Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Трусость или глупость? Разгром поляками русских у Сточек (1831 год)

Трусость или глупость? Разгром поляками русских у Сточек (1831 год)

Трусость или глупость? Разгром поляками русских у Сточек (1831 год)
История
zafe
Фото: Адыги.RU
10:03, 20 август 2020
619
0
Битва у села Сточек Люблинского воеводства, произошедшая 14 февраля 1831 года, стала первым сражением в ходе подавления польского восстания 1830 - 1831 годов, и ее итог наложил серьезный отпечаток на дальнейшее развитие событий. Узнав о результатах боя, Николай I писал графу Дибичу, назначенному командовать русскими войсками, вошедшими в Польшу:...
Трусость или глупость? Разгром поляками русских у Сточек (1831 год)

Битва у села Сточек Люблинского воеводства, произошедшая 14 февраля 1831 года, стала первым сражением в ходе подавления польского восстания 1830 - 1831 годов, и ее итог наложил серьезный отпечаток на дальнейшее развитие событий. Узнав о результатах боя, Николай I писал графу Дибичу, назначенному командовать русскими войсками, вошедшими в Польшу:

"Я был прискорбно изумлен, узнав о поражении Гейсмара; я не могу понять, каким образом летучий кавалерийский отряд, мог быть застигнут с тыла, врасплох, да еще пехотою; еще менее понятно для меня, каким образом, имея 24 эскадрона и 24 конных орудия, возможно отступить перед 18 эскадронами и 8 орудиями; все это весьма плачевно как по причинам, так и по последствиям. Я убежден, что вы сумеете распознать правду от лжи и накажете трусов со всею военною строгостию. Постарайтесь, чтобы эти самые полки, как можно скорее, смыли в неприятельской крови позор, которым они себя покрыли и объявите всем наотрез, что я не признаю в них более русских, если они не загладят свою вину блистательным образом" (Война с польскими мятежниками в переписке Николая I с графом Дибичем Забалканским // Русская старина, т. XLVI. С. 107).

Весьма резкие слова Николая I об этом сражении и полках, в нем участвовавших (конное-егерские Переяславский и короля Вюртембергского), были обусловлены письмом, в котором граф Дибич излагал самые первые обстоятельства этого боя, ход которого был весьма неприятен для русских: конно-егеря, не приняв боя, в панике бежали от польских улан.

Именно на трусость конно-егерей упирал и внук барона Гейсмара в статье о своем прославленном деде, бароне Ф. Гейсмаре, командовавшим в тот день русским отрядом. По его словам,

"он (барон Гейсмар - ИО) думал, что все без исключения русские полки лихо появляются на поле битвы и скорее "лягут костьми", чем покажут свой тыл неприятелю. Гейсмар впоследствии сам рассказывал, что он вовсе не знал духа вверенных ему войск (он вступил в командование ими за 10 дней до сражения - ИО) и, предполагая нравственные качества отряда в хорошем состоянии решил напасть на Дверницкаго (командира польского отряда - ИО). В противном случае он поступил бы иначе" (Гейсмар В. Барон Федор Клементьевич Гейсмар // Русская старина, т. XXXII, с. 742).

Однако изучение обстоятельств этого сражения составило совсем другую картину боя и причины поражения русских.

Польский генерал Дверницкий располагал к началу боя 3 батальонами пехоты, 17 эскадронами и 6 орудиями, которые были расположены у села Сточек. Гейсмар, командовавший конно-егерской дивизией (4 полка), узнав о поляках, берет только одну бригаду (2 полка или 12 эскадронов), которую вновь делит на две части, намереваясь атаковать поляков с фронта и фланга, пройдя по двум лесным дорогам, ведущим к Сточкам: переяславские конно-егеря (6 эскадронов) с 4 орудиями идут в лоб, а вюртембергские (6 эскадронов) с 6 орудиями - во фланг. Идея правильная, но Гейсмар не учел того, что дороги не только узкие, но и разные по длине - в результате переяславцы вышли к селу раньше и завязали бой в одиночку.

Начиная сражение, командир переяславцев спешил два эскадрона для прикрытия артиллерии, два эскадрона послал в атаку на поляков в лоб, а два - во фланг. Поляки же атаковали русских встречной атакой всех семнадцати эскадронов. И случилось неизбежное: атакующие в лоб конно-егеря отвернули от несущегося на них противника и бросились назад, увлекая за собой и отряженных для атаки во фланг. Поляки без помех подскакали к батарее и, разогнав прикрытие, взяли два орудия.

[img]"[/img]

Следует отметить, что атака переяславцев была и недостаточно быстрой для типичной кавалерийской атаки, что имело причину: конно-егеря замедлили свое движение, чтобы выбросить пики, которые им выдали перед самым началом похода и которыми они так и не научились хорошо владеть:

"Получив приказание атаковать, они (переяславцы - ИО) пустились смело, но, не надеясь на свое новое оружие, начали бросать пики и вынимать сабли; это произвело сначала остановку в атаке, потом замешательство, и, наконец, было одной из причин неудачи" (Неелов Н. Воспоминания о Польской войне 1831 года. СПб., 1878. С. 62).

В это время на поле боя появляется сам Гейсмар с вторым полком. Поляки разворачиваются и все теми же семнадцатью эскадронами атакуют шесть эскадронов вюртембергцев. Находившиеся впереди два их эскадрона бросились назад, а за ними помчались и четыре оставшихся. Поляки взяли все шесть орудий...

Причины поражения русского отряда были весьма точно изложены одним из участников подавления этого восстания в своих воспоминаниях, опубликованных в "Военном сборнике" в 1860 году:

"Поражение Гейсмара особенно было прискорбно, потому что он потерпел его по собственной вине, от излишней своей самонадеянности. Не испытав дотоле неудач, он находил все возможным для своего неукротимого мужества и никакое предприятие не считал неисполнимым. Несмотря на предупреждение авангардного начальника о том, что неприятель очень силен, он не отменил своего намерения. Упрекнув с пренебрежением начальника авангарда в чрезмерной осторожности, он атаковал противника смело и решительно. Считая отряд своего врага всего лишь руханкой (новонабранная пехота), он был уверен, что одним взмахом сабли разгонит бунтовщиков, как это раз ему и удалось. В этой уверенности он не мог и думать о возможности неуспеха и не только не обеспечил себе пути отступления, как делает каждый менее самонадеянный начальник, но, напротив, боялся, что неприятель от страха убежит и лишит его лаврового венка" (Отрывки из походных записок о войне в Польше // Военный сборник, 1860. С. 22).

Как происходили атаки кавалерии в XIX веке можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)