82. Убыхский берег

82. Убыхский берег
История
admin
Фото: Адыги.RU
12:56, 21 август 2021
526
0
В рукописях Г. И. Филипсона, находящихся в архиве Российской Государственной библиотеки, есть места которые не были опубликованы в печати. В одном из таких мест он пишет: «Этот народ (садзы), говорящий чистым абхазским языком, имеет ещё особенное наречие – асадзипсуа, непохожее ни на абхазский, ни на убыхский язык. Мало-помалу оно приходит к забвению; им говорит иногда чернь и то как бы украдкой от чужих людей. Вся нынешняя земля убыхов принадлежала абхазам, что и весьма вероятно, потому что и в настоящее время разноплеменность и следы недавнего завоевания очень заметны в этом участке. Общество хамыш, ближайшее к джигетам, состоит из смеси адэхе с абхазским племенем, сверх того, по всей земле убыхов чернь знает асадзипсуа, о котором я выше говорил». Тут два обстоятельства, на которые следует обратить внимание, 1) особенное

В рукописях Г. И. Филипсона, находящихся в архиве Российской Государственной библиотеки, есть места которые не были опубликованы в печати. В одном из таких мест он пишет:

«Этот народ (садзы), говорящий чистым абхазским языком, имеет ещё особенное наречие – асадзипсуа, непохожее ни на абхазский, ни на убыхский язык. Мало-помалу оно приходит к забвению; им говорит иногда чернь и то как бы украдкой от чужих людей. Вся нынешняя земля убыхов принадлежала абхазам, что и весьма вероятно, потому что и в настоящее время разноплеменность и следы недавнего завоевания очень заметны в этом участке. Общество хамыш, ближайшее к джигетам, состоит из смеси адэхе с абхазским племенем, сверх того, по всей земле убыхов чернь знает асадзипсуа, о котором я выше говорил».

Тут два обстоятельства, на которые следует обратить внимание, 1) особенное наречие "асадзипсуа", которое знают и садзы, и убыхи; 2) что земля убыхов раньше принадлежала абхазам;

О том как действительно звучало слово "асадзипсуа" можно только догадываться. Автор вероятнее всего неточно передал его звучание. Во времена Филипсона еще не была разработана транскрипция, способная передать фонетику абхазского языка, на котором говорили садзы.

В слове "асадзипсуа" вторая часть вероятно "ҧсшəа" для русского уха звучит как "пссуа", буквально "абхазская речь". А первая часть, вероятно имеет значение "утаивать, скрывать", так как весь смысл этого наречия - в утаивании смысла слов. На садзском диалекте - беседовать - "ашəаӡара", изначально это слово означало "разговаривать, утаивая смысл". Возможно, "асадзипсуа" засвидетельствованное Филипсоном слово звучало по-садзски "ашəаӡиҧсшəа" (асуадзипссуа)- утаённая абхазская речь.

Информацию о смене населения на убыхском берегу вероятно Филипсон взял от информантов, потом же обратил внимание на соответствующие признаки. И на самом деле не могло же быть, чтобы в одном территориальном обществе говорили веками на нескольких языках?! Конечно нет. Какой-то язык коренной, а какой-то пришлый. Адыгский язык для сочинского района - не коренной, что подтверждает и археология, которая идентифицирует храм Лоо, находящийся северо западнее от Хосты, как абхазский. К тому же этот топоним тесно связан с абхазо-абазинским княжеским родом Лоо - Лоовых.

[img]"[/img]

Леонтий Яковлевич Люлье внёс большой вклад в изучение абхазского и адыгского народов. Его свидетельство о том, что абхазы садзов вместе с убыхами называли общим именем имеет неоспоримую ценность. Ещё в XVII веке Эвлия Челеби зафиксировал название горного населения сочинского района - садша, в котором угадывается имя садзов.

В своей книге "Общий взгляд на страны, занимаемые Черкесами (Адыге), Абхазцами (Азега) и другими смежными с ними горскими народами" в примечании Люлье пишет:

Абхазцы называют соседей своих Джигетов и даже Убыхов, Садзен, сохраняя им и их название. Черкесские же племена они отличают под общим наименованием Азух. Интересно-бы разъяснить этимологию этого слова с Azak и Azow, тем более, что George Interiano, писатель 1551 года, говорит, что народ Адыге жил тогда на азиатском берегу Азовского моря. Кабардинцы прибрежных Абхазцев именуют Аибга, а Мингрельцев — Тооль.


Потом описывая абазин-алтыкесеков он поделился историческими сведениями об этом народе:

Переселение последних племен (абазин-алтыкесеков) с южного на северный склон хребта совершилось в конце XVII столетия, с предварительного согласия Кабардинцев, которые уступили им часть своих земель. Причиной переселения были внутренние раздоры и отчасти недостаток земли на прежнем их месте жительства — Вордане. Другие, упомянутые выше абхазские племена, разновременно последовали примеру Басьхогов.
Между землями, населенными с одной стороны Натухажцами, а с другой Джигетами, находится отдельное племя Убыхи. Из них прибрежных черкесы называют Абадзе; живущих-же на верховьях речек к хребту — Убыхами.

Оказывается абазины-алтыкесеки в прошлом жили на берегу, который в XIX веке будет известен как Убыхский. И не только Филипсон говорит нам о том, на этом берегу раньше жили абхазы, но и сведения Л. Я. Люлье.

Люлье также свидетельствует, что черкесы называют прибрежных убыхов Абадзе, именем которое принадлежит абхазскому народу. Такое же свидетельство делали чуть раньше Джемс Станислав Белл, а потом и барон Пётр Карлович Услар.

Вывод, что к XIX веку на Убыхском берегу произошла смена этнической атрибуции, можно сделать из подавляющего большинства источников XVII-XVIII веков описывающих ситуацию на Восточном Причерноморье.

Пока наука ещё не нашла удовлетворительного объяснения, почему адыги называли убыхов абазами, как и собственно абхазов, в тоже время абхазы убыхов называли именем абхазского субэтноса?


#абаза #Сочи #абхазы #садзы #убыхи #черкесы #восточное причерноморье #Лоо #шапсуги

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х