Рождение ребенка у черкесов
Когда наступало время рождения ребенка, приводили опытных женщин, которые могли бы оказать помощь в трудной ситуации. Бывало, что роженице помогали невестки, золовки, а иногда даже и свекровь.
Перед рождением ребенка для нее готовили комнату. Считали, что если она расположена подальше от других комнат, то лучше. Мужчины из этой семьи в это время покидали дом. С роженицей должны были оставаться две женщины, предпочтительно многодетные, добропорядочные, сердечные.
Когда начинались роды, считалось, что лучше будет для ребенка, если роженица будет лежать на соломе. Так и делали.
В семье, где должен был появиться ребенок, не делали различия мальчик ли родится или девочка, но мальчику больше радовались, поскольку считалось, что мальчик — продолжатель рода отца, а девочка будет продолжать другой род. Встречались такие, которые еще до рождения ребенка могли определить пол ребенка. Это узнавали по форме живота, по походке, по поведению беременной. Говорили, что если это мальчик, то живот более приподнят и не очень быстро растет, а если девочка, то губы у роженицы становятся пухлыми и увеличиваются ее бедра.
Кроме этого, по некоторым косвенным приметам пол ребенка определяли: желчный пузырь курицы бросали на угли, если пузырь с треском лопался, считалось, что родится мальчик, если шипел — то девочка. Говорят, что это был проверенный метод и часто подтверждался.
Считалось, что если ячмень у беременной появлялся на нижнем веке, то родится девочка, если на верхнем — мальчик.
Когда ребенок должен был родиться, в доме шли приготовления: в комнату вносили один-два ведра теплой воды, ножницы, клок верблюжьей шерсти или красные нитки, простыни для женщины. Бывало, что ребенок рождался легко и быстро, но если появлялись осложнения, принимали меры: например, роженицу усаживали в теплую воду, массировали поясницу, распускали волосы, расстегивали пуговицы на одежде, все что в доме запиралось, открывали. Помощницы роженицы поднимали ее и носили по комнате, наливали в туфлю мужа воду и заставляли ее выпить, перевязывали ее талию очкуром от брюк мужа, брали подготовленные для ребенка рубашонки и пеленки и носили по комнате, будто носят родившегося ребенка. Если все это не помогало, повитуха смазывала свои руки маслом и помогала ребенку появиться на свет.
Когда ребенок рождался, две повитухи делили свою работу. Одна из них занималась ребенком, другая роженицей.