Хэтажъ , черкесские берсерки

Хэтажъ , черкесские берсерки
История
admin
Фото: Адыги.RU
12:59, 15 октябрь 2020
244
0
[b]У черкесов был особый род воинов которые отличались неистовством в бою и несмотря на свою малочисленность вступали в схватку первыми ,по аналогии со скандинавскими берсерками. Эти воины носили название Хэтажъ (матерый ,опытный воин) ,их тактика описана в средневековой грузинской поэме "Алгузиани". Время написания поэмы, по мнению Л. Лопатинского, — период между 1400–1453 гг...
Хэтажъ , черкесские берсерки

У черкесов был особый род воинов которые отличались неистовством в бою и несмотря на свою малочисленность вступали в схватку первыми ,по аналогии со скандинавскими берсерками. Эти воины носили название Хэтажъ (матерый ,опытный воин) ,их тактика описана в средневековой грузинской поэме "Алгузиани". Время написания поэмы, по мнению Л. Лопатинского, — период между 1400–1453 гг.

Вот несколько строк о Хатэжах ,которые как следует из текста ,были наемниками в войске Нонского царя :"Четверо разъяренных хетаж в один миг бросились на Алгуза,С войсками и знаменами они бежали быстро,На голове у них надеты были шлемы из крученой щетины,На телах у них имелись панцири; они бежали на отмщение,В руках держали булавы, имея и нарукавицы,Спины у них опоясаны были железными цепями,Глаза таращили огненные, скрежетали зубами оскаленными,Грозили отомстить за кровь, говоря: «Выпьем кровь горькую».Окружили войско Алгуза, поражая его булавами и убивая,Кричали и гикали: «чик», вызывая царя Алгуза,Говоря: «Где он, поскорее покажите, его убьем!»Никто не мог устоять пред ними: все рассеялись, укрылись.""Хетажи ... были люди «Каджи», с душою дьявольскою,Сверкали глазами, подобно пламени в печи,В бесновании с ними никто не мог сравниться; в битве были стойки, как кумиры."В связи с этим хотелось бы поговорить о так называемом "боевом неистовстве" или "бесновании" ,встречавшемся у всех воинственных народов мира.В древнегреческом эпосе состояние боевого исступления обозначалось словом λύσσα ("лисса") от λύκος, «волк, пес», и представляла собой «ярость воителя, который благодаря ей становился неуязвимым и уподобляелся волку или псу».Имя скандинавского бога Одина , покровителя воинов-берсерков, происходит от слова wut или wuot ,то есть «бешенство». В «Саге об Инглингах» Снорри Стурлусона говорится: «О́дин сделал так, что его мужи сражались в битве без панцирей и были безумны , как псы или волки, это называлось буйством берсеркера». Поэтому один только вид бешеных воинов приводил в ужас врагов.В древнейшей кельтской поэзии самые выдающиеся воины именуются «яростными ,бешеными псами». В древней ирландской поэмы поется: «Три внука Байскне яростные псы». Самый знаменитый герой кельтского эпоса Кухуллин неоднократно именуется «ярым псом». Там же упоминается интересная особенность : "Ото лба Кухуллина исходило "бешенство героя", длинное, как оселок". Кельтские воины впадавшие в неистовство назывались Фении.Разумеется и черкесы, будучи одними из самых изощренных воинов в мире, с успехом использовали состояние "священной ярости" в битвах со своими многочисленными врагами. Апофеозом этого бесконечного противостояния стала их неравная схватка с Российской империей. Воинские умения черкесов невольно вызывали искренней восхищение даже у их заклятых врагов. Аутентичные источники полны восторженных отзывов о высоких боевых навыках и силе духа черкесских воинов. Среди прочего в них часто упоминается и особое психическое состояние черкесских воинов в которое они впадали во время сражений.Историк и участник российско-черкесской противостояния, Короленко П.П. в своих «Записках о черкесах» отмечает : "В закубанских походах приходилось мне наблюдать характер черкесов в сражениях, доходивший до неистовства, до сумасшествия."Есаул Вишневецкий,участник кровавого боя с черкесами 28 февраля 1863 года произошедшего на Псекупсе ,в местности Догай и впечатлённый свирепой яростью с которой черкесы бились против частей Пшехского, Адагумского и Шебшского отрядов пишет: " Это были не люди а дьяволы, это был не бой а кромешный ад !"Другой участник Кавказской войны Г. Д. Добровольский-Евдокимов, описывая одно из сражений с адыгами и находясь под впечатлением от увиденного , сообщает : "Я никогда не видел и не знаю таких яростных нападений, какие делали черкесы 16-го июня 1862 года на Пшехе. Для этого нужно ,чтобы военный пыл огнем горел, накаляя отважность до безумия."Какими же методами черкесы вводили себя в состояние "боевого исступления" ? Учитывая что они не дурманили себя ни наркотиками ни алкоголем ,становится очевидным что данное психофизическое состояние достигалось ими в результате так называемых "околосмертных переживаний" вызванных высшей степенью самоотречения, отказа от собственного "Я" , полного осознания тленности бытия и жажды предстать пред Богом и предками в сиянии славы. Как поется в одной из героических песен:"...Ему уже грезится рай.Его встречают в чертоге Тха."[Гыбза о Бештокове]У воина в таком состоянии исчезает чувство страха ,он ощущает эйфорию от битвы, у него увеличивается скорость реакции ,повышается болевой порог и т.п. В связи с вышеизложенным становится понятным восторженное отношение черкесов к сражениям и их экзальтированное ,восторженное отношение к смерти в бою.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х