"Мало опасен для неприятеля": русское длинноклинковое оружие глазами русского офицера (1859 год)
В 1859 году в Артиллерийский комитет (до 1859 года - Ученый комитет по артиллерийской части) Артиллерийского департамента (с 1862 года Главное артиллерийское управление) поступила записка, составленная Николаем Федоровичем Плаутиным (1796 - 1866), генералом от кавалерии, начавшим военную карьеру в 1812 году корнетом конного полка Костромского ополчения, а в 1827 году ставшим командиром Гусарского принца Оранского полка, участника всех военных кампаний русской армии, включая Крымскую, кавалера практически всех военных орденов Российской империи. Записка эта представляла собой анализ эффективности длинноклинкового оружия, находившегося на вооружении кавалерии русской армии, и может считаться первой серьезной работой по теории длинноклинкового оружия в России.
В частности, генерал Н. Плаутин говорил:
О весе оружия.
Отмечая, что наши палаши, которые, согласно требованиям, должны были весить 3 фунта 11 зол. (ок. 1273 г), на самом деле дотягивают до 4,5 фунтов (ок. 1840 г), Н. Плаутин пишет:
Примечание: оптимальным весом для длинноклинкового оружия Н. Плаутин считал оружие, весящее 2,5 фунта (ок. 1022 г). Приблизительно к такому весу и пришли в русской шашке обр. 1881 года (правда, осле того, как шашки раннего выпуска были признаны слишком тяжелыми и облегчены).
О центре тяжести оружия.
Отмечая, что центр тяжести нашего длинноклинкового оружия, который находился в 6 - 7 дюймах (15 - 18 см) от рукояти, серьезно затруднял управление им, Н. Плаутин пишет:
Примечание: оптимальным Н. Плаутин считал центр тяжести, расположенный в 2,5 дюймах (6,4 см) от эфеса. Однако, это его пожелание так и не нашло отражения в образцах, принимаемых в Русской армии вплоть до Первой мировой войны.
О длине оружия.
Отмечая, что не только вес, но и размер оружия должен соответствовать росту солдата, Н. Плаутин пишет:
Примечание: Оптимальную длину клинка Н. Плаутин определял в 33 дюйма (83,8 см). Именно к этой длине и пришли к началу XX века для кавалерийских шашек обр. 1881 года (после того, как шашки первых выпусков были укорочены). Идея же о разных размерах для солдат разного роста нашла свое воплощение для офицерского оружия, клинки которого к началу XIX века делались трех размеров.
Записка Н. Плаутина была, в лучших традициях российской бюрократии, положительно воспринята комитетом и направлена для изучения и изготовления оружия, согласно высказанным взглядам, и благополучно сгинула.
О выборе между палашом и шашкой в русской армии можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник