Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Так проходит боевая слава: турецкие сабли из коллекции Эрмитажа

Так проходит боевая слава: турецкие сабли из коллекции Эрмитажа

Так проходит боевая слава: турецкие сабли из коллекции Эрмитажа
История
admin
Фото: Адыги.RU
23:38, 06 октябрь 2021
329
0
Почти всякое боевое оружие проходит в своем развитии две фазы: начинаясь как оружие для боя, получая характерные элементы и детали на основе осмысления боевого опыта, с окончанием боев оно превращается в элемент статуса, и хозяин соревнуется с другими уже не принимая участие в боях, а участвуя в ярмарке тщеславия: "вино переходит в уксус, Мюнхгаузен в Феофила". Пример подобных изменений хорошо заметен на образцах османского длинноклинкового оружия, которое представлено в коллекции Эрмитажа...

Почти всякое боевое оружие проходит в своем развитии две фазы: начинаясь как оружие для боя, получая характерные элементы и детали на основе осмысления боевого опыта, с окончанием боев оно превращается в элемент статуса, и хозяин соревнуется с другими уже не принимая участие в боях, а участвуя в ярмарке тщеславия: "вино переходит в уксус, Мюнхгаузен в Феофила". Пример подобных изменений хорошо заметен на образцах османского длинноклинкового оружия, которое представлено в коллекции Эрмитажа.

Османский палаш (XVI век).

Так проходит боевая слава: турецкие сабли из коллекции Эрмитажа

Хотя сам палаш был изготовлен в XVI веке, его клинок повторяет форму тех клинков, с которыми арабы начинали свое восхождение среди других народов: широкая бездольная, двулезвийная линза в профиле и острие в форме копья. Сегодня подобные клинки можно видеть среди т.н. коллекции длинноклинкового оружия пророка Мухаммеда (с.а.в.).

Бездольный клинок получался весьма тяжелым, что было необходимо для схваток, в которых доспех и щит были вполне обыденным явлением. На пяте клинка в картушах имеются надписи "Аллах" и "Мухаммед".

Но рукоять и ножны оружия богато украшены и говорят о том, что оружие было скорее парадным, чем боевым.

Рукоять выполнена их серебра, позолочена и украшена бирюзовыми и нефритовыми вставками. Навершие выполнено в форме головы мифического чудовища с открытой пастью.

Вполне соответствуют ранним палашам и размеры: при общей длине 102 см клинок имел длину 89 см. Ножны имею длину 91 см.

Оружие находилось в коллекции графа С. Д. Шереметьева.

Османская сабля (конец XV - начало XVI веков).

[img]"[/img]

Прекрасный образец сабель XV века с характерной геометрией клинка и формой боевого конца. И прекрасный образец боевого оружия, на что указывает дол, смещенный к обуху, изгиб клинка, начинающийся в его последней трети, а так же линзовидный профиль двулезвийной елмани, в начале которой поставлен хорошо заметный знак, отмечающий точку удара. Именно с этими саблями мамлюкская и османская конница завоевали себе славу на поле боя.

Любопытно, что преимущества металлической рукояти, которая появилась на восточных саблях уже в все том же XV веке, европейские специалисты осознали только к середине XIX века.

"Изюминкой" сабли считают шарик, перекатывающийся в полости металлической рукояти. Из-за этого элемента при выполнении движений саблей она издает легкий звон. Но клинок великолепен.

[img]"[/img]

Общая длина оружия 101,5 см, длина клинка 86,5 см.

В настоящее время известны еще две такие же сабли работы мастера Мохамеда: в собрании музея Метрополитен и в частном собрании. Сабля была передана в тогда еще Царскосельский арсенал в 1841 году в качестве дара от императрицы Марии Федоровны.

Османская сабля, жалованная казаку (начало XVIII века).

Клинок сабли также заставляет вспомнить о ранних саблях Востока, сохраняя все ту же елмань, тот же дол у обуха (хотя изгиб клинка начинается уже в конце первой трети клинка, что влияет на рубящие (режущие) его характеристики. Да и весит она полегче и выглядит поизящнее.

Сабля имеет и более позднюю рукоять с характерно круглой (каплевидной) формой навершия и с столь же характерной гардой в форме креста с перекрестьем.

[img]"[/img]

Вместе с тем, булатный клинок богато украшен золотой насечкой и надписями в характерно восточной манере. На правой стороне клинка выполнены надписи на арабском языке: "Я уповаю на Бога", "О, Царь Царей", пять раз "О, Аллах", "Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!" и "Помощь от Аллаха и близкая победа".

Благодаря тому, что на ножнах имеется тугра, знак, содержащий имя и титул правителя, выполнявший также функцию пробирного клейма на серебре, султана Махмуда I (1730–1754), саблю можно более или менее точно датировать периодом между 1730 и 1734 годами.

Общая длина оружия 100,5 см, длина клинка 85,7 см.

Но сабля интересна не только как прекрасный образец османского длинноклинкового оружия позднего периода, но и как образец, иллюстрирующий историю России.

Оружие было пожаловано в 1734 году донскому казаку Даниле Ефремову, который был назначен походным атаманом в Низовом корпусе, где он находился с 1727 года. Надпись эта гласит:

"БЖIЕЮ МЛТIЮ МЫ ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШАЯ I САМОДЕРЖАВНЕЙШАЯ ВЕЛИКАЯ ГДРНЯ IМПЕРАТРИЦА АННА IОАННОВНА САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССIЙСКАЯ ПОЖАЛОВАЛИ СЕЮ САБЛIЮ ДОНСКАГО ВОЙСКА ПОХОДНАГО АТАМАНА ДОНИЛУ ЕФРЕМОВА ЗА ЕВО МНОГIЯ И ВЕРНЫЯ СЛУЖБЫ 1734 ГОДА МАIА ДНЯ".

Османская сабля (конец XVIII века).

Когда видишь, а особенно держишь в руках сабли этого типа, которые получили отдельное наименование "пала", и сравниваешь их с вроде как такими же по геометрии саблями более раннего периода, то понимаешь, что и османские киличи не избежали превращения в оружие, которое в английском языке в XIX веке называлось "пикетными саблями", а в русском языке того де периода "крысоколками" и даже "зубоколками". Оно превращается в красивое, богато украшенное средство демонстрации положения в обществе, а не места на поле боя.

Этот богато украшенный золотой всечкой клинок представляет собой именно такой образец. Легкий за счет Т-образного профиля, клинок хищно изогнут и способен хорошо резать, но слишком тонок, чтобы рубить и уж тем более, чтобы парировать удар вражеского клинка. Не располагает к ближнему бою и длина оружия: при общей длине сабли в 83 см длина клинка составляет всего 69,5 см.

[img]"[/img]

На украшение оружия не поскупились: на пяте клинка с лицевой стороны насечены золотом растительные узоры. На одной стороне имеется золотой картуш с арабской надписью: "Нет героя, кроме Али! Нет меча, кроме Зу-л-факара!". В другом картуше тугра султана Абдул-Хамида I (1774 – 1789), указывающая, что оружие было изготовлено в Стамбуле. Гарда в форме креста с перекрестьем серебряный, с длинными концами, заканчивающимися гранеными шишечками. Рукоять изготовлена из светлого рога, темляк красного шелка. Ножны обтянуты черной кожей и снабжены серебряным прибором, состоящим из длинного наконечника и устья с обоймицей и двумя кольцами для перевязи. Металлические детали украшены чеканным растительным орнаментом.

Считается, что оружие принадлежало паше Видина (город в Болгарии) и было поднесено великому князю Михаилу Павловичу генералом Ф. Гейсмаром в 1830 году. Сабля была взята генералом в ходе русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов.

О последних боевых саблях ХХ века можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)