Где жили косовские адыги до переселения?
Мне представляется, что решая где поселиться, они остановили свой выбор на таком месте, которое напоминало им прежнее, в основном, конечно, по течению реки Лабы (на адыгейском языке Лаб). Выбрали такое место, как будто небо, солнце, землю и реку они захватили с собой из покинутой ими страны. Когда решили вернуться, как рассказывают, их посланцы отправились подыскивать места, напоминающие покинутые ими накануне. Они посетили Майкопский район. «Когда мы увидели места, где жили наши предки, нам показалось, что косовские окрестности, где мы проживали, последовали вслед за нами»,— вот такое впечатление произвели на них эти места.
Село, в котором они жили до отъезда, называлось Дония Становце.
Во времена правления Турции по-турецки оно называлось Ихсания. Первоначально там жили только адыгские семьи, всего их было в нем 160 семей. Но, начиная с 1952 года, адыги один за другим стали покидать это место. Воспользовавшись этим, албанские семьи стали покупать адыгские подворья. За последние 45 лет в там осталось всего двадцать три адыгейские семьи. Все адыги, покинувшие эти места, перебрались в Турцию. Оставшиеся в селе двадцать три семьи вернулись в нашу страну и живут теперь здесь. Они говорят, что всю жизнь мечтали вернуться на землю адыгов. В селе жили семьи: Цеевы (их было большинство), Жьэу (звали их Хасани), Тлишевы (одна семья), Гутте, Тугузы, Басниевы, Тхагушевы, Абадзе (звали их Гишхабле). Семьи из родов Бадже, Шеудженов, Данаковых, Начевых перебрались в Турцию.
Как рассказывают, село, в котором они проживали, было расположено в очень живописном месте, между двумя горами. С одной стороны, на юге, возвышалась гора под названием «Гырдч». На западной же стороне, в горах, раскинулся прекрасный лес, его называли «Чичавиц» (что означает «принадлежавший старику»). Они поселились на равнинной местности, расположенной вдоль реки Лабы. Кроме того, село разделяла на две части небольшая речушка, которую называли «Къулэджэжъые ц1ык1у» («Маленькое русло»). Это село выглядело настолько красивым, что проезжавшие мимо него люди поражались его внешнему виду, из-за этого его называли маленьким Стамбулом, даже маленьким Парижем. Примерно в трех километрах от него находилась железная дорога. Село между двумя горами смотрелось зеленым, чистым, четко разделенным на околотки. Род Цеев располагался отдельно. Рядом с ними жили Абадзе (Гишхабле). Жьэу (Хасани) жили в самом центре села. Там же находились Начевы, Махоши, Шеуджены.
Через речку Къулэджэжьые ц1ык1у, разделявшую, как говорилось выше, село на две части, был перекинут мостик, построенный на средства Цея Ильяса Хаджимусовича. Мост поддерживали каменные сваи, длиной он был около четырех метров, шириной в три метра. При каждом наводнении сносило прибитые на нем доски. Поскольку это препятствовало передвижению людей на другую сторону реки, они укрепили мост железнодорожными рельсами. Говорят, что до сих пор этот мост служит людям, хотя после его постройки прошло около восьмидесяти лет. Так как он был расположен напротив околотка Цеев, то говорили, что этот мост принадлежит им. Через реку Лабу также был построен мост, и его тоже разрушало половодьем. Строительство было осуществлено на средства, собранные жителями села. Позже государство построило там же добротный мост. Через него можно было выйти к железнодорожной линии. По виду Лаба казалась спокойной рекой, но при наводнении наносила немалый ущерб огородам семей, хотя удивительно, но никто не помнит, чтобы из-за этого был подтоплен хоть один дом.
В конце села и в начале другого села под названием «Велика рика» протекала речка с соленой водой. А дыги называли ее «Псышъугъэ» («Гнилой речкой»), а сербы — «Ситница». «Псышъугъэ» впадала в Лабу.
В селе имелась мечеть, жило в нем трое хаджей: Хаджи Мос и Хаджи Исмаил были из рода Цеев, Хаджи Кул из рода Махошев. В нем имелась также религиозная школа, построенная на средства селян, ходили дети и в государственную школу, которая находилась в Велика рика.
Она была открыта в 1936 году, обучение велось на албанском языке. В селе не было ни больницы, ни почты, ни хасэ, местом схода мужчин служила мечеть.
В Дония Становце в 1930 году Цей Щэриф впервые открыл магазин. В нем продавали все: от продуктов питания до одежды. Магазина не стало, когда началась война. Затем магазин, открытый Цеем Руфатом, существовал с 1941 по 1945 годы, позже в селе открылся государственный магазин. В Дония Становце вплоть до переселения у многих семей имелись частные магазины.
Никто не помнит, чтобы в селе занимались куплей-продажей, обменом.