Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Черкесы никогда не считали себя подданными турецкого султана

Черкесы никогда не считали себя подданными турецкого султана

Черкесы никогда не считали себя подданными турецкого султана
История
zafe
Фото: Адыги.RU
03:43, 26 октябрь 2020
295
0
С 30-х гг. XIX в. в истории освободительной борьбы западных адыгов наступает новый этап. Окончание русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и заключение Адрианапольского мира дали возможность царскому правительству приступить к практическому осуществлению своих планов в отношении непокорных горцев Кавказа. Николай I, поздравляя главнокомандующего Кавказской армией генерала И.Ф. Паскевича с окончанием русско-турецкой войны, писал ему: “Кончив, таким образом, одно славное дело, предстоит вам другое, в моих глазах столь же главное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее – усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных». В значительной степени это было вызвано резким изменением политики царизма, приступившего к жестким методам установления военно-административных порядков на Северном Кавказе. Местное население, в
Черкесы никогда не считали себя подданными турецкого султана

С 30-х гг. XIX в. в истории освободительной борьбы западных адыгов наступает новый этап. Окончание русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и заключение Адрианапольского мира дали возможность царскому правительству приступить к практическому осуществлению своих планов в отношении непокорных горцев Кавказа. Николай I, поздравляя главнокомандующего Кавказской армией генерала И.Ф. Паскевича с окончанием русско-турецкой войны, писал ему: “Кончив, таким образом, одно славное дело, предстоит вам другое, в моих глазах столь же главное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее – усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных». В значительной степени это было вызвано резким изменением политики царизма, приступившего к жестким методам установления военно-административных порядков на Северном Кавказе. Местное население, в особенности вольнолюбивые горцы, оказали новому курсу царских властей упорное противодействие. Во главе начавшегося движения сопротивления оказалась часть феодальной знати – общинной верхушки, служителей мусульманской религии и крестьянства. Определенную роль в обострении внутренней обстановки в Закубанье сыграла попытка Турции не допустить оговоренное Адрианапольским договором занятие Россией Черноморского побережья Северо-Западного Кавказа. Такая политика османских властей и заинтересованных в торговле с черкесами одобрялась и поддерживалась Англией, стремившейся всяческими мерами противодействовать утверждению России в Западной Черкесии, на территории между Анапой и Поти.

Черкесы отказались признать Адрианапольский трактат и когда русский генерал, собрав к себе старшин шапсугов, объявил фирман султана, уступавшего их русскому царю, и стал склонять к добровольной покорности, - один из старшин ответил: «Мы выслушали твое заявление. Но знай, турецкое правительство никогда не завоевывало нашей страны оружием и никогда не покупало ее своими сокровищами. Мы были от него независимы. Каким же образом султан мог уступить то, что никогда ему не принадлежало. На это он не имел ни права, ни власти».

О том, что присутствие Османской империи на Северо-Западном Кавказе было слабым и весьма условным, свидетельствует архивный документ. В рапорте начальника Черноморской береговой линии генерала Анрепа командиру Отдельного Кавказского корпуса генералу Нейдгарту от 6 ноября 1843 г. говорится: «Адрианапольским трактатом Оттоманская Порта уступила России права свои на кавказские племена, обитающие по восточному берегу Черного моря, - права, которых до того никто из горцев не признавал и Порта никогда не имела в сем крае средств достаточных для их поддержания. Эти права Турции на кавказских горцев ограничивались одним влиянием, сначала религиозным и торговым, а потом политическим. Паша анапский употреблял козни и расточал подарки для склонения народа адыге к принесению действительного подданства турецкому султану. Горцы не признавали над собой ничьей власти. Единство веры усилило влияние Турции, и горцы, признавая султана главой мусульман, были недалеки от того, чтобы подчиниться его политической власти. Падение владычества Турции в сем крае остановило эти успехи, но не уничтожило вредных для нас последствий. В документе также отражены различные аспекты адыго-турецких отношений. «Время образовало, пишет далее Анреп, - связи родства и приязни сходством обычаев, привычкой и особенно продажей людей. Торговля рабами доставляла горцам связи в Турции не только с людьми незначительными, но и с важнейшими сановниками. Мальчики проданные горцами достигали важных мест и делались людьми государственными: Хафиз-паша натухаец, Халил-паша шапсуг».

В рапорте говорится и о том, что статьи Адрианопольского трактата никогда не были объявлены адыгам.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х