Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Кто такие Хаджиреты в истории черкесов?

Кто такие Хаджиреты в истории черкесов?

Кто такие Хаджиреты в истории черкесов?
История
zafe
Фото: Адыги.RU
22:29, 12 октябрь 2020
293
0
Кабарда , обескровленная после десятилетий сопротивления, а также невиданной чумы, бушевавшей на протяжении нескольких лет и буквально съевшей большую часть населения этого некогда сильного и влиятельного черкесского княжества, тем не менее не сложила оружия. Часть кабардинцев была выселена военной администрацией с родных гор и предгорий и расселена на плоскости, под присмотр крепостей. Другая же часть предпочла эмигрировать , частью в Чечню ,где влилась в сопротивление местных горцев : "Эти кабардинские абреки, проживавшие в Чечне, являлись настоящим злом для края – и злом, с которым бороться было крайне трудно." [Потто В.А. ,"Кавказская война: Том 5. Время Паскевича или Бунт Чечни."] А частью уйдя на Зеленчук и Лабу , к бесленеям, кемиргоям и абадзехам. Ушедшие таким образом кабардинцы получили от соплеменников название
Кто такие Хаджиреты в истории черкесов?

Кабарда , обескровленная после десятилетий сопротивления, а также невиданной чумы, бушевавшей на протяжении нескольких лет и буквально съевшей большую часть населения этого некогда сильного и влиятельного черкесского княжества, тем не менее не сложила оружия.

Часть кабардинцев была выселена военной администрацией с родных гор и предгорий и расселена на плоскости, под присмотр крепостей. Другая же часть предпочла эмигрировать , частью в Чечню ,где влилась в сопротивление местных горцев : "Эти кабардинские абреки, проживавшие в Чечне, являлись настоящим злом для края – и злом, с которым бороться было крайне трудно." [Потто В.А. ,"Кавказская война: Том 5. Время Паскевича или Бунт Чечни."] А частью уйдя на Зеленчук и Лабу , к бесленеям, кемиргоям и абадзехам. Ушедшие таким образом кабардинцы получили от соплеменников название Хаджиреты (Хьэжрэт) ,что значит "переселенец" или "беглец". Но вскоре это название стало нарицательным и приобрело совершенно иное значение.

Утратившие  родину и уязвленные до глубины души кабардинцы , не желали мириться с поражением : "... бежавшие кабардинцы, озлобленные покорением их земли, дали обет пока живы, мстить." [Федор Торнау, "Воспоминания кавказского офицера".]
И вскоре имя их загремело по всей Кавказской Линии: "Кабардинцы тут есть беглые. Эти лучшие наездники и хищники первейшие, дерзновеннейшие. Свинцом засевают, подковой косят, шашкой жнут. Их все боятся. Эти кабардинцы, - говорят, - бешеные псы. Даже если они замирятся, не велено их обратно в Кабарду пускать, разве что на Урупе по одному расселить, и то опасно. Их или всех выбить или выселить куда-нибудь к туркам. Иначе – никак." [Венков А. В. ,"Гроза Кавказа. Жизнь и подвиги генерала Бакланова".]

Ранее мы писали об ином виде черкесских воинов, рожденных в горниле бесконечных войн. Речь о псыхадзах, мастерах засад и диверсий, скрытых маневров и одиночных  рейдов по тылам противника.


Хаджиреты же исповедовали иную военную доктрину, практиковали иную тактику.

Закованные в непроницаемую сталь, верхом на  обученных боевых конях , прекрасно вооруженные ,они воплощали в себе эталонный образец "черкесского рыцаря" , тлехупха.  Англичанин  Дж. Лонгворт, пребывая у черкесов сообщает: «Истинный тип черкесского рыцаря ... невозможно найти нигде в другом месте в настоящее время, кроме как на равнинах Кубани». [Лонгворт Дж., "Год среди черкесов".]

Вообще касаясь военного снаряжения черкесов , то защитный стальной доспех , так называемый "панцырь" , непробиваемый ни пулями ни штыками , давал возможность хаджиретам  даже будучи в малом числе , действовать открыто против любого противника: "Панцырь для черкеса — крепость та же! На коня ли вскочить, шапку ли на скаку поднять, панцырь не помешает, потому что он должен быть вещь легкая, а пуля его не берет… А в рубке-то? Как врежется такой дьявол в сотню — и пошел крошить направо и налево; а ты ему ничего не можешь сделать, разве коня подобьешь, да и то уж с пешим-то возишься, возишься, насилу одолеешь ! Просто обороны от них не было." ["Из путевых записок, веденных на Кавказе в 1853–1856 годах", «Военный сборник», № 3, 1861]

Действуя всегда открыто , гнушаясь засад и ударов исподтишка , хаджиреты снискали славу храбрейших : "Ни одно племя горцев не могло сравниться в храбрости, ловкости и лихости наездничества с теми обществами кабардинцев, которые, именуясь хаджиратами, живут на Кубани, обеих Зеленчуках, Урупе, Лабе, Ходзе и в других местах правого крыла Кавказа." [Хагондоков, "Из записок черкеса". 1862 г.]

Естественно сокрушить такого противника считалось весьма почетным: "Кожа с убитого хеджрета, ни на что не годится... но когти этого зверя дорого стоят." [Василий Потто, "Кавказская война. Том 2. Ермоловское время".]

Хаджиреты действовали конными отрядами (гуп) численностью от нескольких бойцов (гупжьей) и до нескольких тысяч (гупышхуэ). Ярким примером действия крупным отрядом является знаменитый рейд Джамбулата Болотокова (прозванного "черкесским лисом") по глубоким тылам российских войск : «Шествие Джембулата по русским пределам, сопровождалось даже некоторой торжественностью. Двухтысячная конница представляла незаурядное явление: почти половина ее состояла из представителей знатнейших закубанских фамилий, рыцарские доспехи которых — дорогие шлемы, кольчуги и налокотники — горели и сверкали под лучами июньского солнца». [Потто В., "Кавказская война. Том 5. Время Паскевича или Бунт Чечни."] Так и не потерпев ни одного поражения Болотоков пал от пули предателя ,нанятого генералом Зассом.

Что бы стать лидером (дзепш) среди  воинственного братства Хаджиретов или как называл их генерал Сталь: "Сословия хищников за веру" [Сталь К.Ф., "Этнографический очерк Черкесского народа".], нужно было обладать поистине выдающимися качествами. Лидером у хаджиретов , как и у черкесов в целом , мог стать лишь человек обладавший определенной репутацией. Выдающаяся храбрость в бою , граничившая с безрассудством обеспечивали ему всеобщее уважение. Безграничная щедрость ,когда предводитель все добытые в сражениях трофеи раздавал соратникам , а также вдовам , обеспечивали ему всеобщую любовь. Еще одним качеством которым должен был обладать черкесский лидер, было красноречие. Таким образом он становился "гласом и мечом своего народа". Ярким представителем лидера такой формации  у хаджиретов ,был Магомет Ашэ Хатохшоко. Одновременно воин и поэт, он был идеалом всех черкесов, видевших в нем олицетворение древнего адыгского рыцарства. По словам Сталя, Магомет Ашэ был прекрасным импровизатором ,превосходно играл на скрипке-пшине. Его поступки находили отражение в многочисленных  эпических песнях которые народ слагал в его честь. Вообще , вписать свое имя в строки таких героических песен было вожделенной мечтой каждого черкеса.

Еще одним дзепшем хаджиретов был Ажгери Кучук из рода Кайтуко. Славился как непревзойденный следопыт-проводник (гъуазэ). Отправляясь в поход ночью во главе гупа, он останавливался в открытом поле, доставал шило и показывая своим соратникам, говорил: «Когда будем возвращаться, заберем». После , вонзал его в землю. Возвращаясь из похода, он безошибочно находил то же самое место и  доставал из земли шило. Как и положено черкесскому уорку (рыцарю) владел игрой на музыкальных инструментах, в частности играл на пхапшине.

Другими лидерами хаджиретов были Уважуко Жансит, Али Хагундок, Мурзабек Хамирзэ, Канамат Кэсей, Али Карамурзэ, Джамбулат Кучуко, Росламбек Хатохшоко и другие.

Даже после окончания бесконечно долгой Кавказской войны , в хаджиретских селах расположенных по Лабе , не раз вспыхивали восстания. Часть хаджиретов-кабардинцев так и не смирившихся с поражением  и не желая покоряться России, выселилась в Турцию.

Статьи:

Третья Карабахская: некоторые предварительные итоги с надеждой на мир

В Санкт-Петербурге прошли обыски по делу о хищении при реставрации консерватории

Врач Трампа заявил, что президент больше не заразен

Необычные рецепты кофе есть в разных странах. А вы какой кофе предпочитаете?

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х