Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Наима Нефляшева: Под брендом «Circassian»

Наима Нефляшева: Под брендом «Circassian»

Наима Нефляшева: Под брендом «Circassian»
История
zafe
Фото: Адыги.RU
08:39, 24 февраль 2021
1 489
0
История косметики — это вечная тема. Египтянки с древних берегов Нила с подведенными глазами, римлянки с нарумяненными щечками — начиная с эпохи великих цивилизаций косметика и парфюмерия сопровождает человека всю жизнь. Покупая очередную баночку в дорогом косметическом магазине, мы покупаем не только конкретное средство, мы покупаем представление об идеальной жизни, мы подтверждаем свой статус, приобщаясь к миру людей, которым доступны косметологические и парфюмерные изыски. Покупая дорогую косметику и парфюм, мы покупаем часть мечты...
Наима Нефляшева: Под брендом «Circassian»

История косметики — это вечная тема. Египтянки с древних берегов Нила с подведенными глазами, римлянки с нарумяненными щечками — начиная с эпохи великих цивилизаций косметика и парфюмерия сопровождает человека всю жизнь. Покупая очередную баночку в дорогом косметическом магазине, мы покупаем не только конкретное средство, мы покупаем представление об идеальной жизни, мы подтверждаем свой статус, приобщаясь к миру людей, которым доступны косметологические и парфюмерные изыски. Покупая дорогую косметику и парфюм, мы покупаем часть мечты.

В XVIII–XIX вв. рынок Европы и Америки предлагает косметические продукты, в названии которых используется слово «черкесский», — «Circassian Soap», «Circassian Curl», «Circassian Lotion», «Circassian Hair Dye», «Circassian Eye Water». Присутствие слова «черкесский» в названиях стало тенденцией косметического производства XVIII–XIX вв. и символом качества. Мыло, лосьоны, кремы, бальзамы, краски для волос с таким названием производились и в Европе, и в Америке. «Черкесская тема» и в таком, косметическом, измерении пришла в Европу из Турции в период «увлечения Востоком»: черкешенки, ухоженные обитательницы гаремов османских султанов, славились своей красотой. Производители утверждали, что их продукты основаны на косметических субстанциях, используемых черкешенками.

Спустя почти 200 лет от этих продуктов остались лишь волшебные названия, бутылочки из тусклого тонкого стекла, изящные белые баночки для кремов и старые рекламные плакаты и объявления в каталогах и газетах. Почему чопорные английские аристократки с удовольствием пользовались этими кремами и лосьонами? Что искали в них красавицы демократичных американских городов? У каждой из этих вещичек есть что рассказать.

Репутация черкешенок как самых красивых женщин в мире дала западной индустрии моды и красоты прекрасную маркетинговую возможность. Присутствие слова «черкесский» в названиях стало тенденцией косметического производства XVIII–XIX вв. и символом качества.

«Circassian beauties»

Термин «Circassian beauties» появился в англоязычной литературе почти 300 лет назад. В европейских источниках XVIII–XIX вв. был создан идеализированный образ черкешенок как необыкновенно красивых, одухотворенных, элегантных и чувственных.

Эта тема пришла в Европу из Османской Турции, где черкешенки приобрели репутацию очень красивых и нежных девушек, что затем стало общим трендом при осмыслении темы Востока в западной культуре. В Европе и Америке слово «черкесский» определяло идеал женской красоты в поэзии, литературе и искусстве.

Современный историк Самир Хотко неслучайно называет одну из глав в своей книге «Черкесия — родина красоты». Хотко, с чем нельзя не согласиться, выбрал в качестве отправной точки своих рассуждений слова известного немецкого философа и антрополога Гердера (1744–1803): «Здесь — Черкесия, родина красоты (...) черкешенок все знают и все превозносят за их красоту, за черный шелк тонких бровей, за черные глаза, в которых горит огонь, за гладкий лоб, маленький рот, округлость лица. Прямо кажется, что стрелка весов человеческого телосложения замерла тут на середине, и на одной чаше весов — Греция, а на другой — Индия, Запад и Восток».

Предвзятый читатель скажет, что восторженные отзывы о черкешенках оставлены мужчинами и потому априори субъективны. Однако в литературе немало аналогичных свидетельств, принадлежавших перу женщин. Например, Флоренс Найтингейл в 1849 г. написала в своем журнале о путешествиях, что черкесские женщины были «самыми грациозными и самыми чувственными созданиями, которых я когда-либо видела».

Но восхищение черкесскими женщинами не ограничивалось литературными описаниями и умозаключениями ученых. Репутация черкешенок как самых красивых женщин в мире дала западной индустрии моды и красоты прекрасную маркетинговую возможность. Так, в Лондоне в 1772 г. продавались жидкие румяна под названием «Цветок Черкесии».

«Цветок Черкесии» — румяна NARS XVIII века

В 1782 г. в New York Gazette было опубликовано объявление, рекламирующее румяна «Цветок Черкесии». В объявлении говорилось, что к тому времени существовало устойчивое представление о том, «что черкешенки — наиболее красивые женщины в мире», но их очарование — не природный дар. Они использовали экстракт из овощей, произраставших на их родине, в Черкесии. Секрет этого «цветочного ликера» был якобы привезен очень уважаемым джентльменом, путешествовавшим по Кавказу. Эти жидкие румяна «сразу же придают розовый оттенок щечкам», а также стойкий «живой румянец сельской красавицы».

«Цветок Черкесии» стал самой известной маркой румян XVIII и XIX вв. Реклама этих румян регулярно появлялась в газетах Викторианской эпохи. Более того, они часто упоминались в художественной литературе XVIII–XIX вв., в коротких журнальных рассказах и популярных комических стихах. Английский поэт Джордж Крэбб упоминает «Цветок Черкесии» в своем стихотворении 1785 г. Иронизируя над увядающими красавицами, жаждущими продлить свою молодость, поэт уверяет их, что румяна вернут им прежнее очарование. Элиза Дей писала в поэме «Песня» в 1798 г. о том, что благодаря «Цветку Черкесии» счастливая женщина никогда не постареет. В рассказе 1884 г. «Два дня из жизни» персонаж миссис Бойд описывает свой собственный метод применения знаменитых румян: «...она подошла к стеклу над камином и, взяв крошечную коробку из кармана, открыла ее и, обнаружив в ней лебяжью пуховку, просто коснулась щеки каплей «Цветка Черкесии».

Предприимчивые североамериканские производители косметики также оценили эффект от использования бренда «Circassian». В Нью-Йорке в 1802 г. можно было купить экзотически названный «Бальзам Мекки», мазь, рецепт которой, предположительно, был приобретен у черкесских женщин в гареме султана. В рекламе продукта утверждалось, что «эта тонкая композиция считалась высшим достижением косметики черкешенками и грузинками в гареме Великого Султана».

В 1806 г. на рынке по 50 центов за флакон продавался «Черкесский лосьон». Рекламный плакат описывал его как «лучшее средство от пигментных пятен, появляющихся от яркого солнца, веснушек, губительных последствий зимних холодов, цинги, прыщей, опоясывающего лишая, затяжных кожных болезней». Лосьон использовался как средство очищения кожи лица и улучшения цвета лица и превосходно сохранял, смягчал, очищал и тонизировал кожу. «Черкесское средство для глаз» было продано как «лучшее средство от всех глазных болезней», и в 1840-х гг. «Черкесская краска для волос» была популярным средством, дающим эффект темных блестящих волос.

Джон Нортон и его фирменный «Черкесский крем»

Гилфорд, небольшой город в Южной Англии, административный центр графства Суррей, хранит память об одном местном парикмахере XIX в. Джоне Нортоне. Местные любители истории рассказывают, что когда-то леди и джентльмены, постоянные клиенты этого господина, не уходили от него, ограничившись только стрижкой и бритьем. Джон Нортон также продавал «Черкесский крем» собственного изготовления, книги, литографии и рамки для картин. Сегодня музей Гилфорда хранит крышку того самого «Черкесского крема» Нортона.

Историк Джон Джэнэвэй как-то обратил внимание на фото крышки от фирменного «Черкесского крема» Нортона — помады для волос, популярной в Викторианскую эпоху. Историк провел небольшое исследование этой изящной крышечки, мимо которой сегодня не могут пройти истинные ценители старинных косметических баночек и флаконов. Поиски привели Джона Джэнэвэя, по его же словам, в восхитительные закоулки и открыли ему немало интересного из биографии аптекаря и парфюмера, а также его сына, малоизвестного художника Бенджамена Кэма Нортона.

Джон Нортон, будущий парикмахер и парфюмер, родился в Шеффилде примерно в 1796 г. и, вероятно, переехал в Лондон в конце 1820-х гг., где он познакомился со своей женой Кэтрин. Невозможно узнать, что привело их в Гилфорд, но к 1839 г. Джон организовал свою собственную парикмахерскую. Вскоре он развил свой бизнес, включив в него производство парфюмерии и продажу книг.

Между 1841 и 1863 гг. Джон Нортон регулярно публиковал в местных каталогах объявления о своем магазине. В Альманахе Рассела 1841 г. он рекламировал широкий спектр продуктов и услуг, в том числе свой фирменный «Черкесский крем», имевший прекрасную репутацию. Последние записи в альманахе, касающиеся Дж. Нортона, парикмахера и парфюмера, багетного мастера, и миссис Нортон, модистки, фиксируются в 1863 г.

В середине XIX в. косметические средства для волос — «Черкесское масло для волос» и «Черкесский восстановитель для волос» — выпускались несколькими производителями в США. Первое упоминание о черкесском масле для волос в США датировано 1837 г. Позже его стала производить американская фирма Amon L.Scoville, основатель которой Амон Сковилл начал свою деятельность как аптекарь в 1849 г. В 1853 г. он основал свою собственную компанию в Цинциннати. К 1865 г. единоличным владельцем A.L.Scoville & Co. в Цинциннати стал уже другой бизнесмен — Абель Брид.

В 1875 г. были опубликованы рекламные объявления для продуктов Scoville’s, включая Circassian Hair Oil and Circassian Hair Restorative. Есть информация о том, что рецепт приготовления этих препаратов был куплен A.L.Scoville у других аптекарей — Джона Хокера и его братa в Филадельфии в 1850-х. В объявлениях, рекламных плакатах, откликах покупателей и статьях эти средства называются одними из лучших в мире, обеспечивающими волосам роскошный вид, быстрый рост и природный блеск.

Мы вряд ли когда-то вдохнем ароматы этих косметических средств и вряд ли когда-то сможем их воспроизвести, но такая вещь, как баночка из-под крема, оказывается не менее красноречивой, чем архивный документ. Прислушайтесь к этим названиям. Знала ли 200 лет назад утонченная английская красавица, шурша кринолиновой юбкой и легким движением открывая баночку с загадочным названием «Circassian», что в ее руках нечто большее, чем изящная косметическая вещица?

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)