Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Выдумка писателя: "русский способ удара штыком"

Выдумка писателя: "русский способ удара штыком"

Выдумка писателя: "русский способ удара штыком"
История
admin
Фото: Адыги.RU
08:41, 05 август 2020
1 324
0
Самым растиражированным мифом о русском штыковом бое следует считать миф о "русском способе удара штыком", который был описан писателем С. Сергеевым-Ценским в романе "Севастопольская страда". И уже там этот "русский способ" подавался с акцентом на его необыкновенную эффективность. Прием этот упоминается при атаке Охотского полка на британских гвардейцев:...
Выдумка писателя: "русский способ удара штыком"

Самым растиражированным мифом о русском штыковом бое следует считать миф о "русском способе удара штыком", который был описан писателем С. Сергеевым-Ценским в романе "Севастопольская страда". И уже там этот "русский способ" подавался с акцентом на его необыкновенную эффективность. Прием этот упоминается при атаке Охотского полка на британских гвардейцев:

"Подкрепленные этим, охотцы бросились в штыки на кольдстримов. Упорно защищались гвардейцы, блюдя свою славу непобедимых, но русский способ удара штыком был знаком им еще с Алминского боя, когда они отражали владимирцев; они знали, что если не удастся отбить удара, то можно заранее прощаться с жизнью. Русских солдат учили бить штыком только в живот и сверху вниз, а ударив, опускать приклад, так что штык подымался кверху, выворачивая нутро: бесполезно было таких раненных даже и относить в госпиталь.Но в редуте, охваченном охотцами со всех сторон, было слишком тесно, чтобы отбивать русские штыки. Кольдстримам удалось только кое-как пробиться и отступить, оставив на месте более двухсот убитых" (Сергееев-Ценский С. Севастопольская страда. Т. 1).

С легкой руки писателя современные "специалисты" и прочие "знатоки" растиражировали эту цитату, без преувеличения, в десятках статей и книг, причем совершенно не утруждая себя проверкой факта существования такого удара в других источниках. Единственным доказательством, которое приводят апологеты этого удара, является то, что Сергеев-Ценский служил в пехотном полку русской армии, дослужился до прапорщика, участвовал в Русско-Японской и даже Первой Мировой войнах и, по мнению "знатоков", знал, о чем писал. Апологетов не смущает тот факт, что весь армейский опыт писателя укладывается в три года: он год пробыл после гимназии в Костромском пехотном полку (1895 - 1896) и сдал экзамен на прапорщика, чтобы уйти в запас, год пробыл на Русско-Японской войне (чем он там занимался - неизвестно, но уволен был оттуда за политическую неблагонадежность, т.е. вряд ли сидел в окопах) и год пробыл на Первой Мировой войне (сначала в штабе ополченческой дружины Севастополя, а потом - в Запасном 3-й очереди 400-м пехотном Хортицком полку, откуда демобилизовался по состоянию здоровья).

К сожалению, апологетов "русского способа удара штыком" придется разочаровать: этого удара не существовало в русских наставлениях по штыковому бою, по которым обучали русских солдат к моменту начала Крымской кампании.

В этот период в войсках действовало пособие "Начертания правил фехтовального искусства", разработанное в 1843 году помощником главного фехтовального учителя Отдельного Гвардейского корпуса русской армии Н. Соколовым. Удар штыком там описывался следующим образом:

"Обе руки, вытянуты прямо вперед, по направлении ружья, вместе с ружьем поднять кверху, так, чтоб приклад ружья приходился на линии плеч, а конец штыка был направлен прямо в грудь противника, вместе с тем правое колено вытянуть прямо, а левое согнуть, стараясь, чтобы оконечность его была на одной лини с левым плечом, не далее сустава большого пальца левой ноги. Левую ногу проворно отставить с стуком по полу влево на четыре ступни от правой ноги, держа однакож каблуки обеих ног на одной линии и весь корпус в прямом положении... Колоть прямо" (Соколов Н. Начертания правил фехтовального искусства. СПб., 1843).

Впрочем, никаких ударов "только в живот и сверху вниз" не было и в принятых раньше, в 1837 году, для русской армии "Правилах для обучения пехоты драться штыком", разработанных австрийцем Ренгау. Основным ударом в нем был "колоть штыком как сильнейшее бросание", прием, при котором удар штыком наносился при удержании ружья только правой рукой (чем достигался выигрыш в дистанции поражения), однако потом солдат должен был немедленно вернуть ружье обратно и подхватить его левой рукой. При этом очевидно, что никаких манипуляций с прикладом ружья также не предполагалось (да они были и невозможны при удержании тяжелого ружья одной рукой за шейку приклада).

В 1861 году, уже после Крымской кампании, было принято новое наставление по обучению штыковому бою. Но и в нем никаких ударов "только в живот и сверху вниз" с последующей манипуляцией штыком в пораженном противнике нет. Все предельно просто и ясно:

"П. 7. Коли. Не переменяя положения ступни, обучаемый выпрямляет правую ногу; быстро выносит левую ногу на 1 1/2 следа вперед, подавая на нее вместе с этим весь корпус. Одновременно с этим движением, называемым выпадом, наносится удар штыком по возможности во всю правую руку, таким образом, чтобы затылок приклада пришелся против правого плеча; при этом левая рука переносится по ружью к скобе. Примечания. 1) После нанесения удара обучаемый принимает тотчас положение боевой стойки..." (Правила для обучения применению в бою штыка. СПб., 1861).
[img]"[/img]

Не встречается такой удар и в рассказах других писателей, а самое главное - в воспоминаниях участников боев. Более того, в них вполне разумно объясняется необходимость возможно скорейшего извлечения штыка из пораженного противника.

Так, например, по словам другого русского писателя, В. Гиляровского, служившего в 1871 году вольноопределяющимся в Нежинском пехотном полку, присланный из учебного батальона инструктором штыкового боя унтер-офицер Ермилов, "великий мастер своего дела", описывал удар штыком так:

"помни, что колоть неприятеля надо на полном выпаде, в грудь, коротким ударом, и коротко назад из груди у его штык вырви...  Помни: из груди коротко назад, чтоб он рукой не схватил... Вот так! Р-раз – полный выпад и р-раз - коротко назад. Потом р-раз-два! Р-раз-два! ногой коротко притопни, устрашай его, неприятеля р-раз-д-два!" (Гиляровский В. Мои скитания).

Следует отметить, что "притоптывание ногой" (в фехтовании "аппель") есть в наставлении Н. Соколова, подтверждая тем самым, что или Ермилов, или Гиляровский явно знали его содержание.

И слова писателя В. Гиляровского уже абсолютно точно подтверждаются не только наставлениями по штыковому бою, но и мемуарами. Так, например, С. Новоселов, рассказывая об одном из эпизодов Кавказской войны, упоминает и обучение штыковому бою, которым нередко заканчивались стычки с горцами:

"Молодые солдаты спрашивали их (старослужащих - ИО), как владеть штыком: "Коли крепче, да скорей выдергивай, а схватят за штык (!!! - ИО), береги голову. Вот и все!" (Новоселов С. Рассказ об осаде укрепления Ахты // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 92. № 368. 1851).

Быстрое извлечение штыка было жизненно важно для бойца - не только горцы понимали, что, захватив штык, они лишали солдата его единственного оружия (эти случаи нередко встречаются в мемуарах воевавших на Кавказе), этот же прием (только с захватом цевья или ствола винтовки) рекомендовали вооруженным саблей и европейские фехтовальные наставления.

К сожалению, миф, порожденный писателем С. Сергеевым-Ценским, как это часто бывает в среде "настоящих знатоков", лег в основу еще одного не менее глупого мифа - о "негуманности" русского граненого штыка и якобы существовавшем запрете на его применение. Но это уже другая история, которая будет рассмотрена на канале несколько позже.

Как учили колоть штыком в русской армии можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)