Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Книга о черкесах выпущенная в Мюнхене

Книга о черкесах выпущенная в Мюнхене

Книга о черкесах выпущенная в Мюнхене
История
zafe
Фото: Адыги.RU
15:21, 20 март 2021
275
0
До 1856 г. Россия не смогла завладеть в Черкесии больше, чем двумя третями течения реки Лабы. Но зато русские офицеры «фазаны», как их называли, без труда и большого риска, делали карьеру за счет сжигаемых черкесских деревень. Так, в январе 1852 г. отряды адмирала Серебрякова сожгли 44 аула в землях натухайцев и шапсугов. Между прочим легкомысленная жестокость русских офицеров сочеталась с романтическим увлечением всем черкесским: папахой, черкесской, оружием и т. д. После объявления Крымской войны Россия придавала большое значение Кавказу и не увела оттуда войск, хотя она имела здесь 280 тыс. солдат, а в Крыму зимой 1855 г. ее армия численно уступала союзной. Но в критические моменты Россия еще больше усиливала состав Кавказской армии. Ее содержание обходилось России очень дорого. Российское правительство полагало, что если
Книга о черкесах выпущенная в Мюнхене

До 1856 г. Россия не смогла завладеть в Черкесии больше, чем двумя третями течения реки Лабы. Но зато русские офицеры «фазаны», как их называли, без труда и большого риска, делали карьеру за счет сжигаемых черкесских деревень. Так, в январе 1852 г. отряды адмирала Серебрякова сожгли 44 аула в землях натухайцев и шапсугов.
Между прочим легкомысленная жестокость русских офицеров сочеталась с романтическим увлечением всем черкесским: папахой, черкесской, оружием и т. д.
После объявления Крымской войны Россия придавала большое значение Кавказу и не увела оттуда войск, хотя она имела здесь 280 тыс. солдат, а в Крыму зимой 1855 г. ее армия численно уступала союзной.
Но в критические моменты Россия еще больше усиливала состав Кавказской армии. Ее содержание обходилось России очень дорого. Российское правительство полагало, что если под Севастополем речь могла идти о престиже, то на Кавказе дело шло о существовании. Правящие
круги были убеждены, что «Кавказ составляет половину всей политической будущности России».
Вся Европа и Россия ожидали, что союзники будут действовать с северокавказцами. Но они этого не сделали, хотя черкесы делали все,
чтобы склонить их к этому. Они почти убедили французского маршала
"Saint Arnaud. Ему был представлен проект десанта в Анапу и Цемез. В это время в Варне, центре союзных штабов, находилась черкесская делегация. Но чтобы принять этот план, требовалось согласие английского правительства. Во главе же последнего находился все тот же Пальмерстон. Кроме того, в английском штабе не было единогласия:
консул Longworth, автор книги „А Year among the Circassians" ( в двух
томах), был командирован туда с заданием попросить для союзников
6 тыс. кавалерии, но встретил препятствия со стороны английского
адмирала Stewart.
Черкесская делегация в Варне была принята союзным командованием крайне любезно и в честь ее были устроены военные парады, но прямого обещания со стороны союзников она не получила. Да и сами черкесы заняли выжидательную позицию, так как союзники не
дали заверений освободить даже Армению, Грузию и вообще; Кавказ.
На Парижском конгрессе 1856 г. Англия пыталась ограничить движение русских за Кубань и помешать им в стройке крепостей на Черкесском побережьи, но Франция не поддержала ее.
На заключительном заседании 1 марта 1856 года лорд Кларендон резко поставил черкесский вопрос. Глава турецкой делегации, великий визирь, признал, однако, формальные доводы русского делегата графа Орлова, ссылавшегося на условия Адрианопольского трактата и Петербургской конвенции 1834 г. С явным смущением он добавил к этому, что за это время могли произойти отклонения от установленных границ, что Порта имела намерение еще до войны сделать Петербургскому кабинету предложение по этому вопросу и что ныне ему поручено заявить о желательности назначить
специальных комиссаров для проверки и исправления границ Черкесии. Конференция согласилась на составление такой комиссии из представителей Англии, Франции, Турции и России. Она должна была закончить свою работу через 8 месяцев, но никто себя не обманывал насчет этой процедуры и решение осталось на бумаге. Так был похоронен черкесский вопрос на Парижской Конференции. Как ни настаивал английский представитель на признании независимости Черкесии, вопрос не мог пройти ввиду позиции Наполеона III.
Разочарование, которе испытал лорд Кларендон, привело его в смущение, а временами вызывало даже раздражение, — писал граф Орлов своему министру иностранных дел Нессельроде.
Только некоторые статьи Парижского трактата, казалось, давали Черкесии кое-какие гарантии. Так, ст. 11-я объявляла Черное море нейтральным, оно было открыто коммерческому флоту всякой державы и закрыто военным флотам. Но скоро Россия нарушила и эту статью, препятствуя торговым сношениям Черкесии по морю.
Запрошенный же по этому вопросу в Палате Общин лорд Russel ответил, что ему не надлежит вмешиваться в русско-черкесские отношения и в 1864 году Россия имела на Черном море уже 42 военных судна.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)