21 мая 1864 года.
История
Многие ли из нас черкесов (адыгов) знают что это за дата? 21 мая 1864 года в урочище Кбаада (Къуэбыдэ) черноморского побережья (ныне – Красная Поляна, близ Сочи), состоялся военный парад по случаю победы над Страной Адыгов - Черкесией и депортацией ее населения в Османскую империю. Русско-Черкесская война (Урыс-Адыгэ зауэ) длилась более века. 21 мая 1864 – официальная дата окончания войны, а за ее начало адыги (черкесы) берут дату основания крепости Моздок (Мэз дэгу). Это был первый акт агрессии России в отношении к Кабарде. Позже Россия приступила к завоеванию Западного Кавказа, населенного адыгами и абхазами. По мнению ген. Е.А. Головина, «в 1838-1843 годах на Кавказе ежегодно гибло до 30 000 и шестая часть доходов Российского государства шла на ведение войны в этом крае» В ходе этой трагической для адыгов войны, русские
Многие ли из нас черкесов (адыгов) знают что это за дата? 21 мая 1864 года в урочище Кбаада (Къуэбыдэ) черноморского побережья (ныне – Красная Поляна, близ Сочи), состоялся военный парад по случаю победы над Страной Адыгов - Черкесией и депортацией ее населения в Османскую империю.
Русско-Черкесская война (Урыс-Адыгэ зауэ) длилась более века. 21 мая 1864 – официальная дата окончания войны, а за ее начало адыги (черкесы) берут дату основания крепости Моздок (Мэз дэгу). Это был первый акт агрессии России в отношении к Кабарде. Позже Россия приступила к завоеванию Западного Кавказа, населенного адыгами и абхазами.
По мнению ген. Е.А. Головина, «в 1838-1843 годах на Кавказе ежегодно гибло до 30 000 и шестая часть доходов Российского государства шла на ведение войны в этом крае»
В ходе этой трагической для адыгов войны, русские захватили весь край, населенный адыгами, большая часть населения была убита, либо выселена в бесплодные земли Османской Империи. Вот так описывал войну известный историк-кавказовед Е.Д Фелицын: война шла «с неумолимой строгостью. Черкесские аулы выжигались сотнями. Посевы их истреблялись или вытаптывались лошадьми, а жители, изъявлявшие покорность, выселялись на равнину под управлением приставов, непокорные же отправлялись на берег моря для переселения в Турцию».
Выселение было губительным для всего нашего народа. Оно не только нарушило уклад жизни адыгов, но и изменило демографическую карту всего Северного Кавказа. В конце 18 века адыги(черкесы) составляли по численности примерно 40% (500 тыс. чел.) всего населения Северного Кавказа, аварцы 11.1% (140 тыс. чел.), даргинцы – 9.5% (120 тыс.чел.), чеченцы – 9.3% (118 тыс. чел.), ногайцы – 4.7% (59.3 тыс. чел.), осетины – 2.1% (26.6 тыс. человек)
и т.д. Начиная с первого десятилетия 19 века, боевые действия шли уже на всей территории, населенной адыгами. В условиях военного времени, число адыгов росло очень медленно или убывало. Н.Ф. Дубровин, используя «Русский вестник» 1842 года., определял численность адыгов за 1835 г. (если исключить из общего числа убыхов) в 508 тысяч. Из них шапсугов 200 тысяч человек, абадзехов 160 тысяч. И.Ф. Бларамберг считал, что в 30-40-х годах ХIХ в. численность адыгов составляла 503 900 (5-10 человек на двор). По сведениям К. Кока. В 1836-1838 гг. обща численность адыгов доходила до 575 500, Ф.Ф. Торнау считал, что в 30-е годы ХIХ в., адыгов было 495 500. Одним словом, адыгов было никак не меньше полумиллиона. В тот период число кабардинцев составляло не более 40 тыс. чел., а в наше время их число достигает более 500 тыс. чел. Невозможно себе представить какие людские потери понесли адыги(черкесы) в этой кровавой войне, которая стала трагедией для всего народа, и какова была бы численность адыгов через 180 лет после 1830-х, не будь геноцида.
Если почти два века назад адыги (черкесы) в численности превосходили осетин в 20 раз, а крупные дагестанские этносы и чеченцев, которые тоже воевали с Россией, в более чем 4 раза, если весь Северо-Западный и большая часть Центрального Кавказа были населены адыга ми, то куда они подевались и почему сейчас в этих краях мы не встречаем адыгские аулы, города, а лишь замечаем, что большинство названий рек, озер, рощ, населенных пунктов в этих краях остались от прежнего населения края - адыгов? Такие как Сочи, Туапсе, Мзымта, Ачишхо, Псеашхо, Джубга, Пшада, Кудепста, Пшеха, Псекупс, Афипс, Псебай, Лаба, Уруп, Пшиш, Псыш, Аликоновка, Моздок, Пседах. Потому что Россия зверски расправилась с адыгами, покорив их край самыми жестокими методами. Создавались такие условия жизни, при которых многие, если не уходили добровольно, дабы не жить рядом с русскими, то их выселяли насильно. В переселении адыгов и других горцев решающую роль сыграл все же русский царизм. Концентрация на Кавказе больших военных сил (до 200 тыс. солдат и офицеров) после окончания Крымской войны дало ему возможность как можно быстро осуществить свои цели.
План по выселению горцев был подготовлен генералом Евдокимовым. План заключался в том, что при покорении Черкесии опираться на Кубанское казачье войско и, сооружая новые поселения на захваченных территориях, «стеснять постоянно горские племена до полной невозможности жить в горах» и в конце концов «совершенно вытеснить их из страны». Такими вот методами русские добились того, что в последующие годы этот край опустел, остались лишь несколько десятков тысяч адыгов. В наши дни в этом крае должны были бы проживать не менее 5-6 млн. адыгов, не будь геноцида. А происходившее в ХIХ веке на Кавказе с адыгами, абхазами, да и со многими другими кавказскими народами попадает под определение геноцида. Геноцид – действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем: убийства членов этой группы; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы и т.д. С 1948 г. геноцид признается ООН международным преступлением.
На места, покидаемые адыгами, поселили казаков, чтобы лишить адыгов «возможности возвратиться» обратно. Никакие усилия адыгов не могли противостоять задуманному царизмом плану покорения Кавказа, заключавшемуся в последние четыре года войны, по определению Р.А. Фадеева, «в изгнании горцев из их трущоб и заселении Западного Кавказа русскими».
С 1860 г. главным средством покорения Кавказа была признана военная колонизация, и, следовательно, выселение горцев. К октябрю 1863 г. были переселены или стеснены казачьими станицами абадзехи и шапсуги. В начале 1864 г. по требованию Евдокимова оставшиеся горцы покинули свои жилища и горные ущелья: одни поселились на прикубанской равнине, другие выехали в Турцию. «Таким образом, - писал генерал А.П. Кравцов, - на северном склоне западной части Кавказских гор не осталось ни одного горца. Южный склон, вплоть до морского берега от Новороссийской бухты до Туапсе, совершенно очищен от всякого населения».
После «очищения» гор от жителе, войскам предстояло «очистить» от них и береговую полосу. Генерал Кравцов полагал, что стесенные в узкой прибрежной полосе горцы были бы «поставлены в отчаянное положение». К тому же врядли они согласятся покинуть «живописную природу Родины», чтобы переселиться в прикубанскую степь. Поэтому он считал, что надо дать адыгам возможность «переселиться в Турцию».
В начале 1864 г. по плану генерала Евдокимова войска двинулись на южные склоны Главного Кавказского хребта. Это было сделано специально в начале года, т.е. зимой, когда горцы остаются совершенно без крова с меньшими средствами для защиты и крайне стеснены в пище». В марте 1864 г. войну против русских войск продолжали убыхи, населявшие район нынешнего Сочи. Однако их сопротивление было совершенно бессмысленным, что и учитывало царское командование. Генерал Гейман ультимативно предложил убыхам: «Сейчас же, без обозначения срока, те, кто желает идти в Турцию, должны собраться табором на берегу моря к устьям Шахе, Вардане и Сочи… Те же, кто хочет идти к нам, должен сейчас же вселиться на Кубань…». 2 марта 1864 г. было занято селение сочи – сердце убыхской земли. С гордыми и воинственными убыхами также было покончено. К 19 апреля русские войска уже не встречали в горах убыхов – все они направились в Турцию.
В труднодоступных ущельях оставались еще западноабхазские племена, готовые оказать сопротивление своим покорителям. Главнокомандующий Кавказской армией двинул в незанятые еще земли четыре колонны, чтобы «совместными действиями очистить страну в возможно скорейшее время». К 20 мая все войска сосредоточились в центре «очищенной» земли ахчипсуевцев – Кбаада (ныне Красная Поляна). Этому глухому селению суждено было стать местом, где 21 мая 1864 г. в присутствии наместника Кавказа состоялись торжества по поводу окончания войны на Кавказе.
Таким образом, говоря словами хорошо осведомленного участника войны на Кавказе историка генерала А.Л. Зассермана, «вытесняемое шаг за шагом с плоскости в предгорья, с предгорья в горы, с гор к морскому берегу полумиллионное население горцев перенесло все ужасы истребительной войны, страшные лишения, голод, повальные болезни, а очутившись на берегу, должно было искать спасения в переселении в Турцию». Но там, как отмечал еще в 1861 г. А.И. Барятинский, «они оказались брошенными на произвол судьбы». Таков был печальный финал Русско-Черкесской войны. Как выразился Р.А. Фадеев, активный участник военных операций на Кавказе, «действия порохом и железом кончились». Другой адвокат политики самодержавия, А. Фонвиль, о действиях регулярных войск на Кавказе писал следующее: «Надо было истребить черкесов наполовину, чтобы заставить другую половину положить оружие. Но едва ли не более десятой части погибли от лишений и суровых зим, проведенных в метели в лесу и на голых скалах. Особенно пострадала слабая часть населения – женщины и дети. Когда черкесов собирали на берегу для отправки в Турцию, то по первому взгляду была заметна неестественно малая пропорция женщин и детей против взрослых мужчин. При наших погромах множество людей разбегались в лесу, и в этой кровавой трагедии нередко матери разбивали головы своим детям».
Переселение в Турцию (мухаджирство) было тяжелым испытанием для адыгов, абхазов (абазин). Трудности и невзгоды начинались с самого переезда, когда людей перевозили на специально зафрактованных у турецких контрабандистов и торговцев, взимавших за это большую плату (часто молодыми невольницами). Перегруженные лодки часто тонули. Бывало и так, что у старых барок оказывалось пробуравлено дно и они тонули, будто бы случайно, сразу же после выхода в открытое море, вместе с людьми. Плата же за перевозку оставалась в карманах безжалостных дельцов. Многие переселенцы погибали в пути, а больных живыми выбрасывали за борт. На черноморском побережье Анатолии скапливались огромные толпы голодных и одетых в тряпки, завшивевших людей. Тысячи переселенцев гибли от тифа и других болезней. Измученные лишениями переселенцы в ожидании прихода турецких и других судов умирали на берегу. Умерших не успевали предавать земле. Офицер турецкой армии черкес Нури, перенесший тяготы эмиграции, впоследствии вспоминал: «...Нас швыряли, как собак, в парусные лодки; задыхаясь, голодные, оборванные, больные, мы ждали смерть как лучшее для нашей судьбы…». Очевидец событий А.П. Берже летом 1864 г., в самый разгар переселения писал: «…никогда не забуду я того подавляющего впечатления, какое произвели на меня горцы в Новороссийской бухте, где их собралось на берегу около 17 000 человек. Позднее ненастное и холодное время года, почти совершенное отсутствие средств к существованию и свирепствовавшая между горцами эпидемия тифа и оспы делали положение их отчаянным. И, действительно, чье сердце не содрогнулось бы при виде, например, молодой черкешенки в рубищах, лежащей на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся со смертью, в то время как другой искал утоления голода у груди уже окоченевшего трупа матери, а подобных сцен встречалось немало». О страшных сценах переселения горцев свидетельствует еще один очевидец событий, И. Дроздов: «Поразительное зрелище представлялось глазам нашим по пути: разбросанные трупы детей, женщин и стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками, изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от измождения и еще заживо делавшиеся добычей голодных собак…Турецкие шкипера из жадности наваливали черкесов скопом в суда и везли до берегов Малой Азии. Затем. Как груз, выбрасывали лишних за борт при малейшем признаке болезни. Волны вбрасывали трупы этих несчастных на берег Анатолии…едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к нему. Такое бедствие в таких размерах редко постигало человечество…». Многие черкесы по этой причине отказываются есть рыбу, так как эта рыба питалась телами их земляков в Черном море.
Ко всем бедствиям переселенцев присоединялась еще и работорговля. Умиравшие с голода эмигранты предпочитали продавать своих детей, чем видеть их голодную смерть.
Только с ноября 1863 по сентябрь 1864 г. было продано около 10 тыс. человек и около 100 тыс. умерли на турецком берегу. Ребенка 11-12 лет продавали за 30-40 рублей, а местные паши приобретали красивых девушек по 60-80 рублей. По мнению Н.А. Смирнова, из уцелевших до 15% женщин и детей было продано в рабство
Эмиссары турецкого правительства с самого начала переселения стремились убедить горцев, что Турция – это «райская земля», покровительница всех мусульман. Султан Давлет-Гирей писал о планах Турции в отношении горцев Северного Кавказа: «Турецкое правительство охотно принимало к себе переселенцев, а переселенцы нужны были для заселения пустынных мест… Народонаселение в Турции сильно уменьшилось после двухвековой борьбы с балканскими народами и в Аравии. Турция совсем опустела, теряя каждый год более 100 тысяч своих сыновей в беспрерывных войнах. Турция не ошиблась, ей выгодно было получить новый народ – народ здоровый, воинственный, воспитанный на традициях мужества, благородства и беззаветной преданности».
Таким образом, Турция стремилась использовать адыгов и других горцев для реализации своих военно-политических планов, разместив их на стратегически важных пунктах на Балканах и в Анатолии, хотела горцами усилить позиции мусульман в этих регионах.
Европейские державы не оказали адыгам и абхазам необходимой помощи в их борьбе с русскими. Для спасения адыгов и абхазов от неминуемой гибели на чужбине они не только не принимали никаких мер, а, напротив, всевозможными советами и предложениями турецким властям во многом усугубляли трагизм исторической драмы. В то печальное время на восточном побережье Черного моря наблюдалась открытая и оживленная работорговля, активную роль в ней играли не только турки, но и англичане. Они «красавицами набивали трюмы: несчастные с плачем обращались к русским офицерам освободить их туда и удержать на родине». Р. А. Фадеев писал: «Довольно посмотреть на донесения консулов, чтобы узнать, как тают черкесы в Турции: их выбыло уже наполовину, между ними нет больше женщин, а новых женщин в Турции можно достать только за деньги».
От некогда могущественных и многочисленных этнических групп адыгов (шапсуги и абадзехи) сейчас осталось на родине не более полутора десятков тысяч, а что касается убыхов, то они практически исчезли с лица земли. Некоторые этнические группы стали терять свою обособленность, а с нею и специфику и, можно сказать, перестали существовать (хакучи, натухайцы, хатукаевцы и др.). В наши дни в РФ проживают не более 700 тысяч адыгов, а в изгнании остаются еще больше наших соплеменников, многие из которых полтора века хотят вернуться на родину. В прошении черкесов-переселенцев, поданном в 1872 г. русскому послу в Стамбуле Н.П. Игнатьеву, говорилось: «Вот уже почти 8 лет как наши беи нас держат в состоянии невообразимого рабства, совершая тысячу жестокостей… Днем и ночью мы и наши семьи подвергаемся варварскому обращению со стороны беев. Мы лишены свободы, семьи, имущества… Признавая всю жестокость совершенной ошибки, мы, нижеподписавшиеся, от имени 8500 семейств просили вас…испросить разрешения вернуться на родину… За что мы готовы почти на всякие жертвы». Александр II на прошение наложил резолюцию «О возвращении и речи быть не может». Желание мухаджиров вернуться на историческую родину не затухает и поныне. Со второй половины ХХ в. происходит быстрый процесс ассимиляции адыгов с местными коренными этносами в странах проживания (Турции, Сирии, Иордании, Израиле), по этой причине многие хотят вернуться на родину, но для них существуют многие преграды на этом пути. Адыги на родине должны помочь вернуться своим соплеменникам, находящимся в изгнании без малого 150 лет.
Мы обязаны помнить трагический для нашего народа день 21 мая 1864 года.
И мы не должны забывать о том, что Черкесия была завоевана силой и никакого добровольного присоединения не было. Достаточно взглянуть на исторические карты, на которых показано, что во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. ни Кабарда, ни остальные территории адыгов не входили в состав России и Турции.
29(18).09.1739 г. был принят «Белградский договор», по которому [пункт 6] Кабарды [Большая и Малая] была признана Россией и Турцией независимым государством.
До русско-турецкой войны 1768-1774 гг. адыги (черкесы) все еще были независимы. 10.07.1774 война между Россией и Османской Империей закончилась подписанием Кучук-Кайнарджийского мирного договора. Османская Империя проиграла эту войну и (по установившейся «традиции») «отдала» не принадлежавшую ей Кабарду России.
Адыгский народ потерял значительный генофонд. Сколько было убитых, умерших от голода и холода, проданных просто не поддается счету. В наше время идет тотальная ассимиляция. Первоочередная наша задача – поправить демографию, вернуть наших братьев из ближнего зарубежья, наш лучший генофонд, утраченный в годы войны. Надо возродить утраченные традиции, культуру. В предстоящей переписи 2010 обязательно записать в графе национальность - черкес. Ведь в советское время единый народ был разделен различными автономными республиками, различными названиями (шапсуг, кабардинец, адыгеец, черкес) по воле властей. Настало время быть единым народом с одним названием, живущим в единой республике, собранной на осколках наших земель, утраченных нами после войны, на тех землях, которые мы называли Адыгэ Хэку!
Русско-Черкесская война (Урыс-Адыгэ зауэ) длилась более века. 21 мая 1864 – официальная дата окончания войны, а за ее начало адыги (черкесы) берут дату основания крепости Моздок (Мэз дэгу). Это был первый акт агрессии России в отношении к Кабарде. Позже Россия приступила к завоеванию Западного Кавказа, населенного адыгами и абхазами.
По мнению ген. Е.А. Головина, «в 1838-1843 годах на Кавказе ежегодно гибло до 30 000 и шестая часть доходов Российского государства шла на ведение войны в этом крае»
В ходе этой трагической для адыгов войны, русские захватили весь край, населенный адыгами, большая часть населения была убита, либо выселена в бесплодные земли Османской Империи. Вот так описывал войну известный историк-кавказовед Е.Д Фелицын: война шла «с неумолимой строгостью. Черкесские аулы выжигались сотнями. Посевы их истреблялись или вытаптывались лошадьми, а жители, изъявлявшие покорность, выселялись на равнину под управлением приставов, непокорные же отправлялись на берег моря для переселения в Турцию».
Выселение было губительным для всего нашего народа. Оно не только нарушило уклад жизни адыгов, но и изменило демографическую карту всего Северного Кавказа. В конце 18 века адыги(черкесы) составляли по численности примерно 40% (500 тыс. чел.) всего населения Северного Кавказа, аварцы 11.1% (140 тыс. чел.), даргинцы – 9.5% (120 тыс.чел.), чеченцы – 9.3% (118 тыс. чел.), ногайцы – 4.7% (59.3 тыс. чел.), осетины – 2.1% (26.6 тыс. человек)
и т.д. Начиная с первого десятилетия 19 века, боевые действия шли уже на всей территории, населенной адыгами. В условиях военного времени, число адыгов росло очень медленно или убывало. Н.Ф. Дубровин, используя «Русский вестник» 1842 года., определял численность адыгов за 1835 г. (если исключить из общего числа убыхов) в 508 тысяч. Из них шапсугов 200 тысяч человек, абадзехов 160 тысяч. И.Ф. Бларамберг считал, что в 30-40-х годах ХIХ в. численность адыгов составляла 503 900 (5-10 человек на двор). По сведениям К. Кока. В 1836-1838 гг. обща численность адыгов доходила до 575 500, Ф.Ф. Торнау считал, что в 30-е годы ХIХ в., адыгов было 495 500. Одним словом, адыгов было никак не меньше полумиллиона. В тот период число кабардинцев составляло не более 40 тыс. чел., а в наше время их число достигает более 500 тыс. чел. Невозможно себе представить какие людские потери понесли адыги(черкесы) в этой кровавой войне, которая стала трагедией для всего народа, и какова была бы численность адыгов через 180 лет после 1830-х, не будь геноцида.
Если почти два века назад адыги (черкесы) в численности превосходили осетин в 20 раз, а крупные дагестанские этносы и чеченцев, которые тоже воевали с Россией, в более чем 4 раза, если весь Северо-Западный и большая часть Центрального Кавказа были населены адыга ми, то куда они подевались и почему сейчас в этих краях мы не встречаем адыгские аулы, города, а лишь замечаем, что большинство названий рек, озер, рощ, населенных пунктов в этих краях остались от прежнего населения края - адыгов? Такие как Сочи, Туапсе, Мзымта, Ачишхо, Псеашхо, Джубга, Пшада, Кудепста, Пшеха, Псекупс, Афипс, Псебай, Лаба, Уруп, Пшиш, Псыш, Аликоновка, Моздок, Пседах. Потому что Россия зверски расправилась с адыгами, покорив их край самыми жестокими методами. Создавались такие условия жизни, при которых многие, если не уходили добровольно, дабы не жить рядом с русскими, то их выселяли насильно. В переселении адыгов и других горцев решающую роль сыграл все же русский царизм. Концентрация на Кавказе больших военных сил (до 200 тыс. солдат и офицеров) после окончания Крымской войны дало ему возможность как можно быстро осуществить свои цели.
План по выселению горцев был подготовлен генералом Евдокимовым. План заключался в том, что при покорении Черкесии опираться на Кубанское казачье войско и, сооружая новые поселения на захваченных территориях, «стеснять постоянно горские племена до полной невозможности жить в горах» и в конце концов «совершенно вытеснить их из страны». Такими вот методами русские добились того, что в последующие годы этот край опустел, остались лишь несколько десятков тысяч адыгов. В наши дни в этом крае должны были бы проживать не менее 5-6 млн. адыгов, не будь геноцида. А происходившее в ХIХ веке на Кавказе с адыгами, абхазами, да и со многими другими кавказскими народами попадает под определение геноцида. Геноцид – действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем: убийства членов этой группы; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы и т.д. С 1948 г. геноцид признается ООН международным преступлением.
На места, покидаемые адыгами, поселили казаков, чтобы лишить адыгов «возможности возвратиться» обратно. Никакие усилия адыгов не могли противостоять задуманному царизмом плану покорения Кавказа, заключавшемуся в последние четыре года войны, по определению Р.А. Фадеева, «в изгнании горцев из их трущоб и заселении Западного Кавказа русскими».
С 1860 г. главным средством покорения Кавказа была признана военная колонизация, и, следовательно, выселение горцев. К октябрю 1863 г. были переселены или стеснены казачьими станицами абадзехи и шапсуги. В начале 1864 г. по требованию Евдокимова оставшиеся горцы покинули свои жилища и горные ущелья: одни поселились на прикубанской равнине, другие выехали в Турцию. «Таким образом, - писал генерал А.П. Кравцов, - на северном склоне западной части Кавказских гор не осталось ни одного горца. Южный склон, вплоть до морского берега от Новороссийской бухты до Туапсе, совершенно очищен от всякого населения».
После «очищения» гор от жителе, войскам предстояло «очистить» от них и береговую полосу. Генерал Кравцов полагал, что стесенные в узкой прибрежной полосе горцы были бы «поставлены в отчаянное положение». К тому же врядли они согласятся покинуть «живописную природу Родины», чтобы переселиться в прикубанскую степь. Поэтому он считал, что надо дать адыгам возможность «переселиться в Турцию».
В начале 1864 г. по плану генерала Евдокимова войска двинулись на южные склоны Главного Кавказского хребта. Это было сделано специально в начале года, т.е. зимой, когда горцы остаются совершенно без крова с меньшими средствами для защиты и крайне стеснены в пище». В марте 1864 г. войну против русских войск продолжали убыхи, населявшие район нынешнего Сочи. Однако их сопротивление было совершенно бессмысленным, что и учитывало царское командование. Генерал Гейман ультимативно предложил убыхам: «Сейчас же, без обозначения срока, те, кто желает идти в Турцию, должны собраться табором на берегу моря к устьям Шахе, Вардане и Сочи… Те же, кто хочет идти к нам, должен сейчас же вселиться на Кубань…». 2 марта 1864 г. было занято селение сочи – сердце убыхской земли. С гордыми и воинственными убыхами также было покончено. К 19 апреля русские войска уже не встречали в горах убыхов – все они направились в Турцию.
В труднодоступных ущельях оставались еще западноабхазские племена, готовые оказать сопротивление своим покорителям. Главнокомандующий Кавказской армией двинул в незанятые еще земли четыре колонны, чтобы «совместными действиями очистить страну в возможно скорейшее время». К 20 мая все войска сосредоточились в центре «очищенной» земли ахчипсуевцев – Кбаада (ныне Красная Поляна). Этому глухому селению суждено было стать местом, где 21 мая 1864 г. в присутствии наместника Кавказа состоялись торжества по поводу окончания войны на Кавказе.
Таким образом, говоря словами хорошо осведомленного участника войны на Кавказе историка генерала А.Л. Зассермана, «вытесняемое шаг за шагом с плоскости в предгорья, с предгорья в горы, с гор к морскому берегу полумиллионное население горцев перенесло все ужасы истребительной войны, страшные лишения, голод, повальные болезни, а очутившись на берегу, должно было искать спасения в переселении в Турцию». Но там, как отмечал еще в 1861 г. А.И. Барятинский, «они оказались брошенными на произвол судьбы». Таков был печальный финал Русско-Черкесской войны. Как выразился Р.А. Фадеев, активный участник военных операций на Кавказе, «действия порохом и железом кончились». Другой адвокат политики самодержавия, А. Фонвиль, о действиях регулярных войск на Кавказе писал следующее: «Надо было истребить черкесов наполовину, чтобы заставить другую половину положить оружие. Но едва ли не более десятой части погибли от лишений и суровых зим, проведенных в метели в лесу и на голых скалах. Особенно пострадала слабая часть населения – женщины и дети. Когда черкесов собирали на берегу для отправки в Турцию, то по первому взгляду была заметна неестественно малая пропорция женщин и детей против взрослых мужчин. При наших погромах множество людей разбегались в лесу, и в этой кровавой трагедии нередко матери разбивали головы своим детям».
Переселение в Турцию (мухаджирство) было тяжелым испытанием для адыгов, абхазов (абазин). Трудности и невзгоды начинались с самого переезда, когда людей перевозили на специально зафрактованных у турецких контрабандистов и торговцев, взимавших за это большую плату (часто молодыми невольницами). Перегруженные лодки часто тонули. Бывало и так, что у старых барок оказывалось пробуравлено дно и они тонули, будто бы случайно, сразу же после выхода в открытое море, вместе с людьми. Плата же за перевозку оставалась в карманах безжалостных дельцов. Многие переселенцы погибали в пути, а больных живыми выбрасывали за борт. На черноморском побережье Анатолии скапливались огромные толпы голодных и одетых в тряпки, завшивевших людей. Тысячи переселенцев гибли от тифа и других болезней. Измученные лишениями переселенцы в ожидании прихода турецких и других судов умирали на берегу. Умерших не успевали предавать земле. Офицер турецкой армии черкес Нури, перенесший тяготы эмиграции, впоследствии вспоминал: «...Нас швыряли, как собак, в парусные лодки; задыхаясь, голодные, оборванные, больные, мы ждали смерть как лучшее для нашей судьбы…». Очевидец событий А.П. Берже летом 1864 г., в самый разгар переселения писал: «…никогда не забуду я того подавляющего впечатления, какое произвели на меня горцы в Новороссийской бухте, где их собралось на берегу около 17 000 человек. Позднее ненастное и холодное время года, почти совершенное отсутствие средств к существованию и свирепствовавшая между горцами эпидемия тифа и оспы делали положение их отчаянным. И, действительно, чье сердце не содрогнулось бы при виде, например, молодой черкешенки в рубищах, лежащей на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся со смертью, в то время как другой искал утоления голода у груди уже окоченевшего трупа матери, а подобных сцен встречалось немало». О страшных сценах переселения горцев свидетельствует еще один очевидец событий, И. Дроздов: «Поразительное зрелище представлялось глазам нашим по пути: разбросанные трупы детей, женщин и стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками, изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от измождения и еще заживо делавшиеся добычей голодных собак…Турецкие шкипера из жадности наваливали черкесов скопом в суда и везли до берегов Малой Азии. Затем. Как груз, выбрасывали лишних за борт при малейшем признаке болезни. Волны вбрасывали трупы этих несчастных на берег Анатолии…едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к нему. Такое бедствие в таких размерах редко постигало человечество…». Многие черкесы по этой причине отказываются есть рыбу, так как эта рыба питалась телами их земляков в Черном море.
Ко всем бедствиям переселенцев присоединялась еще и работорговля. Умиравшие с голода эмигранты предпочитали продавать своих детей, чем видеть их голодную смерть.
Только с ноября 1863 по сентябрь 1864 г. было продано около 10 тыс. человек и около 100 тыс. умерли на турецком берегу. Ребенка 11-12 лет продавали за 30-40 рублей, а местные паши приобретали красивых девушек по 60-80 рублей. По мнению Н.А. Смирнова, из уцелевших до 15% женщин и детей было продано в рабство
Эмиссары турецкого правительства с самого начала переселения стремились убедить горцев, что Турция – это «райская земля», покровительница всех мусульман. Султан Давлет-Гирей писал о планах Турции в отношении горцев Северного Кавказа: «Турецкое правительство охотно принимало к себе переселенцев, а переселенцы нужны были для заселения пустынных мест… Народонаселение в Турции сильно уменьшилось после двухвековой борьбы с балканскими народами и в Аравии. Турция совсем опустела, теряя каждый год более 100 тысяч своих сыновей в беспрерывных войнах. Турция не ошиблась, ей выгодно было получить новый народ – народ здоровый, воинственный, воспитанный на традициях мужества, благородства и беззаветной преданности».
Таким образом, Турция стремилась использовать адыгов и других горцев для реализации своих военно-политических планов, разместив их на стратегически важных пунктах на Балканах и в Анатолии, хотела горцами усилить позиции мусульман в этих регионах.
Европейские державы не оказали адыгам и абхазам необходимой помощи в их борьбе с русскими. Для спасения адыгов и абхазов от неминуемой гибели на чужбине они не только не принимали никаких мер, а, напротив, всевозможными советами и предложениями турецким властям во многом усугубляли трагизм исторической драмы. В то печальное время на восточном побережье Черного моря наблюдалась открытая и оживленная работорговля, активную роль в ней играли не только турки, но и англичане. Они «красавицами набивали трюмы: несчастные с плачем обращались к русским офицерам освободить их туда и удержать на родине». Р. А. Фадеев писал: «Довольно посмотреть на донесения консулов, чтобы узнать, как тают черкесы в Турции: их выбыло уже наполовину, между ними нет больше женщин, а новых женщин в Турции можно достать только за деньги».
От некогда могущественных и многочисленных этнических групп адыгов (шапсуги и абадзехи) сейчас осталось на родине не более полутора десятков тысяч, а что касается убыхов, то они практически исчезли с лица земли. Некоторые этнические группы стали терять свою обособленность, а с нею и специфику и, можно сказать, перестали существовать (хакучи, натухайцы, хатукаевцы и др.). В наши дни в РФ проживают не более 700 тысяч адыгов, а в изгнании остаются еще больше наших соплеменников, многие из которых полтора века хотят вернуться на родину. В прошении черкесов-переселенцев, поданном в 1872 г. русскому послу в Стамбуле Н.П. Игнатьеву, говорилось: «Вот уже почти 8 лет как наши беи нас держат в состоянии невообразимого рабства, совершая тысячу жестокостей… Днем и ночью мы и наши семьи подвергаемся варварскому обращению со стороны беев. Мы лишены свободы, семьи, имущества… Признавая всю жестокость совершенной ошибки, мы, нижеподписавшиеся, от имени 8500 семейств просили вас…испросить разрешения вернуться на родину… За что мы готовы почти на всякие жертвы». Александр II на прошение наложил резолюцию «О возвращении и речи быть не может». Желание мухаджиров вернуться на историческую родину не затухает и поныне. Со второй половины ХХ в. происходит быстрый процесс ассимиляции адыгов с местными коренными этносами в странах проживания (Турции, Сирии, Иордании, Израиле), по этой причине многие хотят вернуться на родину, но для них существуют многие преграды на этом пути. Адыги на родине должны помочь вернуться своим соплеменникам, находящимся в изгнании без малого 150 лет.
Мы обязаны помнить трагический для нашего народа день 21 мая 1864 года.
И мы не должны забывать о том, что Черкесия была завоевана силой и никакого добровольного присоединения не было. Достаточно взглянуть на исторические карты, на которых показано, что во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. ни Кабарда, ни остальные территории адыгов не входили в состав России и Турции.
29(18).09.1739 г. был принят «Белградский договор», по которому [пункт 6] Кабарды [Большая и Малая] была признана Россией и Турцией независимым государством.
До русско-турецкой войны 1768-1774 гг. адыги (черкесы) все еще были независимы. 10.07.1774 война между Россией и Османской Империей закончилась подписанием Кучук-Кайнарджийского мирного договора. Османская Империя проиграла эту войну и (по установившейся «традиции») «отдала» не принадлежавшую ей Кабарду России.
Адыгский народ потерял значительный генофонд. Сколько было убитых, умерших от голода и холода, проданных просто не поддается счету. В наше время идет тотальная ассимиляция. Первоочередная наша задача – поправить демографию, вернуть наших братьев из ближнего зарубежья, наш лучший генофонд, утраченный в годы войны. Надо возродить утраченные традиции, культуру. В предстоящей переписи 2010 обязательно записать в графе национальность - черкес. Ведь в советское время единый народ был разделен различными автономными республиками, различными названиями (шапсуг, кабардинец, адыгеец, черкес) по воле властей. Настало время быть единым народом с одним названием, живущим в единой республике, собранной на осколках наших земель, утраченных нами после войны, на тех землях, которые мы называли Адыгэ Хэку!
Ссылки по теме: