Кто такие АБАЗА и ДЖИГЕТЫ?

Кто такие АБАЗА и ДЖИГЕТЫ?
История
zafe
Фото: Адыги.RU
13:09, 11 сентябрь 2021
365
0
...до мыса Буасси (Самшитовый, Пицунда), дальше (от Самшитовой бухты. -А.А.) до реки Фазис - Авогасия, которая уже часть Колхиды. Это означает, что Авогасия в конце ХV века находилась между Пицундой и рекой Фазисом, все правильно. А если провести вертикальную линию от Пицунды вверх, то она упрется в р.Бзыбь - это незыблемый рубеж, отделявший в течение долгих столетий адыгов от абхазов. И Эвлия Челеби спустя 150 лет скажет, что за Бзыбью, начинаются настоящие Абаза, то есть Абаза, которые уже были не абхазами. Перевод у Гарданова грешит в данном месте неточностями. В этом случае следует читать "...и граничит тут (в Самшитовой бухте, здесь имеется в виду именно Самшитовая бухта, а не река Фазис) с Авогасией"... Для Эвлия Челеби, и не только для него, почти все южные адыги назывались Абаза. Искать в этом какое-то абазинское или
Кто такие АБАЗА и ДЖИГЕТЫ?

...до мыса Буасси (Самшитовый, Пицунда), дальше (от Самшитовой бухты. -А.А.) до реки Фазис - Авогасия, которая уже часть Колхиды.

Это означает, что Авогасия в конце ХV века находилась между Пицундой и рекой Фазисом, все правильно. А если провести вертикальную линию от Пицунды вверх, то она упрется в р.Бзыбь - это незыблемый рубеж, отделявший в течение долгих столетий адыгов от абхазов. И Эвлия Челеби спустя 150 лет скажет, что за Бзыбью, начинаются настоящие Абаза, то есть Абаза, которые уже были не абхазами.

Перевод у Гарданова грешит в данном месте неточностями. В этом случае следует читать "...и граничит тут (в Самшитовой бухте, здесь имеется в виду именно Самшитовая бухта, а не река Фазис) с Авогасией"...

Для Эвлия Челеби, и не только для него, почти все южные адыги назывались Абаза. Искать в этом какое-то абазинское или абхазское начало или самих абазин и абхазов не приходится. Этим термином турки обозначали все западнокавказские народы, которые располагались на южной покатости Главного Кавказского хребта. По-турецки слово Абаза означало "невнятно говорящий человек, варвар", не случайно Генко писал, что это слово несет в себе какое ругательство.

Минай Медичи писал об анапских "абаза", абхазские ученые, в том числе и Шалва Денисович и многие другие ухватились за это и стали писать, что территория Абхазии доходила до Анапы. Однако, когда тот же Минай Медичи привел образчики речи анапских абаза, то она оказалась адыгской. Там есть целая фраза, обращение к богу: Т'санып у г'семут'о ашнемджыр ц'фыр г'семт'о тhлкнып т.е.: «Если ты не дашь нам нашего счастья, никакой человек не может дать нам наше счастье».

Там даже имя бога Тхьа, только он зафиксирован у Медичи как ТА. Сколько же раз еще можно говорить об этом. Почитайте статью Ю.Анчабадзе об этнониме Абаза. Она хорошо известна. Эвлия Челеби точно так же называл все эти народы Абаза. Но закончив отрывок с абхазами, начиная с чандов, он писал, что здесь начинаются настоящие Абаза. Но из контекста не видно, что он настоящими абазами считал только чандов. Надо раз и навсегда запомнить, что далеко не всегда слово Абаза означало только абхазов и абазин.

Теперь о топонимах-гидронимах. В названиях присутствует локативный суффикс -та. Точно такой же суффикс есть в адыгских языках суффикс -та/-тэ, обозначающий место. Например, шъхьа(н)тэ "подушка", букв. шъхьа "голова"+та/тэ "место головы", псытэ "водянистый", "протухший", буквально псы "вода" +та, пхъуа(н)тэ, "сундук", где пхъуэн "прятать" (в кабардинском) +та, то есть "место, куда прячут, кладут вещи" и т.д. Так, ту роль, которую выполняет суффикс -та в абхазском, такую же роль он играет и в адыгском. Поэтому здесь у абхазов нет никаких преимуществ. Но если выделяется суффикс -та, то согласно золотому правилу этимологии, должны объяснить и остальную часть, Къудыпсы-, Мзым-, Хъос-, Аапсы-, Бзып-, Хыпсы-, Къудыр-. Без объяснения этих элементов невозможна этимология этих названий, и, следовательно, их этническая интерпретация.

Лингвист Рик Смитс считает, что убыхи говорили на одном из диалектов адыгского языка, который выделился как один из самостоятельных диалектов наряду с абадзехским, шапсугским, темиргоевским, бжедугским, кабардинским.

Убыхский "язык" это всего лишь один из диалектов черкесского языка, сохранивший в силу географической изоляции наибольшее количество архаики, благодаря которой и объясняется его небольшая разница с другими диалектами черкесского языка, подвергшимся со стороны многочисленных соседей гораздо большему влиянию. Речь в первую очередь идет о таких соседях черкесов как ираноязычные и тюркоязычные кочевники, а также греки, готы, генуэзцы и др., чего убыхи были лишены в принципе! Доказать адыгоязычность убыхов очень легко - достаточно ознакомиться со словарем садша-абаза составленным Челеби чтобы убедиться в том что убыхи адыгоязычный народ. И я не думаю, что у кого-то из черкесов есть сомнения по этому поводу.

Вообще, в лингвистике принято считать, что при благоприятных условиях в результате внутренних и внешних процессов, любой диалект за 700-800 лет превращается в хоть и родственный, но самостоятельный язык.

Смел Мкялба был садзом, по словам Инал-ипа, лучшим информатором по садзам. Я думаю его сведения все-таки предпочтительней чем то, что говорили абхазские сказители как в Абхазии, так и то, что говорят современные абхазы в Турции спустя 150 лет после выселения. Эти сведения Шалва Денисович получил еще в 50-годах. Дед Смела говорил еще на "садзском" языке. Так вот, он сказал, что он черкес, что садзы и черкесы это одно и то же. Он так же говорил, что по правую сторону от Гагры жили черкесы, а по левую - абхазы. Не забывайте, что Смел был гагрским старожилом.

Другой садз - Смел Барциц, с которым я познакомился недалеко от музея возле здания Абхазской филармонии в конце 70-х гг., мне лично заявил: "Сынок, мы себя называли с-адигоуп, я - адыг." Ему тогда было более 100 лет, он был участником ансамбля "Нартаа". Свидетелем нашего разговора был Ермолай Аджинджал, который и познакомил меня с Барцицом. При этом, надо сказать, что Мкялба и Барциц были носителями абхазского языка, они уже не знали черкесского (адыгского) языка и были уже 100 процентными абхазами. Но это не помешало им помнить о своем происхождении, они хорошо знали прошлое своих отцов и дедов, которые были адыгами (черкесами) и сами себя считали таковыми по происхождению.

Сегодня в Абхазии живет мой друг Рауф Эбжноу. Где бы он ни был он представляется как абхаз. Но его дед или прадед принадлежали к убыхской фамилии Эбжноу. Если он не владеет этой информацией, то он как Эбжноу будет себя представлять абхазом. Это то, что происходит с абхазами в Турции, якобы выходцами из абхазских племен джигетов или садзов.

Как быть в таком случае? Вот поэтому я не могу считать информацию, получаемую из Турции в наше время, более надежной и верифицированной, чем та, которую я привел выше.

Насчет названия ПШАДА. Абхазы считают что это название означает "безветренный". Однако НИКТО ИЗ НИХ не знает, что название этого места - ПШАДА, исходит из названия одноименной реки ПШАДА. Каким образом можно назвать реку безветренной? Кроме того, это слово ПШАДА - искаженное русское название. Аналогично, мне известно, что некотрое абхазы упорно считают название АНАПА - абхазским названием. И что якобы оно означает "рука". Меджу тем, это адыгское название означает край стола: АНЭ (стол) +Пэ (край). САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, РЯДОМ С АНАПОЙ находится гора, которая называется и сейчас "столовая", явный перевод адыгского названия.

Необходимо напомнить, что слово Бусси означает "самшит", то есть топоним мыс Бусси переводится как "Самшитовый мыс". Пицунда была местом, где самшит продавали испокон веков. Не случайно это место называлось "Самшитовая роща", название, которое закрепилось за великолепным домом отдыха в Пицунде!

Посмотрите на генуэзские карты, где там локализуется мыс Бусси, и Вам все будет ясно.

В абхазской историографии сначала перенесли Никопсию (Новый Афон) в Негепсухо, в Шапсугию, благодаря только созвучию названия города с рекой. Прочитайте об этом Анчабадзе и других авторов. Надо полагать, что это было предпринято, чтобы отодвинуть пределы Абхазии дальше на северо-запад. Затем Бгажба и Воронов, сообразив, что особых перспектив локализовать Никопсию (Никофу) в районе Ново-Михайловский все-таки нет, перенесли ее в Цандрипш (там находился какой-то христианский храм). Но дело в том, что на старых генуэзских картах в этом месте этот населенный пункт не указывается. Посмотрите переводы труда Георгия Интериано, и Вы там прочтете, что мысс Бусси локализуется в районе Пицунды. Кроме того, в работе Г. Амичбы об истории Нового Афона, есть указание, что здесь находилась ЗИХСКАЯ(!) епархия или одна из ее епископских кафедр, которая была перенесена в Матрегу. Опять Зихия (Джикети!). Дюбуа, находясь в Пицунде писал, что отсюда начинается Джикетия - часть морского побережья Черкессии. Вот Вам и предоставляется возможность подумать об этом на досуге.

И еще немаловажный, а по некоторым соображениям, может быть более важный факт, что именно убыхи, находившиеся рядом, в этих местах, называли адыгов (абадзехов), согласно Фогту - джыхы, а по другим источникам (Мессарош), этим термином они обозначали всех адыгов, их язык и всю Черкессию.

Академик РАН, востоковед-картвелолог Мари-Фелисите Броссе и его британский коллега, специалист по Южному Кавказу W. E. David Allen, высказывали гипотезу о черкесском происхождении Леонидов, правящей династии в царстве Абазгов.

Один из самых продвинутых лингвистов Слава Чирикба признал, что джыхы - это абадзехи. Он был в Турции и посетил прославленного убыхского информатора Тефик Эсенча, с которым работали известные ученые Дюмезиль Фогт, Хьюитт. Чирикба, по его собственным словам, спрашивал у него относительно этнонима Джыхы, и сказал, что Тефик Эсенч был очень настойчив в том, что Джыхы - это абадзехи. Чирикба, на лекции, студентам АГУ сказал, что сборник статей, изданный Чачхалия ("Джигетский сборник"), не следовало называть чужим названием. Поэтому необходимо подходить ко всему этому избирательно, есть те, которые понимают, но основная масса находится под влиянием не самых выдающихся ученых.

Садзы - это сугубо локальное абхазское название джигетов, то есть джихов, то есть абадзехов (адыгов). От того что, абхазы называли джихов садзами, этническая сущность джихов никуда не могла исчезнуть. Кроме того, абхазы называли садзами и убыхов, не абхазов, и это еще один дополнительный аргумент, что садзы - не абхазы.

В рапорте генерала Эспехо, который возглавял группу российских войск, сторожившие подступы к Абхазии на Бзыбском рубеже, писал, что АБАДЗЕХИ, КОТОРЫХ МЫ НАЗЫВАЕМ ДЖИГЕТАМИ, пытались действовать в районе реки Бзыби...

Это еще один аргумент, наряду с массой других (садзский сказитель, судьба адыгского мальчика в с.Члоу, Генко и многое другое), которые показывают, что садзами абхазы называли адыгов, а не абхазов.

Еще один и, тем не менее, очень интересный момент. В наших группах не один раз выставлялся видеофильм "Неизвестные войны России. Адлер". Рассказывая о ситуации в этом районе, автор говорит о князе из Ареда из племени Абзах (так убыхи называли Абадзехов (адыг. - Абдзах), что показывает, что Адлер являлся частью территории, которая принадлежала адыгам.

Я хочу еще раз напомнить, что по сообщениям русских источников, Сочи являлся вотчиной князя Али Ахмета Облагъо, из племени Адыге... Это, так сказать, еще лишние штрихи, к тому, что было указано выше.

Джихи, Джиги, Джигеты

"..Это было еще тогда, - говорит проф. Н.Я.Марр, - когда адыге не распадались еще на абазов и кабардинцев или нынешних черкесов, называющих себя адыгеями, или когда еще находились в теснейшем общении с абхазами, через которых и получили то же мингрельское слово, до сего дня звучащее по-черкесски (по адыгейски) Jag-ey..." ( Н.Я. Марр. "Христианский Восток" СПб. 1915).

Как видим из цитаты, проф. Марр отмечает с одной стороны абазов, адыгов, кабардинцев, черкесов и с другой стороны абхазов, мингрелов. И четко разграничивает их между собой.

Я очень поздно, но лучше поздно чем никогда, коснусь еще раз высказывания Мацэыса: "АБХАЗЫ ЗНАЛИ ШАПСУГОВ, КАБАРДИНЦЕВ, АБАДЗЕХОВ - НЕТ". Правильно, Мацэыс, они не знали названия АБАДЗЕХИ, потому что их абхазы называли САДЗАМИ. Общеизвестно, что абхазы называли садзами джихов (джигетов), которые и были абадзехами.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)