Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » 73. Проблема местонахождения средневекового города Никопсиса

73. Проблема местонахождения средневекового города Никопсиса

73. Проблема местонахождения средневекового города Никопсиса
История
admin
Фото: Адыги.RU
14:42, 09 август 2021
377
0
Согласно данным Константина VII Багрянородного, зихи и абазги жили вдоль Восточного Причерноморья и занимали единый и неразрывный континуум, с общей границей по реке Никопсис и одноименной зихской крепостью. Еквтиме Атонели подтверждает информацию Константина Багрянородного, что Никопсис (Никопс) находится между Зихией и Абазгией (Джикетией и Абхазией). По данным же Георгия Хуцесмоназони местность Никопсия находилась в Абхазии. Вообще с Никопсией исторические источники связывают несколько обстоятельств: 1. В I веке нашей эры в Никопсии умер Симон Кананит, там же и похоронен; 2. С VI по IX века в Никопсии находилась епископская кафедра; 3. В Средневековье Никопсия находилась на границе между Абазгией и Зихией, на Восточном Причерноморье, неопределённо где-то в пространстве между современным Новым Афоном, то есть, средневековой

Согласно данным Константина VII Багрянородного, зихи и абазги жили вдоль Восточного Причерноморья и занимали единый и неразрывный континуум, с общей границей по реке Никопсис и одноименной зихской крепостью. Еквтиме Атонели подтверждает информацию Константина Багрянородного, что Никопсис (Никопс) находится между Зихией и Абазгией (Джикетией и Абхазией). По данным же Георгия Хуцесмоназони местность Никопсия находилась в Абхазии.

Вообще с Никопсией исторические источники связывают несколько обстоятельств:

1. В I веке нашей эры в Никопсии умер Симон Кананит, там же и похоронен;

2. С VI по IX века в Никопсии находилась епископская кафедра;

3. В Средневековье Никопсия находилась на границе между Абазгией и Зихией, на Восточном Причерноморье, неопределённо где-то в пространстве между современным Новым Афоном, то есть, средневековой Анакопией (абх. 1. Анаҟəаҧа, → 2. Анаҟəаҧсы → 3. Анаҟəаҧсҭа - букв. 'извилистая, каменистая 1. местность, 2. река, 3. ущелье') и рекой Нечепсухо;

4. В Никопсии находилась крепость;

5. Никопсия находилась рядом с одноимённой рекой;

Так как из этих пяти обстоятельств третье обстоятельство носит условный характер (1. граница – это условная линия; 2. наименования обществ – это условные названия либо по религиозным, либо по политическим, либо по этническим, либо по географическим, либо по ремесленным признакам; 3. всё условное может меняться время от времени.), поэтому, это следует поставить в зависимость от результата исследования, а не наоборот. Нельзя основываясь на данных условного характера делать далеко идущие выводы. От условного дерева могут родиться только условные плоды.

На портулане Чёрного и Азовского морей Петро Весконте 1321 года, на территории Абхазии, на месте Анакопии (современный Новый Афон), обозначено место Nicoſſa. На портулане Чёрного моря Андреа Бианко 1436 года, на этом же месте обозначено Fiume Nichola. А на карте мира 1450 года, за авторством Фра Мауро указано местечко Nicola. Наименования «Nichola»или «Nicola», какие можно часто встретить на других картах-портуланах того времени, является искажением от Nicoſia, так как на более позднем портулане Чёрного моря 1497 года Фредуче из Анконы это же место обозначено как ƒiume de Nicoƒia.

73. Проблема местонахождения средневекового города Никопсиса
de Freduce d%27Ancone. Fragment de la carte marine. 1497 (фрагмент) de Freduce d%27Ancone. Fragment de la carte marine. 1497 (фрагмент)
Gerard Mercator. Taurica Chersonesus. Nostra aetate Pruccopsca et Gazara dictur. 1595. (фрагмент) Gerard Mercator. Taurica Chersonesus. Nostra aetate Pruccopsca et Gazara dictur. 1595. (фрагмент)

Топоним Fiume de Nicoſia присутствует и на карте Крыма и Хазарии 1595 года Герарда Меркатора. Если более ранний источник давал корректное наименование, то поздние по-разному, либо корректно, либо передавали наименование неверно. Вероятно, что одной из причин подобных ошибок послужило сходство латинских строчных букв «ſ», «l» и «ƒ» («ſ», «l» и «f»). То, что картографы того времени часто искажали топонимы, можно убедиться на примере портулана Паоло Форлани 1569 года, где на месте современного Нового Афона написано – «Fiu. di Cofia» с выпадением частицы «Ni». При этом одно из поздних упоминаний этого топонима есть на голландской карте 1635 года Виллема Блау – Fiume de Nicoſia.

[img]"[/img]
Willem Janszoon Blaeu. Taurica Chersonesus, Hodie Przecopsca, at Gazara dicitur. 1635 (фрагмент) Willem Janszoon Blaeu. Taurica Chersonesus, Hodie Przecopsca, at Gazara dicitur. 1635 (фрагмент)

На венецианской карте Джакомо Гастальди 1561 года, река Hicoſia– f. (искажение от Fiume de Nicoſia) находится северо-западнее границы страны Mengrelia-Regi, в состав которой входят Sanatopoli (Сухум) и ближайший от этой реки пункт Pezonda (Пицунда). Еще дальше к западу же от этой реки находятся пункты Anogaſia (Цандрипш) и Zichia (река Шахе). Эта карта отражает события, когда Мегрелия захватила Абхазское княжество, расширив свои границы до реки Бзыбь. Об одном из эпизодов освободительной борьбы абхазов и джигетов рассказывает нам Парижская (грузинская) летопись, когда войска джиков (садзов-джигетов) под предводительством Цандиа Иналдипа (Цандба Инал-ипа) разгромили союзные войска князей Дадиани и Гуриели.

[img]"[/img]
Giacomo Gastaldi. La Descrittione Della Prima Parte Dell' Asia Con i nomi antichi. 1561 (фрагмент) Giacomo Gastaldi. La Descrittione Della Prima Parte Dell' Asia Con i nomi antichi. 1561 (фрагмент)

Согласно описаниям византийского императора, протяженность Зихии была 300 миль. Необходимо обратить внимание, что император давал округлённые цифры, и скорее всего в большую сторону, то есть 300 миль, это неопределённое расстояние между 250 и 300 милями. Расстояние между Таманью и Новым Афоном примерно 250 миль по прямой. Что делает Новый Афон наиболее вероятным местом существования в прошлом Никопсии, тем более там находилась известная Анакопийская крепость.

И как уже было сказано выше, река Ничепсухо не подходит в качестве Никопсиса по двум причинам: 1) не соответствует даже приблизительному расстоянию, которое дал Константин VII Багрянородный; 2) согласно источникам, река Никопсис находилась на самой южной границе Зихии, сразу за которой находилась Абхазия. В таком случае Белая Зихия (р. Шахе) должна находится севернее от Никопсис, а не южнее;

Между свидетельствами Эвлия Челеби и описаниями Константина Багрянородного разница в семь веков, за этот период нет никаких данных о коренном этнокультурном изменении на Северо-Восточном Причерноморье. Данные же археологии показывают появление на территориях между Сочи и Геленджиком курганного способа захоронения, который двигался со стороны Анапы вдоль побережья на юго-восток. Специалисты это связывают с инфильтрацией полиэтнического населения низовий Кубани в XI – XIV веках. То есть, если и были изменения, то согласно историческим источникам, каковым является археология, они проходили под знаком влияния на Зихию полиэтнических обществ Кубани.

Как известно, начиная со времён Флавия Арриана термин «абаза» фиксировался в разных формах, как то, апхази, аваза, абаски, обезы, и т. д. На протяжении Средних веков этот этноним локализовался всегда на Восточном Причерноморье. Сначала он фиксируется в районе современного Сухума, потом засвидетельствуют его распространение к югу. Регулярное появление в источниках термина «Абхазия» связано с включением территорий современной Западной Грузии в состав Абхазского царства. На рубеже Позднего Средневековья этот термин фиксируется и на Северо-Восточном Причерноморье.

У Константина VII Багрянородного всё Восточное Причерноморье поделено между Зихией и Абазгией. Зихия занимает почти всё Северо-Восточное Причерноморье, а Абазгия – Юго-Восточное. Получается, что во времена византийского императора этническое название «абаза» сначала фиксировалось на юге, потом, во времена Эвлия Челеби это название фиксируется и на севере Восточного Причерноморья. Что могло произойти за эти семь веков? Инфильтрация населения с юга на север? Инкорпорация Зихии в состав Абазгии? Ассимиляция? Ни одно из перечисленных объяснений не подтверждаются историческими источниками. Османские картографические источники XVI века на Северо-Восточном Причерноморье фиксируют страну Абаза, а Черкессию фиксируют на Кубани. Русские летописи XII – XIV веков упоминают обезов, как соседние народы касогов, ясов, половцев, и совершенно не знают зихов, которые по европейским источникам действительно соседствовали с данными народами. Получается, что зихи европейских источников и обезы русских летописей – это один и тот же народ.

#абазги #абхазы #никопсис #апсилы #абаза #мисимиане #восточное причерноморье #абазгия #зихия

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)