Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Лошадь лошади рознь: что не знают отрицающие нашествие монголов

Лошадь лошади рознь: что не знают отрицающие нашествие монголов

Лошадь лошади рознь: что не знают отрицающие нашествие монголов
История
admin
Фото: Адыги.RU
15:21, 20 март 2021
240
0
Буквально вчера очередной свидетель отсутствия нашествия монголов на Руси в очередной раз заявил о том, что этих самых многострадальных монголов не могло быть в наших местах потому, что не могли их лошади ни выжить в условиях Руси, ни дойти из монгольских степей до русских лесов, поскольку преодолеть несколько тысяч километров им явно не под силу. В этот раз звучало это так:...

Буквально вчера очередной свидетель отсутствия нашествия монголов на Руси в очередной раз заявил о том, что этих самых многострадальных монголов не могло быть в наших местах потому, что не могли их лошади ни выжить в условиях Руси, ни дойти из монгольских степей до русских лесов, поскольку преодолеть несколько тысяч километров им явно не под силу. В этот раз звучало это так:

"1) монгольская лошадка не способна дойти своим ходом из монголии в Европейскую Россию Доказано неоднократными опытами".

И, надо сказать, что этот тезис - один из самых любимых отрицателями монголов.

Ну, об опытах и о том, что они доказали, мы поговорим ниже, а пока начнем с собственно лошадей.

К сожалению, уважаемые отрицатели нашествия монголов совершенно забывают о том, что лошадь лошади рознь. И то, от чего лошадь одной породы немедленно протянет копыта в прямом и переносном смыслах этого слова, для другой покажется всего лишь несерьезным недоразумением. В принципе, легко забыть то, что не знаешь: рыться в аутентичных источниках настоящему отрицателю нашествия монголов не свойственно, ему бы, как говорится, "шашку да коня да на линию огня!"

Поэтому пришлось сделать это за него. Как, собственно, и всегда.

Лошадь лошади рознь: что не знают отрицающие нашествие монголов

"Что русскому хорошо, то немцу - смерть".

Эта крылатая фраза полностью применима и к лошадиному миру. И ярче всего эту "немецкую смерть" для европейских лошадей описал француз Куанье в своих воспоминаниях о начале вторжения в Россию в 1812 году.

26 июня часть, в которой служил офицер, перешла Неман. 29 июня, по его словам, на них обрушился страшный ураган, сопровождавшийся градом и снегом. После ночевки в таких условиях

"В кавалерийском лагере около нас земля покрылась трупами не перенесших холода лошадей: в эту ужасную ночь их пало более 10.000".

Не лучше у французских лошадей, неосмотрительно заведенных своими хозяевами в европейскую часть России, обстояло дело и с питанием:

"Для лошадей лишь очень редко находилось сено и овес, а когда это и случалось, лошади не могли размолоть овса зубами, притупленными вследствие питания травой и зерновым кормом".

Результат сказался практически немедленно: лошади в Великой Армии заболевали и падали тысячами голов. И это - в европейской части России и в сентябре!

Между тем монгольская лошадь, по описанию, к примеру, Пржевальского, не нуждалась ни в сене, ни в овсе, ни в приличных погодных условиях:

"На самых сильных холодах монгольские лошади остаются на подножном корму и довольствуются скудной травой; за неимением же ее едят, подобно верблюдам, бударгану и кустарники; снег зимой обыкновенно заменяет им воду. Словом, наша лошадь не прожила бы и месяца при тех условиях, при которых монгольская может существовать без горя".

Тем, кто скажет, что монгольская лошадь времен Пржевальского и монгольская лошадь времен Батыя - две разные лошади, ответят современники Чингисхана и Батыя.

Так, Фома Сплитский писал о них:

"Лошади у них малорослые, но сильные, легко переносящие голод и трудности".

С ним вполне созвучен Фридрих II:

"Говорят, что, если не хватает пищи, кони их, которых они ведут с собой, довольствуются древесной корой и листьями и корнями трав".
[img]"[/img]

"Моя карликовая кавалерия".

Думаете, это сказал какой-нибудь Чингисхан или Батый о своих монголах на монгольских же лошадях? Ведь известно, что монгольская лошадь в холке (согласно данным археологов) достигала в среднем высоты 135 см.

Однако, отнюдь. Фразу эту приписывают Наполеону. И сказал он ее в адрес кракусов, легкой кавалерии, которая, по замыслу императора, должна была компенсировать отсутствие у него казаков.

Сказана она была по весьма серьезной причине: лошади, на которых кракусы могли воевать, согласно армейским требованиям должны были иметь высоту в холке от 137 до 142 см. И заметьте, никто не смеялся над императором и над его "карликовой кавалерией" и не говорил, что она ни на что не способна.

Впрочем, недалеко от кракусов ушли и другие легкие кавалеристы Великой армии: уланы, гусары и прочие шассеры получали в свое распоряжение лошадей с высотой в холке от 142 см и до 153 см. И только драгунам доставались лошади от 153 до 155 см, а кирасирам - аж до 160 см. Ну на то они и кирасиры (чтобы, как говорится, два раза не ходить, скажу, что в кавалериях других государств с ростом лошадей все обстояло приблизительно также).

И, заметьте, уважаемые отрицатели нашествия монголов - никто из современников не ставил под сомнение боевые возможности легких кавалеристов Франции, да и вообще легких кавалеристов, указывая на малый рост их коней. Более того, под Фридландом русская легкая кавалерия (гусары, уланы и казаки) смогли выбить с поля французских кирасир и драгун и особой заслугой это не считали. Причем выбили атакой на холодном оружии, а не дистанционным боем. Так почему монголы не могли "выбить с поля" тех же русских своей "карликовой кавалерией", имеющей, как известно, весьма длинные стрелы?

В конце концов ведь не конь определяет сражение, а голова его всадника. Что было блестяще доказано монголами при истреблении отряда калочского епископа, неосторожно погнавшегося за "карликовой кавалерией" монголов, влезшего в болото и почти полностью погибшего под их стрелами (сам епископ, кстати, спасся).

"Успеем добежать до канадской границы".

Ну и в заключение, как и было обещано, хотелось бы сказать несколько слов о том, могла или не могла монгольская лошадь добраться из своих монгольских степей до древнерусских городов (даже если забыть, что вторжение на Русь началось для монголов из, говоря современным языком, района сосредоточения, расположенного всего-то в 200 км от Старой Рязани, где-то под нынешним Тамбовом).

Если предположить, что монгольская армия после курултая 1235 года (на котором было принято решение идти в Западный поход) выдвинулась из столицы империи, Каракорума, то до Москвы им надо было пройти около 4.500 км по прямой. Возможно ли это?

Говоря о невозможности столь длинного "пробега" отрицатели нашествия чаще всего ссылаются на знаменитый пробег 1935 года из Туркмении: в 84 дня 28 всадников на лошадях ахалтекинской и йомудской пород прошли 4.300 км, причем, как говорят, с серьезными проблемами в конском составе.

При этом, следует обратить внимание, что пробег проходил летом, а за лошадьми следила целая команда специалистов. И, как я уже заметил выше, ахалтекинец (160 см в холке) монгольской лошади (135 см в холке) рознь, да и 4.300 км не такая уж большая цифра, если тебе по дороге закладывают базы с фуражом, водой и продуктами. А потому предложу уважаемым отрицателям оперировать более подходящими лошадьми и более подходящими расстояниями.

И это возможно, если вспомнить о пробеге из Харбина в Санкт-Петербург, который совершила вдова войскового старшины Оренбургского казачьего войска А. Кудашева. 2 мая 1910 года казачка выехала одна (!!!) на лошади и в первых числах августа 1911 года въехала в Санкт-Петербург, преодолев 12.060 верст (12.866 км). При этом около 30 суток у нее ушло на отдых и, так сказать, форс-мажоры (например, мороз -42С).

Ехала она на Монголике, который описывался так:

"лошадь чистых монгольских кровей, совсем дикая, бывшая перед поездкой под седлом всего лишь 4 раза, светло-серой масти, 8 лет, иноходец, ростом 1 аршин 13 вершков (129 см!!! - ИО); общий вес груза - всадница, седло и переметные сумы с необходимыми вещами составившими 6 пд (96 кг - ИО)".
[img]"[/img]

И заметьте, уважаемые отрицатели монгольского нашествия, никто не смеялся ни над ней, ни над ее неказистой лошадью "чистых монгольских кровей". Да и сомнению сей пробег не подвергали. Может, потому что в лошадях лучше разбирались?

P.S. кстати, добралась А. Кудашева на Монголике за 14 месяцев. Монголы же, начав поход в 1235 году, подошли к границам Руси в 1237 году. Прошли втрое меньшее расстояние, но явно не торопились - по дороге разгромили несколько государств...

Как монголы осаждали крепости Руси, можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)