Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Монгольские захоронения на территории Руси: мифы и реальность

Монгольские захоронения на территории Руси: мифы и реальность

Монгольские захоронения на территории Руси: мифы и реальность
История
zafe
Фото: Адыги.RU
09:25, 01 сентябрь 2020
728
0
Необходимое предисловие. Две недавние статьи о раскопках археологами крепостей, уничтоженных монголо-татарами (Рубленый город Ярославля и Райковецкое городище), привлекли огромное количество отрицателей самого факта нападения Орды на Русь, расплодившихся последнее время с легкой руки разных "новых историков" и вследствие отсутствия научного контроля за публикациями в Интернете. Основным вопросом, которым, как считают эти самые "новые историки", они напрочь опровергают весь многовековой труд археологов (а первые раскопки по этому периоду начали проводиться уже в начале XIX века) и прочих специалистов, это вопрос "а где останки монгольских/татарских воинов в местах сражений или хотя бы монгольские захоронения?". Разочарую их - захоронения таки есть...
Монгольские захоронения на территории Руси: мифы и реальность

Необходимое предисловие.

Две недавние статьи о раскопках археологами крепостей, уничтоженных монголо-татарами (Рубленый город Ярославля и Райковецкое городище), привлекли огромное количество отрицателей самого факта нападения Орды на Русь, расплодившихся последнее время с легкой руки разных "новых историков" и вследствие отсутствия научного контроля за публикациями в Интернете. Основным вопросом, которым, как считают эти самые "новые историки", они напрочь опровергают весь многовековой труд археологов (а первые раскопки по этому периоду начали проводиться уже в начале XIX века) и прочих специалистов, это вопрос "а где останки монгольских/татарских воинов в местах сражений или хотя бы монгольские захоронения?". Разочарую их - захоронения таки есть.

"Верховые" (незахороненные) монголы.

Начать надо с того, что, если пользоваться терминологией поисковых отрядов, работающих на местах сражений Великой Отечественной войны, "верховых" монгольских воинов, т.е. воинов, погибших в бою, но, по каким-то причинам, не захороненных установленным порядком и оставшихся на поле сражения, археологи находили. Так, в ходе раскопок у Десятинной церкви Киева, проведенных в самом начале ХХ века археологом В. Хвойко, была обнаружена братская могила с "громадным количеством" людей всех возрастов, костяки которых носили следы воздействия холодного оружия. При этом:

"Над этой грудой скелетов лежал татарин, характерный монгольский череп которого был пробит страшным уларом боевого топора" (Известия Императорской археологической комиссии. Прибавление к выпуску 26. СПб., 1908).

Но таких "верховых" чрезвычайно мало - надо принимать во внимание тот простой факт, что Орда победила во всех сражениях, имевших место на территории Руси (и не только Руси), и отдать последние почести своим погибшим ей ничто и никто не мешал. В пример можно привести все туже Великую Отечественную войну: "верховые" (т.е. оставшиеся на поле боя) солдаты вермахта, погибшие в период 1941 - 1942 годов, когда немцы успешно наступали, попадаются на порядки реже, чем "верховые" солдаты отступавшей РККА.

Похоронный обряд монголо-татар.

Впрочем, говоря о малом количестве таких "верховых бойцов", следует принимать во внимание и обычай обращения с телом погибшего соплеменника, о котором писал еще Фома Сплитский (1200 - 1268) в своей "Истории архиепископов Салоны и Сплита", важнейшем документе о войне монголо-татар в Венгрии в 1241 году:

"Сами татары неохотно подвергают свою жизнь опасности, но если кого-либо из них настигнет смерть в бою, они тут же хватают его и, перенеся в укромное место, зарывают в землю, заравнивая могильный холм и утрамбовывая это место копытами лошадей, чтобы не было заметно следов погребения”.

О таком же обычае похорон умерших пишут и другие авторы того периода, как, например, написали об этом в своих заметках о "черных татарах" два китайских дипломата (первый отчет сделан в 1233 году, дополнен в 1236 году):

“У их могил нет курганов. Вытаптывают [могилу] лошадьми, чтобы [она] была похожа на ровное место" (Хэй-да ши-люэ (Краткие сведения о черных татарах)).

Поэтому для современной археологии тайный характер татаро-монгольских погребений является практически общеизвестным фактом.

Следует отметить, что обычай стараться сразу забрать тела погибших соплеменников характерен практически для всех обществ и даже регулярных армий. Так, например, этим занимались как горцы, так и русские во время войны на Кавказе. При этом русские отряды, если нести погибших (как солдат, так и офицеров) с собой не было возможности, хоронили их на биваках, потом заравнивали место и разводили на нем костер, чтобы после их ухода могила не была обнаружена противником.

Такой обычай для монголо-татар, временно находившихся на враждебной территории смотрится вполне рационально. Тем более, что практика разорения могил в качестве мести врагу была в тот период весьма распространенной. И, что характерно, захоронения кочевников на период существования Золотой Орды, которые делались уже на, если так можно сказать, "подконтрольной" территории, а потому особо не скрывались, археологами находятся регулярно.

[img]"[/img]

Кого нашли во рву под камнями Райковецкого городища?

Не менее общеизвестен и тот факт, что, не желая "подвергать свою жизнь опасности", ордынцы гнали на приступы пленных, тактика, издавна применявшаяся на Востоке (в арабском языке существовал даже специальный термин для подобного рода "воинов" - хашр (или по-персидски хашар)). Сами же они вступали в бой, когда условия для успеха уже были созданы. Вероятно, именно останки бойцов такого хашра и были найдены под камнями и обломками жерновов, сброшенных в ров при осаде монголо-татарами Райковецкого городища: судя по тому, что камни нападавшие разбирать не стали, вряд ли обнаруженные под ними останки принадлежали монголо-татарам:

"Самое большое скопление камней во рву было обнаружено у ворот, где завал достигал толщины до 1 м. Под этим завалом были выявлены и скелеты людей, погибших при штурме детинца" (Гончаров В. Райковецкое городище).

Таким образом, обнаружить сколь-нибудь серьезное массовое захоронение татаро-монгол представляется, с учетом традиций и прошедшего времени, практически невероятным. Впрочем, как уже упоминалось выше, несколько захоронений монголо-татар все-таки были обнаружены и исследованы археологами. И об этом обязательно будет рассказано в следующих материалах.

О раскопках Райковецкого городища можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х