Обрядовые танцы и песни в честь Тхьэшхуэгухьэж
Ш. Ногмов писал: «Осенью первый день после уборки хлеба праздновался очень торжественно. Сначала читали молитву “тхашхогухаж”, что означало “прибегать к великому Богу”. В этой молитве просили Всевышнего “даровать им здоровье и воссылали благодарение за прошедшее лето, за сотворение хлеба и плодов земных и пр.; после молитвы пировали и веселились”». Особое место на празднике занимали соревнования между борцами сел, камнеметателями, “ходоками на руках” и др.
Скачек на длинную дистанцию на этом празднике не было. Но зато много джигитовали: у кого резвее стартует лошадь, кто лучше всех останавливает разогнавшуюся лошадь, кому ловчее всех удается подобрать на всем скаку вещицы, монеты, разложенные по дороге девушками и т. д.
Как обычно, Тхьэшхуэгухьэж тоже заканчивался круговым танцем (удж хъурей) в несколько “колец”, в центре которого находились все джэгуак1уэ (народные певцы) с музыкантами и дети. Всех объединяло не только то, что они держали друг друга под локоть, но и общая радость приобщения к Тхьэшхуэ, торжественность, одухотворенность.
Подобно танцам на свадьбе, старший из народных певцов (джэгуак1уэ) “арестовывал” одну из девушек, показавшую себя самой скромной, воспитанной, завоевавшую симпатию участников праздника. Ее “выкупали” молодые люди и мужчины, предлагая нетель, коня и др. Кроме того, она объявлялась “княжной” на этот год, получала подарки от князей и состоятельных уор- ков. Единодушие царило во всем.
На Тхьэшхуэгухьэж не полагалось ни ссориться, ни скучать, ни жадничать и т. д. Во всем следовало подражать Великому Тхьэ и быть похожим на него, щедро одарившего всех не только материальным благом, изобилием, но и душевной теплотой, нравственной добротой, адыгагъэ.