Как черкесы приветствовали друг друга?
Если один из двух идущих рядом мужчин был гостем в этой деревне (в этих краях), то другой из них, даже если он был гораздо старше гостя, занимал позицию слева, уступая почетное место справа гостю.
О том, какое значение придавали в таких случаях оппозиции «справа -слева», свидетельствуют и некоторые другие дополнительные правила, действовавшие, в частности, в Кабарде. Так, двигаясь по улице, мужчина старался держаться левой стороны, уступая чисто символически правую, почетную сторону своему еще живому отцу. Это обязательно отмечалось окружающими как поведение, заслуживающее похвалы, как признак почтительного отношения путника к своим родителям.
Целому ряду аналогичных норм подчинялось также поведение людей при встрече в пути. По общему правилу, известному под названием шу-дэгъэзэ при встрече где-нибудь в поле двух всадников младший из них (по возрасту или рангу) после обмена приветствиями обязан был развернуться и, пристроившись слева от старшего, продолжить путь вместе с ним, то есть в обратном порядке. В таких случаях старший мог воспользоваться обычаем и взять с собой младшего как своего подручного. Но мог и отпустить, поблагодарив за проявленное внимание к нему самому и к обычаю предков.
В других ситуациях мужчины должны были при встрече разойтись, оставляя друг друга слева от себя, так чтобы «концы их кинжалов сходились» - я къамэпэр зэхуэзэу. Однако женщине в такой же ситуации каждый мужчина уступал правую, почетную сторону. И отсюда мнемоническое правило для мужчины: Щыхубзым къэмышыр ират, цЫхухъум Ьщэр ират - «Женщину оставляют со стороны плети, мужчину - со стороны оружия». Эта формула была очень удобна для запоминания норм прок-семики, о которых идет речь, так как горцы носили холодное оружие на левом боку, а плеть держали всегда справа, в правой руке. Но порядок встречного движения у мужчин объясняют иногда чисто рационально: предосторожностью, которую необходимо было соблюдать при встрече с вооруженным человеком. И в самом деле, следуя указанному правилу, расходящиеся мужчины оказывались в позиции менее удобной для нанесения неожиданного удара кинжалом. Иными словами, для каждой из сторон это была, - потенциально, конечно, - позиция боя, ставшая затем универсальной нормой взаимного обхождения. По отношению к женщинам это норма, как сообщил нам З.М. Налоев, выражала идею: «Мое оружие направлено против твоих врагов» - Си Ьщэр уи бийм хуэгъэзащ, по