Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Почему сабля плохо рубила: три самые главные ошибки

Почему сабля плохо рубила: три самые главные ошибки

Почему сабля плохо рубила: три самые главные ошибки
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:25, 11 август 2020
1 104
0
25 мая 1855 года отряд турецкой кавалерии в составе 3-х эскадронов (около 500 человек), скрытно подойдя, неожиданно напал на русский пикет. с саблями и пиками. Русские солдаты успели схватить ружья и отбили нападение, причем турки оставили на месте 13 тел. Среди солдат было 29 раненых, но ни один не погиб. Все пострадавшие имели ранения от холодного оружия, причем в весьма приличном количестве. Так, военный врач, оказывавший им помощь, писал:...
Почему сабля плохо рубила: три самые главные ошибки

25 мая 1855 года отряд турецкой кавалерии в составе 3-х эскадронов (около 500 человек), скрытно подойдя, неожиданно напал на русский пикет. с саблями и пиками. Русские солдаты успели схватить ружья и отбили нападение, причем турки оставили на месте 13 тел. Среди солдат было 29 раненых, но ни один не погиб. Все пострадавшие имели ранения от холодного оружия, причем в весьма приличном количестве. Так, военный врач, оказывавший им помощь, писал:

"ни у кого из них я не нашел меньше восьми ран, у фельдфебеля было 18, а у поручика Романенко 21" (Генрици А. Воспоминания о Восточной войне. Русская старина. Т. XXI, 1877).

Этот случай нельзя списывать на то, что турецкая кавалерия не умела рубить. Низкую эффективность длинноклинкового оружия отмечали и в других армиях. Так, например, широко известны случаи, когда некоторые солдаты и офицеры получали чуть ли не по несколько десятков сабельных ударов, но не только не были убиты, но и даже сколь-нибудь серьезно ранены. Широко известны случаи, приведенные в книге Дж. Дениссона "История кавалерии":

"В сражении при Гейлсберге 18 июня 1806 года состоялся бой между дивизией французских кирасир и двумя полками прусской конницы, где один французский офицер получил 52 раны, в то время как один из немецких офицеров получил 20 ран".

Менее известен случай, о котором говорит подполковник британского 18-го гусарского полка, который произошел в бою при Талана-хилл в ходе англо-бурской войны 1899 - 1902 годов:

"Группа примерно из 20 буров была атакована половиной эскадрона 18-го гусарского полка, обе группы встретились на полном скаку, и гусары сделали все возможное, чтобы изрубить врага, пока тот не отбросил свои винтовки. В результате один человек был убит выстрелом и около восьми ранено клинками, но, похоже, ни одно ранение не было серьезным, и я считаю, что ущерб был бы больше, если бы люди были вооружены тяжелыми палками".

Следует отметить, что и шашки рубили не лучше сабель: в мемуарах времен Кавказской войны имеется довольно много свидетельств описывающих чуть ли не десятки шашечных ударов, после которых атакованный оставался не только жив, но и мог не получить серьезных ранений (ссылка на статью об этом в конце этого материала).

Причины низкой эффективности ударов клинковым оружием заботили командование всех кавалерий - плохо, когда после долгого боя на клинковом оружии, потери противника были минимальны, если не сказать, что они вообще отсутствовали (пара раненых не в счет). С чисто военной логикой главную причину этого видели в самом оружии. Так, уже упомянутый британский офицер жаловался на британскую кавалерийскую саблю обр. 1899 года (Pattern 1899 Cavalry Troopers sword). Плохими объявило русское командование и шашки нижегородцев, когда узнало, что после одной из стычек драгун с чеченцами, у последних, по донесениям лазутчиков, было около 200 раненых. Как писал в своих воспоминаниях И. Амилахвари,

"Евдокимов (командующий - ИО) выразился резко, что результаты ачхоевского дела могли бы быть полнее, если бы у драгун было исправное оружие".

Однако винить в низкой эффективности длинного клинка, хоть сабельного, хоть шашечного, следовало не сам клинок, а его владельца, который не умел им пользоваться.

[img]"[/img]

Как показывает анализ источников, самой распространенной ошибкой при рубке клинком является несовмещение во время удара плоскости клинка с плоскостью удара (т.н. заваливание клинка). В результате лезвие клинка попадало по цели под углом и глубоко проникнуть просто не могло, и чаще всего заваливалось еще больше. Вот как описал последствия такого удара в ногу польский улан Д. Хлаповски, который получил его венгра:

"но его сабля повернулась в руке, и рана была неглубокой".

Второй ошибкой можно считать неверную технику удара, которая была принята во многих кавалериях Европы к концу XVIII века: удар рекомендовали выполнять только кистью. Однако такой удар не давал нужной силы, как писал Э. Витгенштейн в своих "Кавалерийских очерках":

"оно (фехтование - ИО) требует коротких ударов кистью, и, напротив, запрещает сильный размах всей рукой. Фехтовальный удар, нанесенный кистью, редко сшибает противника с седла, а, между тем, удар, нанесенный напряжением всей руки и туловища, или так называемый эспадронный удар, едва ли позволит ему усидеть на коне".

Ну и третьей и, вероятно, самой распространенной ошибкой, следует считать рубку тупым клинком. Как ни парадоксально звучит, но кавалерист просто забывал наточить свой клинок перед боем. Сам же клинок довольно быстро тупился, особенно при частом извлечении и вкладывании его в ножны, что в боевых условиях бывало нередко. Любопытный случай описан у А. Зиссермана в его книге "Двадцать пять лет на Кавказе":

"батальонный адъютант подпоручик Николаев, недавно переведенный из России, еще не успел обзавестись хорошею шашкой, а был с какой-то форменной, тупой дубиной; как пеший, он очутился в хвосте гренадерской роты и, постепенно подвигаясь, вмешался в общую кучу людей всех рот, гонявшихся за спешенными горцами. На моих глазах Николаев догоняет одного верзилу, огромного роста, косая сажень в плечах, и со всего размаха хвать его по башке тупой саблей; горец от страха, не воображая конечно, что имеет дело с тупым оружием, валится на землю, вытягивается во весь рост, лицом к земле, закладывает руки на голову и очевидно предает себя воле жестокой судьбы. Между тем, обернись он и пырни кинжалом, или выхвати свою саблю, и Николаеву пришлось бы удирать. Николаев раскраснелся от тяжелой работы и продолжает полосовать лежачего мюрида, только пыль летит из его платья... Я даже рассмеялся. "Да ну, говорю, бросьте вы его к черту; возьмем его живьем, за что же убивать, когда он не защищается".

Когда же все эти три ошибки своевременно устранялись или не допускались, клинковое оружие отлично выполняло свое предназначение. Так, капитан Шарль Паркин, конный егерь французской Императорской гвардии писал:

"мы всегда кололи острием наших сабель, тогда как они всегда рубили своими клинками шириной в 3 дюйма. Поэтому из каждых 20 ударов девятнадцать проходили мимо. Однако, если лезвие находило цель хотя бы один раз, то это был ужасный удар".
[img]"[/img]

Об эффективности кавказской шашки можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)