Зихия - часть Абазии

Зихия - часть Абазии
История
admin
Фото: Адыги.RU
13:10, 11 сентябрь 2021
471
0
Этот канал называется, Zikhia est pars Abazgia, что означает, Зихия — это часть Абазгии. По сути, это та тема, которой посвящён канал. Теория, что зихи — подразделение абазгов, опровергается, если предоставить факты этнической атрибуции средневековых жителей территорий между Геленджиком и Сочи, которые отличаются от атрибуции абхазов-садзов. О этнической атрибуции этого населения мало что известно. Период Высокого Средневековья проходил под знаком инфильтрации полиэтнического населения Кубани на Северо-Восточное Причерноморье. Курганный способ захоронения стал распространяться на юг от Анапы с XI века, и в XIV веке достиг района Сочи. Население Зихии, судя по археологическим артефактам, в это время подверглось некоторой аккультурации. Это единственный сдвиг на этих территориях касательно Средневековья, который можно более-менее

Этот канал называется, Zikhia est pars Abazgia, что означает, Зихия — это часть Абазгии. По сути, это та тема, которой посвящён канал.

Теория, что зихи — подразделение абазгов, опровергается, если предоставить факты этнической атрибуции средневековых жителей территорий между Геленджиком и Сочи, которые отличаются от атрибуции абхазов-садзов.

О этнической атрибуции этого населения мало что известно. Период Высокого Средневековья проходил под знаком инфильтрации полиэтнического населения Кубани на Северо-Восточное Причерноморье. Курганный способ захоронения стал распространяться на юг от Анапы с XI века, и в XIV веке достиг района Сочи. Население Зихии, судя по археологическим артефактам, в это время подверглось некоторой аккультурации. Это единственный сдвиг на этих территориях касательно Средневековья, который можно более-менее установить. Следующий сдвиг, который произошёл на Северо-Восточном Причерноморье это лингвистический, когда абхазо-язычное население этих земель перешло на адыгский язык. Но об этом поговорим позже.

Ретроспективный анализ исторических источников помогает установить какие народности сегодня имеют связь с зихами европейских источников.

[url=https://zen.me/O611U]6) 1824 год, Тетбу де Мариньи

:

Народности, проживающие за Кубанью и до самых высоких вершин Кавказа, а также те, кто занимает побережье, принадлежат к трём различным нациям: черкесам, абазам и татарам; я думаю, что между Кубанью и Сухум-Кале есть только абазы; их имя можно обнаружить в названии древних «Аббаса»,

7) 1819 год, Минас Бжишкян:[/url]

«Абаза простирается [от Сухума] до того места, где обитают скифские татары и где [абазы], будучи местами смешаны с мегрелами и турками, очень многим отличаются от природных абазов Анапы. Хотя абазы язычники и почитатели деревьев, однако очень боятся креста и почитают его.» «… Абазы, обитающие в районе Анапы, отличаются от остальных. Главные их местообитания — окрестности реки Кубани; их бей сидит в Совук-су. Страна их называется Абаза или Абаси или ещё Абхас. Они почти все почитатели деревьев, и поклоняются они большим деревьям, которые иногда украшают множеством различных предметов и цветов, а также вешают на них свои сабли и оружие.»

Минас Бжишкян записал образцы языка анапских абаза, в которых есть и абазинская лексика и адыгская;

8) 1808 год, Юлиус фон Клапрот:

Абазы: • Алты Кесек или Малая Абаза, на верхней Кубани • Башилбай, на Урупе • Медовей, на верхней Лабе • Баракай на Ходзе и их притоках • Кизилбеки между истоками Большой и Малой Лабы • Чегреи и Баг, слева от Лабы • Туби и Убыхи, возле Шхагуаше и Пшехи, к снежным горам и Чёрному морю • Бзыбцы, к юго-западу от предыдущих, до Чёрного моря и Сухум-Кале • Натухайцы, к западу от черкесских шапсугов, до Мез-Киаха, впадающего в Чёрное море • Кушхазип Абазы, которые живут за горами:

Клапрот также пишет, что шапсуги и абадзехи – черкесы, но говорят испорченным черкесским языком;

9) 1799 год, Иоганн Готлиб Георги:

Они называют себя абазами, а землю свою Абаза, грузины же именуют их авхазетами. Авхазия составляет часть Кубани, исключая часть, принадлежащую России, которая простирается от гор до Чёрного моря… В последнюю турецкую войну оказывали они против России неприятельские действия, но не имели в том никакого успеха и потеряли свой столичный город Анапу.

10) 1793 год П. С. Паллас:

Большая Абаза включает в себя следующие основные племена:

1. Бешилбай, проживающее в лесистых горах на берегах речек Капир и Цих, которые, соединяясь около высоких гор, впадают в Большой Зеленчук слева… 2. Баракай, другое абазинское племя, проживает в области между реками Псина и Малая Лаба, вблизи точки, где вышеупомянутая река впадает с правой стороны в Большую Лабу… 3. Туби, или Убых, проживает в горах выше Шаукеши и далее на запад. 4. Шапсуги населяют область, примыкающую к Черному морю, и предпочитают лесистые горы на западной стороне речек Антигир, Бугундур, Алин, Оф, Шебин, Сатаса и Шипе… 5. Натухаш, или, вернее, штху-кайчи, — другое абазинское племя, обитающее на вершинах Черных гор, которые в районе Анапы выходят к Черному морю и ответвление которых достигает в западном направлении Кубани…

11) 1778 - 1782 годы Документы Российского государства:

В данных документах (рескриптах, письмах, реляциях и донесениях) конца XVIII века Суджук (ныне Новороссийск) и Анапа обозначаются как крепости, находящиеся на абазинской земле, или на абазинском берегу. Также обозначается, что окрестности этих мест заселены «абазинцами».

12) 1778 год, Суворов А. В.:

«…От устья Кубани простирается стрелка по Чёрному морю, сочиняющая сказываемый залив вёрст до сорока к абазинцам; оттуда береговою горою остаётся немного далее до Суджук-Кале…»

13) 1773 год, Гюльденштедт:

Грузины называют эту провинцию Абхази и Абхазети, так же зовут и жителей, которые сами себя называют «абазие»; черкесы называют их «абаза». Северо-западная Абхазия включает в себя округа Туби, Убух, Шапсих, или Шапсо, Ахе и Кокуш у рек Хуадж и Сахи и у кубанских рек, которые граничат с черкесскими округами Бжана и Сатукаи. Турки имеют в крепости Шочуккала у Чёрного моря надзирателей над этими округами, однако им мало повинуются.

14) 1762 год, Пейссонель:

«Берег абазинцев. Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкесией и Грузией… Начиная от Суджука и до Анакрии, где кончается берег абазинцев, существует еще несколько других бухт, куда пристают большие суда для торговли с абазами именно: Геленджик — лиман, Баскало, Dziebo, Дуба Субаши, Варвире, Мамай, Джуджи, Хош, Эрделер, Кетшилер, Везюиле, Бетшевенд, Севре, Арджи, Тангир и др.;

15) 1745 год Вахушт Багратиони:

О Джикетии. За Абхазией, с западной стороны реки Каппети, находится страна, которая со времени появления Багратионов (с 575 года) до сего года (1745 г.) называется Джикетией; Жизнь (история) же Вахтанга Горгасала Джикетией называет страну, лежащую на северной стороне Кавказского хребта, до моря. Современная Джикетия граничит: с востока рекою Каппети, с запада и юга Черным морем и с севера Кавказским хребтом. Страна эта одинакова с Абхазией своим плодородием, породой скота, порядками и обычаями народа; впрочем, здешнее население более зверообразно. Первоначально и джики были христианами, но ныне тут христианство в забвении. Что же касается одежды, оружия и вооружения, то все это у джиков и абхазцев такое же, как у черкесов.

16) 1724 год, Ксаверио Главани:

«Черкессия граничит с Абазой, прилегающей к горе Кавказу и простирающейся до берегов Чёрного моря;» «Геленджик-лиман находится между Абазою и Черкессиею и удалён на 50 миль от Каффского пролива.»

17) 1665 год, Витсен:

«Земля черкесов лежит у самых гор; с правой стороны Чёрное море, где живёт народ, называемый абаса, абхазы или абассы, страна которых находится под властью двух государей.»

18) 1640-1641 год, Эвлия Челеби:

Описание прекрасной области, то есть страны Абаза Началом расположенной целиком на северном берегу Черного моря страны Абаза является река Фаша, а конечный [48] предел — гавань Анапы, расположенная в сорока двух переходах к западу [от нее], вблизи Таманского полуострова, и находящаяся под управлением эйялета Кафы. Кроме этого народа, на берегу Черного моря [других] черкесов нет. В этой местности кончаются пограничные области Приэльбрусья. В сторону кыблы от гор Шегаке лежат все земли абхазов, которые тянутся до берегов Черного моря.

19) 1629 год, Джиовани Лукка:

Черкесы очень похожи на ногайских татар, которых я только что описал, с той, однако, разницей, что черкесы населяют более лесистые места, в которых они укрываются. От гор, которые называются Варадскими, до Кудесчио, первой из деревень, лежащей в стране черкесов, вдоль приморского берега считают 300 миль. Впрочем, все это пространство хотя очень плодородное, не заселено. От Кудесчио до Абхазии –140 миль.

То есть, Абхазия, согласно данным Джиовани Лукка начинается там, где сегодня находится Архипо-Осиповка;

[img]"[/img]
Vincenzo Coronelli, Accademia cosmografica degli Argonauti. Parte orientale dell'Europa. 1697. (фрагмент) Vincenzo Coronelli, Accademia cosmografica degli Argonauti. Parte orientale dell'Europa. 1697. (фрагмент)

20) 1549 год, Сигизмунд Герберштейн:

«Если повернуть с востока к югу, то около Меотийских болот и Понта при реке Сuра (Кубань), впадающей в болота, живёт народ Aphgasi. В этих местах до самой реки Merula, вливающейся в Понт находятся горы, в которых обитают Circassi или Ciki.

Обычно эти сведения используют как доказательство связи черкесов с зихами. Как раз наоборот. Зихи греческих источников - это прибрежные жители, а не жители гор. Поэтому, эти данные нужно принять как недоразумение, ведь согласно тесту, абхазы жили у устьев Кубани, а значит и вдоль Восточного Причерноморья.





21) Грузинская летопись:

«1533. В короникон 221 Дадиани Мамиа и Гуриели Мамиа отправились в поход по морю на кораблях в Джикетию; сражение произошло января месяца тридцатого. В первый день эти одержали победу; на второй день, в пятницу, прогневался бог на одишцев, была измена, и отступили, оставив Дадиани, Гуриели и войско Гуриели; джики напали на них и сразились: Дадиани, Гуриели и войско Гуриели истребили многих. Были убиты сын Гуриели Георгий и его дворяне. Изнурённых сражением предал проклятый Цандиа Иналдипа; раздели Дадиани, догола раздетыми изрезали Гуриели и трёх его братьев, епископов, а войско взяли в плен. Туда направился католикос Малакия и вызволил живых, а мёртвых выкупили за деньги»

Здесь хорошо идентифицируется имя предводителя джиков Цандиа Иналдипа. Если верить точности перевода, то при написании имён исторических персонажей по принятому порядку данной летописи фамилия ставилась перед именем, ср. Дадиани Мамиа и Гуриели Мамиа. По всей видимости Цандиа Иналдипа это джик с фамилией Цандиа (Цандаа = Цандба ← Цанба) сын Инала. Такая форма имени вероятно образовалась в результате контаминации от абхазской предикатной словоформы «Инал дипапI» он является сыном Инала, и абхазского притяжательного имени «Инал ипа» сын Инала.

Эта информация согласуется с данными Вахушта Багратиони, в которых джиками назывались садзы, к которым относилась и знатная фамилии Цандаа, имевшая свои родовые владения – Цандрыпщ (Цандрипш), что буквально, цандбовские владения.

22) Русские летописи: Русские летописи кроме всего прочего, информируют нас о шести исторических эпизодах, в связи с которыми упоминаются обезы:

1) 1154 год, о женитьбе Изяслава на невесте из обез;

2) 1201 год, о изгнании половецкого хана Отрока в обезы;

3) 1223 год, о покорённых монголами народах Северного Кавказа, среди которых есть и обезы;

4) 1346 год, о большом море, от которого пострадали многие народы Крыма и Северного Кавказа, в том числе и обезы;

5) 1395 год, о завоёванных Тамерланом странах, среди которых упоминаются и Обезы.

6) 1080-е года, обезы, греки сотрудничают с русскими в области культуры и религии;

В трёх случаях (1, 5, 6), под Обезами имеется ввиду Абхазия или абхазы, в одном случае (2) – Грузия, и двух других (3, 4,) – Зихия.

1) Вероятнее всего Изяслав женился на невесте из Абхазии, такой вывод делается, поскольку существовал обычай, когда князья роднились с князьями из других стран. А так как именно Абхазия представляла собой традиционное феодальное государство, с сильной центральной властью, то выбор русских князей мог пасть только на невесту из этих мест. С другой стороны, в грузинских летописях относительно того времени нет упоминания о том, что грузинская княжна выходила замуж за русского князя.

2) Половецкий хан Отрок был изгнан в Обезы, под которыми следует понимать Абхазское царство, объединившее Грузию, периода правления Багратионов. Так как существует известный факт, что хан половецкий Атрак после поражения от русских ушёл на территорию современной Грузии, которая, в свою очередь, в то время находилась в составе Абхазского царства.

3) Под Обезами, которые были завоёваны монголами следует понимать Зихию, как сопредельную территорию Касогии, Алании и Кипчакских степей. По крайней мере, Абхазия южнее Сочи никак не могла быть завоёванной монголами.

4) В списке народов, которые пострадали от мора, нет непосредственных соседей абхазов. Армяне (крымские), генуэзцы, евреи, и татары населяли Крым; черкесы и обезы – Западный Кавказ. Но так как зихи непосредственно находились в соседстве с перечисленными народами, значит их и следует понимать под именем «обезы».

5) В списке стран, завоёванных Тамерланом под Обезами следует понимать Абхазию, поскольку при перечислении стран, Обезы упоминаются рядом с Грузией.

6) Под обезами, сотрудничавшими с русскими в области культуры и религии следует понимать абхазов, так как они в отличии от зихов, были более ревностными приверженцами христианства.

Таким образом, двигаясь в прошлое шаг за шагом, мы фиксируем, что шапсуги, натухайцы, убыхи, то есть население между Геленджиком и Сочи - в источниках значились как абазы, абхазы, абазинцы, обезы, джики. При этом они регулярно противопоставлялись черкесам, под которыми следует понимать адыгов. Засвидетельствование османским путешественником Эвлия Челеби и миссионером Минасом Бжишкяном абазского языка на Севере-Восточном Причерноморье в XVII и XIX веках и фиксация зихов на этих же территориях греческими источниками есть сведения об одном и том же народе, разделённом во времени, о чём в достаточной мере свидетельствуют русские и грузинские летописи, а также археологические памятники. А также следует учесть, что регулярное засвидетельствование этнонима "абаза" на Причерноморье между Геленджиком и Сочи до начала XIX века сопровождалось полным отсутствием сведений о этнонимах "черкес" и "адыгэ" относительно этих же территории. Из чего следует, что появление адыгского языка на указанных территориях - позднее явление. Вывод, Зихи - это народ абхазского происхождения, и никакого отношения к адыгам не имеет.

#абаза #джики #абхазы #садзы #убыхи #натухайцы #восточное причерноморье #геленджик #шапсуги

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)