Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Копье в конном бою по мусульманским трактатам XIV - XV веков

Копье в конном бою по мусульманским трактатам XIV - XV веков

Копье в конном бою по мусульманским трактатам XIV - XV веков
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:23, 30 август 2020
442
0
Как известно, копье оставалось в арсенале восточных всадников довольно долго. Так долго, что европейская кавалерия успела сначала отказаться от аналогичного оружия (в XVII веке), а потом вновь оценить его преимущества (в XVIII веке), а к началу Первой Мировой войны пиками вновь была вооружена почти вся кавалерия Европы. Даже казаки отмечали искусство фланкировки пикой, которое демонстрировали, например, курды во время русско-турецких войн, и именно курдская пика стала образцом для разработки пики обр. 1901 года для русской кавалерии. Но подняться до их уровня европейцам так и не удалось. И не мудрено: например, в мамлюкском трактате о военных искусствах "Муньят аль-Гузат", относящемся к XIV веку, искусству владения пикой посвящено 84 страницы из 231...
Копье в конном бою по мусульманским трактатам XIV - XV веков

Как известно, копье оставалось в арсенале восточных всадников довольно долго. Так долго, что европейская кавалерия успела сначала отказаться от аналогичного оружия (в XVII веке), а потом вновь оценить его преимущества (в XVIII веке), а к началу Первой Мировой войны пиками вновь была вооружена почти вся кавалерия Европы. Даже казаки отмечали искусство фланкировки пикой, которое демонстрировали, например, курды во время русско-турецких войн, и именно курдская пика стала образцом для разработки пики обр. 1901 года для русской кавалерии. Но подняться до их уровня европейцам так и не удалось. И не мудрено: например, в мамлюкском трактате о военных искусствах "Муньят аль-Гузат", относящемся к XIV веку, искусству владения пикой посвящено 84 страницы из 231.

Как держать копье.

В трактате выделялось несколько способов держания копья всадником:

1) "Старый хорасанский": левая рука поддерживает копье снизу на расстоянии около 80 см от головы всадника, одновременно зажимая поводья; правая рука помещается на расстоянии четырех пальцев от заднего конца копья и прижимает его к поясу, так что копье идет по диагонали над шеей лошади.

2) "Новый сагрский": левая рука держит копье на расстоянии четырех пальцев от заднего конца, зажимая одновременно поводья; правая рука держит копье спереди на расстоянии чуть больше аршина от головы всадника.

3) "Сирийский": копье зажимается под мышкой правой руки и переносом через шею лошади может направляться как направо, так и налево.

4) "Йеменский" или "дейлемский": правая рука держит копье на расстоянии около 230 см от заднего конца, так что ладонь поддерживает его снизу.

При этом все хваты имели свои "зеркальные" варианты, даже "йеменский" (хотя и с оговоркой, что он удобен только левшам). Предусматривались и переносы пики из стороны в сторону, смены хватов и отбивы пикой пики противника - та самая фланкировка пикой, которая стала вводиться в европейских армиях в самом начале XIX века.

Как отбивать копье.

"Некоторые люди отбивают копье снизу вверх. Я не думаю, что это везде хорошо. Знай, что ловкость копейщика заключается в отбивании копья. Поэтому всегда направляй свое копье над копьем противника и следи, чтобы никогда не ударить его копье раньше, чем [твое копье] будет над его копьем; тогда отбивай, так как будешь знать, что наверняка не сделаешь ошибки. Если сделаешь ошибку, твое копье упадет на землю, и ты сам позволишь отбить [свое копье] и тебя поразить... Чтобы нанести удар, ты, прежде чем отбивать, когда противник отобьет твое копье, вытяни и извлеки свое копье из-под его копья и ударь, потому что его копье, когда он будет отбивать, станет тяжелым и упадет на землю. Если он отобьет твое копье вверх, то сделай свое копье невидимым [т. е. уведи из поля зрения], внезапно удали. Его копье уйдет вверх; ты используй момент [букв. входи], коли".

При этом отдельно оговаривается специфика отбития копья при разных хватах, как своих, так и противника.

Копье и щит.

Учитывая, что автор "Муньят аль-Гузат" чаще рекомендовал держать копье двумя руками, то, по его мнению, в этом случае щит кавалеристу был не нужен. Он мог быть закинут за спину и извлекаться оттуда только для защиты от стрел и дротиков.

[img]"[/img]

Кавалерист с копьем против пехотинца с копьем.

Эта ситуация рассматривалась как однозначно проигрышная для верхового. Поэтому и совет в таком случае у автора Муньят аль-Гузат" был довольно незамысловат: либо спешиться и вступить в бой "копье против копья" или просто застрелить такого пехотинца-копейщика из лука.

Впрочем, более развернутый совет дается в другом арабском трактате "Силахшор-наме", написанном Фирдевси-и Руми в 1499 году:

"Если в конном бою выйдет сражаться с тобой пеший человек, и ты на
коне, нужно, чтобы ты уздой притянул голову коня и держал повод коротким. И находясь напротив того вступающего в сражение пешего, когда он встанет навстречу и напротив, ты на коне крепко будешь держать острие копья вниз и древко копья вверх, а именно поднимешь настолько, чтобы копье [поднималось] к твоей подмышке. После этого вступающий в бой пеший скорее всего атакует голову твоего коня. В это время внезапно отверни голову коня и нацель копье в голову противника. Как только он подойдет настолько близко, что голова этого пешего неприятеля окажется под твоим копьем, пробей голову того пешего копьем сквозь темя и убей его. Однако требуется предельное проворство, чтобы тот пеший не ударил твоего коня в голову и не причинил тебе вред первым".

Источник: Понарядов В. Средневековые техники использования копья в конном бою // Военная археология, № 3. 2014.

О казачьей пике глазами врагов можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х