Быт и традиции черкесов на Балканах
Если семьи принимали решение построить дом, они очень придирчиво выбирали место, затем устраивали на этом месте праздник, принося в жертву специально откормленного барашка. Голову барашка закапывали в то место, где ставили дом, считая, что это будет во благо.
Фасад дома всегда был обращен на юг. «Комната, в которой совершают намаз, должна быть южной, это атрибут мусульманского дома, тогда он становится счастливым, спокойным домом. Хорошо ведь быть обращенным к Каабе» говорили они.
На подворье в первую очередь ставили туалет на значительном расстоянии от того места, где будет построен новый дом, затем уже начинали строить дом.
Все дома в селе, в котором они жили, были огорожены забором из красного кирпича. Соседи друг к другу ходили через небольшие приподнятые между дворами переходы. Помнят еще, как дома были огорожены плетнями из прутьев. Для этого использовали прутья кустарников фундука. В селе двухэтажных домов было всего четыре. Это дома Жьэу (Хасани), Цеев, Шеудженов, Махошев.
Подворья были большие, просторные, было посажено много цветов, плодовых деревьев. Во двор заезжали через большие ворота, а заходили через калитки, которые на ночь запирались настоящими замками. Как мы уже говорили, улицы ночью не освещались, но на подворьях было светло.
Первые дома строили из круглых бревен, наподобие рубленых домов, их невозможно было разрушить, так прочно они были сложены.
Внутри дома стены были помазаны глиной с соломой, побелены набело известкой, полы также были глиняные. В домах находились сколоченные из досок лавки. Раньше такие рубленые дома были у Жьэу, Абадзе, Махошев, но в момент их переселения таких домов там уже не было.
Если кто-то из членов семьи должен был отделиться, ему строили дом в этом же дворе, а если для этого возможности не было, старались построить ему неподалеку. Если отделялись братья, то отцовский двор они делили с сестрами по-мусульмански: женщине — одну часть подворья, мужчине — две части.
Женщины, вышедшие замуж, не получали землю во дворе отца, но если у семьи были участки земли в других местах, то могли им выделить там. Когда человек выбирал себе участок земли, за него молились богу с пожеланиями благополучия на новом месте.
Все постройки на подворье имели свое предназначение. Семье, занимающейся хозяйством, кроме жилого дома, еще многое было необходимо. Как рассказывают, во дворах было много построек для различных целей.
Большой хозяйский дом состоял из кунацкой, большой комнаты, комнаты свекра и свекрови, комнаты сына и невестки, девичьей комнаты. Помимо этого, была кухня — пыты, имелось место, где хранились соленья, заготовленные впрок продукты на зиму,— хранилище (оно не обогревалось). Во дворе имелась печь под навесом для выпечки хлеба.
Еще во дворе отдельно находилось помещение, где занимались плотницкими делами, их называли «радониц». Это была постройка длиной восемь метров, шириной шесть метров, с окнами и дверью со стороны двора.
Во дворе стояли амбар, в который засыпали пшеницу, а также две- три турлучных постройки — сапетки. В них хранилась кукуруза.
Имелись также овчарня, коровник, сеновал, конюшня, курятник, и располагались они подальше от дома. На значительном расстоянии от дома во дворе находились отдельно женский и мужской туалеты.
Чаще всего дома строили методом шихафа — коллективной взаимопомощи. Для этого вечером обходили дома и оповещали об этом.
Семья, проводившая это мероприятие, забивала откормленное животное, готовила еду, чтобы покормить участников шихафа. Мало кто из приглашенных не являлся. Все, у кого имелись подводы, являлись, чтобы привезти камни, необходимые для закладки фундамента дома.
Когда надо было возводить крышу, тоже устраивали такую взаимопомощь. И такой двор можно было увидеть издали, так как на крыше устанавливали два деревянных шеста с натянутой веревкой между ними.
Жители околотка, соседи, родственники, знакомые — все они что- то приносили с собой. К примеру, могли принести чулки, платья, косынки. Принесенные подарки раздавали тем, кто принимал участие в ши- хафе. Когда были установлены на крыше стропила, клали обожженную красную черепицу. Рассказывают, что в этом селе были умелые мастера — плотники, это сыновья Цея Хаджимоса Ильяс и Осмэн, сын Жьэу (Хасани) Тагира Махмуд, Бадже Ибрагим (не помнят имени его отца).
Кирпич для строительства дома тоже заготавливали с помощью коллективного шихафа. Собирали людей и заливали в русле реки глину, чтобы она достаточно намокла. Утром месили эту размокшую глину ногами, подправляя ее деревянной лопатой, собирая в одну кучу. В этой глине не должно было быть никаких примесей. Затем ее укладывали в форму и резали как кирпич. Давали этим нарезкам просохнуть в течение дня, на второй день их переворачивали и досушивали, а затем обжигали докрасна.