Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Боевой серп: сабля занде глазами русского путешественника (1878 год)

Боевой серп: сабля занде глазами русского путешественника (1878 год)

Боевой серп: сабля занде глазами русского путешественника (1878 год)
История
admin
Фото: Адыги.RU
15:13, 07 сентябрь 2020
604
0
Длинноклинковое оружие с серповидной формой клинка не является редкостью. Однако длинноклинковое оружие с серповидным клинком и лезвием по вогнутой стороне - серьезная редкость. Чуть ли не единственным таким образцом является т.н. "сабля занде". Распространено это оружие было на довольно обширной территории (Конго, Южный Судан), которая находилась преимущественно под контролем союза племен занде (азанде), а потому среди современных специалистов сабля эта больше известна как "сабля занде" (вторым ее названием служит название на одном из местных языков - "мамбеле")...
Боевой серп: сабля занде глазами русского путешественника (1878 год)

Длинноклинковое оружие с серповидной формой клинка не является редкостью. Однако длинноклинковое оружие с серповидным клинком и лезвием по вогнутой стороне - серьезная редкость. Чуть ли не единственным таким образцом является т.н. "сабля занде". Распространено это оружие было на довольно обширной территории (Конго, Южный Судан), которая находилась преимущественно под контролем союза племен занде (азанде), а потому среди современных специалистов сабля эта больше известна как "сабля занде" (вторым ее названием служит название на одном из местных языков - "мамбеле").

Сабля имела довольно длинный клинок серповидной формы с лезвием по вогнутой стороне (общая длина оружия могла достигать 85 см). Боевой конец был оформлен в виде двулезвийной елмани, а острие сформировано в форме копья. Такая форма, как представляется, должна была обеспечивать довольно сильный и эффективный удар именно острием клинка (по типу клевца).

Рукоять делалась из дерева, была вполне традиционной формы и ставилась всадным способом. Могла обматываться либо кожаным ремешком, либо проволокой.

Однако, у сабли оригинальным была не только форма клинка. Не менее оригинальным решением выглядит своеобразный "грибок"у рукояти, который использовался для крепления кожаного ремня по типу цепочки-дужки (ставилась на рукояти гарды некоторых европейских и восточных сабель). В связи с этим, можно предположить, что сабля эта появилась как попытка "дотянуть" местное относительно короткое оружие с серповидными клинками (тот же трумбаш, например) до размеров европейской (или североафриканской) сабли. На это намекают и долы, который имелись на многих клинках сабель занде (да и "обмотка" проволокой тоже).

[img]"[/img]

Впрочем, точные причины, которые привели к именно такой форме клинка, специалистам неизвестны. Предположения о том, что она потребовалась из-за стремления достать противника, закрывающегося щитом, не более чем гипотезы современных реконструкторов.

Любопытный (и пока единственный найденный мною) пример использования этой сабли был описан русским исследователем В. Юнкером в книге "Путешествия по Африке", в которую вошли его впечатления от экспедиций, совершенных в конце 70-х годов XIX века в центральной Африке. Во время одного из праздников в племени макарака (ветвь союза племен занде (азанде)) В. Юнкер наблюдал воинский танец, который исполняли два воина, вооруженных этими саблями.

"Вдруг на площади появилась воинственная фигура со щитом и изогнутой саблей, начавшая военный танец. Прыжки и удары саблей по воздуху под прикрытием щита выполнялись с таким рвением и проворством, как будто действительно нужно было уничтожить врага. Казалось, что воин считал меня своим опасным противником, против которого он должен мужественно защищаться, клинок сабли просвистел несколько раз у самых моих ушей, так что я невольно отшатнулся. Тогда с другой стороны выпрыгнул сам вождь Бандуа в воинском наряде, проделал те же прыжки, что и первый танцор, и приблизился к нему в качестве противника. Приближение крадучись, отступление, прыжки и выкрики были так естественны, оба танцора забылись и вошли в такой азарт, что окружающим зрителям пришлось их разнять; по-видимому, из опыта здесь было уже известно, что танцоры предаются военным играм со страстностью, небезопасной для жизни. Бандуа начал игру в нападение на меня (чтобы оказать мне особую честь), его сабля кружилась перед моим лицом, но вдруг он изобразил, будто увидел своего воображаемого противника побежденным у своих ног, и начал рубить и колоть его, чтобы покончить с ним. Весь в поту, он завершил свое интересное выступление тем, что низко склонился и для оказания мне особой чести положил свою голову на мою руку" (Юнкер В. В. Путешествия по Африке. М. Дрофа. 2006).
[img]"[/img]

Как реконструкторы создают мифы, можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)