Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Этническая принадлежность джигетов (садзев).

Этническая принадлежность джигетов (садзев).

Этническая принадлежность джигетов (садзев).
История
zafe
Фото: Адыги.RU
13:09, 11 сентябрь 2021
167
0
По словам абхазского историка Соломона Званбы ,жившего в первой половине 19 века, джигеты ,они же садзы, имеют иное ,отличное от абхазского этническое происхождение. Отдельно, им же, отмечен факт вражды между абхазами и их соседями у северных границы Абхазии,то есть как раз с джигетами : "Земля абхазская начинается от реки Жуадзех, но деревень абхазских нет по правую сторону р. Бзыба, потому что они были подвержены опасности от беспрестанных нападений со стороны соседей... Джигеты говорят наречием абхазского языка, несколько отличным от коренного, но абхазцы не считают их одного с собою происхождения." [С. Званба, "О Гагре и джигетах".]" [С. Званба, "О Гагре и джигетах".] О том же самом пишет этнограф Лавров Л.И.: "Бзыбь старики абхазцы считают исторической границей Абхазии, а жившие за Бзыбью племена асадзуа не признаются ими
Этническая принадлежность джигетов (садзев).

По словам абхазского историка Соломона Званбы ,жившего в первой половине 19 века, джигеты ,они же садзы, имеют иное ,отличное от абхазского этническое происхождение. Отдельно, им же, отмечен факт вражды между абхазами и их соседями у северных границы Абхазии,то есть как раз с джигетами : "Земля абхазская начинается от реки Жуадзех, но деревень абхазских нет по правую сторону р. Бзыба, потому что они были подвержены опасности от беспрестанных нападений со стороны соседей... Джигеты говорят наречием абхазского языка, несколько отличным от коренного, но абхазцы не считают их одного с собою происхождения." [С. Званба, "О Гагре и джигетах".]" [С. Званба, "О Гагре и джигетах".]

О том же самом пишет этнограф Лавров Л.И.: "Бзыбь старики абхазцы считают исторической границей Абхазии, а жившие за Бзыбью племена асадзуа не признаются ими абхазцами." [Лавров Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.). Л. 1982. с.84-92.]

Кем же являются джигеты (садзы)? На этот вопрос нам дает ответ современник Званбы ,генерал-майор , а по совместительству управляющий Имеретией , Я.М.Эспехо: «Обитающие по северо-восточному берегу Черного моря выше Гагр горцы, в особенности племя абадзех, называемое нами джигетами, в соединении иногда с убыхами и другими мелкими племенами, какие-то: ахчипсы, аибга и псху, или каждое из них отдельно, с самого начала занятия нашими войсками прибрежных пунктов Абхазии в 1830 году неоднократно покушались делать нападения сухопутьем и морем на галерах на деревни абхазские, на команды, высылаемые с укреплений Гагр и Пицунды, на табуны наши и даже несколько раз на самые укрепления.» [Я. М. Эспехо « Об Абхазии и мерах, какие предполагается предпринять для прекращения набегов черкесов.»]

Как видим Эспехо ,как и Званба, не только подтверждает неабхазское происхождение джигетов ,но и точно указывает их этноним. Также как и Званба ,он отмечает и враждебные взаимные отношения абхазов и их соседей джигетов-абадзехов.

Но нельзя обойти вниманием и слова Званбы о том что джигеты (садзы) говорили на абхазском языке , хоть и отличном от коренного. Налицо факт частичной языковой ассимиляции изначально адыгоязычных джигетов (садзев). Факт их билингвизма (двуязычия) упомянут в письменных источниках : "Едва ли можно сомневаться в том, что джикеты или джихи грузин, «азухи» абхазов и черкесов тождественны с зихами Арриана, которых уж этот древний писатель определенно отличает от абсилов. Учитывая лексическое сходство наименований «адыге» и «зихи», можно предположить, что зихи или джикеты являются обабхазенными адыгейцами." [И.И.Пузанов, "Абориены приморской Черкесии 1920-х – в 1930 гг."]

О том же пишет и современный исследователь Ж.В.Кагазежев: "Инфильтрация абазин (читай абхазов - ком.М.Г.) в Южную Черкесию, их смешение с адыгами привели к образованию билингвистических народностей ,которые в 16-17 вв. известны как джигеты. Наслоение на адыгский субтрат абазин (читай абхазов - ком.М.Г.) привело к образованию особого социума со смешанной культурой и языком ,который все же идентифицировал себя с адыгами ." [Ж.В.Кагазежев, "Этническая география Южной Черкесии позднего средневековья."]

Эти данные подтверждаются и информацией из работы турецкого путешественника Э.Челеби, посетившего регион Восточного Причерноморья в середине XVII в.. Согласно данным из "Книги путешествий" ,им был составлен словарь "Языка абазо-садзов" из которого следует что во времена посещения Кавказа , садзы общались еще на адыгском.

Переселение в Джихию абхазоязычных народов обуславливалось внутренним социальным напряжением в самой Абхазии, а также земельным голодом который испытывало постоянно растущее население в условиях небольшой территории Абхазии. Плотное сосуществование черкесов и абхазов в точке соприкосновения двух этносов, способствовало появлению новой этнической единицы известной ныне под названием "абазины". О том что современные абазины суть смешение двух народов ,красноречиво говорит ономастический материал извлеченный абазинским исследователем М. С. Тхайцуховым из ЦГИА Грузии . Это список псхувцев , одного из джихских обществ легших в основу абазин, переселенных из Джигетии на северный склон Кавказа , а именно в Кувинское ущелье на р. Большой Зеленчук. В этом списке в сочетании с абхазскими именами и фамилиями содержатся многочисленные черкесские (адыгские) антропонимы. "Хатавмук Маршани, Алан Ашибоко, Казилбек Тлис, Аджи Макао, Аджи Хокяко, Паго Жир, Шолех Ахба, Аджи Хачер, Аджи Шуко, Зафис Акхао, Тлук Папо, Так Меако, Шолох Козба, Шолех Козба, Шагирук Тахушина, Хабак Адзин, Хабак Эхба, Хабак Кудж, Гричипса Каго, Долатуко Тлис, Туко Кудист, Зефис Джан, Хакуч Ашиба, Шерук Кетоко, Шешеруко Эхба, Эльмурза Хашко, Сабида Шмохо, Шушруко Безюко, Паг Фашо, Хатавшук Жир, Зафис Тажуко, Кочеруко Лапса, Шешеруко Пошухо, Шеко Хатых, Лапшуко Эшба, Убздуко Ахба, Мочало Хабарако." [Тхайцухов М. С. ,"Расселение и численность абазин на Северном Кавказе в XIX - начале XX в." // Труды Абхазского государственного университета им. А. М. Горького. Т. IV. Сухуми: «Алашара», 1986. С. 33-34.]

Генерал-майор И.Дебу , прямо указывает что абазины выходцы из Абадзехии, а мы выяснили благодаря Эспехо, что Джигетия как раз таки являлась частью Абадзехии и стало быть выводы Иосифа Дебу точны: «С абазинами или алтыкесеками живут в соседстве башилбайцы … ныне управляемые родовыми своими князьями, состоящими в зависимости от князей бесланеевских. Народ сей есть отдаленная часть жителей Большой Абазехии, от которых и прочие горские народы из рода черкес производят свое начало». [Дебу И. ,"О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске или вообще замечания о поселенных полках, ограждающих Кавказскую линию, и о соседственных горских народах". СПб.,1829]

В иных источниках также указывается что абадзехи (один из основных черкесских субэтносов) обитали как на северном ,так и на южном склоне Кавказского хребта, то есть на землях исторической Джигетии :"Абадзехи первоначально составляли небольшое племя и занимали по мнению одних, места в урочище Мадзмей, области нынешних Убыхов у верховья речек Шахе и Саше." [Л.Я.Люлье , "Черкессия. Историко-этнографические статьи."]

И далее: "Убыхи с давних времен в большой дружбе с абадзехами .Убыхи говорят что большая часть абадзехов прежде жила на южной покатости вместе с ними в урочище и теперь называющемся Мадзмей. Перейдя на северную покатость они распространились по долинам оной и заняли теперешний край их ,который и убыхи и абхазцы тоже называют Мадзмей." [ЦГВИА, ф, 90, оп1, д 120, л, 17, об] Мадзмей , не что иное как Медовей (садзкое, джихское общество).

Не смотря на существенное влиянии абхазской этносферы , абазины до недавнего времени прочно ассоциировали себя именно как часть адыгского общества. В черкесском фольклоре сохранилось предание в котором сообщается следующее : " ... жители теперешней Кабарды, Мудави, Басхага -все назывались общим именем адыге. В далекие нартские времена всех нас называли адыге. После того ,как приехал Кабарда и стал управлять черкесами, жившими у Баксана, стали говорить об этом крае "Кабарда". ["Кабардинский фольклор", Под общей ред. Г.И.Бройдо, 1936г.]

В абазинском языке существуют такие фундаментальные понятия как адыгский закон или обычное право - адыгьа хабза; адыгская этика - адыгьагIа; адыгский этикет - адыгьа намыс. (Абазинско-русский словарь / Под ред. В. Б. Тугова. М., 1967. С. 38). Эти явления языка показывают, что северокавказские абазины не просто являлись частью населения Черкесии, но и прямо относили себя к адыгам, считали себя адыгами. Считая себя адыгами, абазины подчеркивали свою принадлежность к общеадыгскому социальному, культурному и политическому пространству. (Максим Горный)

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х