Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Общество » Нетрезвый водитель. Нарушение и наказание. Реальные истории.

Нетрезвый водитель. Нарушение и наказание. Реальные истории.

Нетрезвый водитель. Нарушение и наказание. Реальные истории.
Общество
admin
Фото: Адыги.RU
18:46, 25 июль 2020
708
0
За каждой аварией — кровь, слезы и неизбежное наказание виновнику ДТП. Статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» предполагает от 2 до 12 лет лишения свободы — в зависимости от тяжести совершенного деяния. В колониях Адыгеи­ по этой статье отбывает наказание более двадцати человек. Кроме того, только в республиканской столице 179 осужденных к лишению прав состоят под надзором уголовно-исполнительной инспекции. «СА» рассказывает истории тех, кто преступил закон.
Нетрезвый водитель. Нарушение и наказание. Реальные истории.
За каждой аварией — кровь, слезы и неизбежное наказание виновнику ДТП. Статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» предполагает от 2 до 12 лет лишения свободы — в зависимости от тяжести совершенного деяния. В колониях Адыгеи­ по этой статье отбывает наказание более двадцати человек. Кроме того, только в республиканской столице 179 осужденных к лишению прав состоят под надзором уголовно-исполнительной инспекции. «СА» рассказывает истории тех, кто преступил закон.

Страшный сон
Каждую ночь Сергею снится один и тот же сон. Любимый «басовый» трек в динамиках автомобиля, прохлада кондиционера, приятное коньячное послевкусие, предвкушение того, что вечер еще не окончен, яркие ксеноновые фары, освещающие дорогу, и… визг тормозов, резкий толчок, впившийся в грудь ремень безопасности и пробивающееся, словно сквозь туман, осознание случившегося. Сергей просыпается на жесткой кровати и возвращается в реальный мир, где он — в прошлом молодой и перспективный специалист — осужденный. Утром на поверке спецконтингента сотрудник колонии называет его фамилию, и Сергей торопливо прибавляет: «Осужден по статье 264, часть 4, срок — пять лет лишения свободы».
В режиме «выкл»
В прошлом году на дорогах России произошло более 164 тысяч ДТП, в которых погибли почти 17 тысяч человек. На дорогах республики за шесть месяцев — с начала 2020 года — произошло 196 дорожно-транспортных происшествий, погибли 35 человек и 229 получили ранения.
Если в ДТП пострадала только техника, многие считают это «за счастье», но если есть пострадавшие — из административной плоскости происшествие переходит под юрисдикцию статьи 264 Уголовного кодекса. Многие оказываются в коло­ниях.
— ДТП повлекло гибель людей, унесло чужие жизни. В первые дни пребывания в колонии осужденными по 264-й статье владеют отчаяние и безысходность, ведь они еще не верят, что жизнь сложилась именно так, разделившись на  до и после. Когда они поступают к нам — находятся в шоковом состоянии, даже не осознают, что с ними случилось! Нам — сотрудникам колонии — приходится их успокаивать, привлекать психологов. Осужденные сами себя не могут простить за то, что совершили, — рассказывает заместитель начальника колонии-поселения №3 майор внутренней службы Мурат Мезужок. В этом учреждении отбывают наказание «дэтэпэшники».
Осужденный за совершение ДТП Руслан понимает, что случившееся — это следствие его беспечности, легкомыслия, самоуверенности:
— Ну что стоило мне взять вправо, притормозить, приглушить музыку?! Да и зачем надо было ехать на машине, ведь можно было вызвать такси? Сейчас не могу ту песню слышать даже, сразу перед глазами встает человек, попавший под колеса моей машины. Первые месяцы жить не хотел — как маме смотреть в глаза, ведь я невольный убийца! — эмоционально говорит бывший менеджер по продажам.
Увы, инстинкт самосохранения «включается» запоздало. Почему он не способен уберечь людей? Пенитенциарные психологи знают, что современный уровень развития техники создает такие условия, в которых ошибки, связанные с психоэмоциональным состоянием, оборачиваются дорожно-транспортными происшествиями, катастрофами, чрезвычайными ситуациями на производстве.
— На экране постоянно демонстрируются фильмы, когда даже из страшной аварии герой выйдет целым и невредимым — максимум с мужественной царапиной. Многие, осужденные за совершение ДТП, часто рассказывают о том, что не раз представляли себе до происшествия, как их машина «случайно» наехала на скалу, врезалась в дерево, сбила человека. Некоторых людей — в особенности молодых — говоря простыми словами, «надирает» превысить скорость, «похулиганить» на дороге, «подрифтить». Каждый из них, уверена, осознает опасность такого поведения, но бессознательные мотивы побуждают людей вести себя с риском получить травму, совершить аварию. Чувство самосохранения переводится в режим «выключено». Одно «но»: к таким последствиям, как лишение свободы, они оказываются не готовы, — комментирует психолог Яна Толстова.
Последствия несдержанности
Когда утром, выезжая на работу, учебу, к родственникам, водитель садится за руль, он даже не предполагает, что один миг может в корне изменить жизнь. А после этого придется жить с осознанием того, что лишил жизни человека. Быть «убийцей поневоле» не хочет никто. Виной всему — невнимательность, беспечность, легкомыслие, самоуверенность.
Любой человек в определенный момент жизни может стать жертвой несчастного случая. В местах лишения свободы «дэтэпэшников» видно сразу. Они не похожи на осужденных по уголовным статьям и держатся особняком. Предприниматели, менеджеры, рабочие вырваны из привычной обстановки. В майкопской колонии №6 также отбывают наказание осужденные по статье 264 УК.
Автомеханику Азамату 32 года. Выросший у бабушки в ауле, он научился водить сельхозтехнику. Спиртное не употребляет принципиально, говорит: «Не мое!» Профессия автомеханика и подработки — Азамат занимался ремонтом и строительными работами в республиканской столице — давали достойный заработок.
— В районе стадиона забрал девушку, собирались ехать домой. На перекрестке улиц Пушкина и Гагарина загорелся зеленый свет, я пропустил две машины, двинулся вперед… и не заметил мотоциклиста, который на большой скорости врезался в правый бок моего автомобиля. Я вызвал скорую, ГАИ… Мысль была одна — лишь бы мотоциклист выжил! Но он умер на операционном столе, — вспоминает подробности страшного вечера осужденный.
Случилось это почти два года назад. До суда Азамат находился под подпиской о невыезде. Пока следствие шло, съездил на похороны потерпевшего, выразил соболезнования, предлагал помощь. Как сам признается, не думал об условном сроке, готов был к наказанию и после приговора в колонию пошел сам.
— Это мой грех. Я готов нести наказание. Понятно, что его не вернуть... Жаль мотоциклиста — ему всего 29 лет было, приезжал он в Майкоп изредка, работал вахтовиком на северных стройках. Судом мне назначен штраф — 480 тысяч рублей, погашаю по мере возможности, хочу возместить моральный ущерб родственникам, — говорит Азамат.
Он осужден на 1 год 9 месяцев лишения свободы, после освобождения в течение трех лет не имеет права садиться за руль. В планах на будущее — достроить в родном ауле дом, работать и жить обычной жизнью. К сожалению, отец девушки после суда запретил дочери общаться с осужденным.
— Выйдя на свободу, бояться руля я не буду, но буду внимательнее. За рулем все свои действия надо просчитывать заранее, нельзя отвлекаться — ни на телефон, ни на разговор с пассажиром. Молодым водителям могу посоветовать — будьте осторожными! Правила написаны для всех! — говорит осужденный.
Наказание в четыре с половиной года колонии назначил суд Магомету из Дагестана. В Москве он работал в фирме, занимавшейся установкой натяжных потолков. Периодически ездил домой, в Махачкалу, по трассе М-4 «Дон».
— В Воронежской области пошел на обгон фуры, но, возвращаясь в свою полосу, заставил несущуюся навстречу машину прижаться к обочине. На следующий день мой автомобиль объявили в розыск, так как тот водитель не справился с управлением и врезался в отбойник — погибли три человека. Я понимаю потерпевших, сочувствую, но иск в три миллиона погасить немедленно не могу. Мой автомобиль арестован судебными приставами, продать его невозможно, а заработок в колонии по сравнению с иском очень мал.
После освобождения он хочет вернуться домой — к родителям. И уже никогда не уезжать из родной республики. Цель у Магомета, как и у всех, — семья, работа, дети. С девушкой расстался он сам: «чтобы не ждала».
Двести грамм — потерянные годы
Когда человек садится пьяным за руль или нарушает правила дорожного движения осознанно, он подвергает опасности не только себя, но и других людей. В Адыгее за шесть месяцев этого года за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения задержано сотрудниками ГИБДД республики 696 водителей, из них 104 повторно.
Дядя Миша, так его называют в колонии-поселении №3, — мастер на все руки, признался, что после смерти матери в течение двух недель пытался заглушить потерю алкоголем. Родные уехали на четыре дня по делам, оставив его в одиночестве. Весь воскресный день прошел в ожидании приезда жены и детей.
— Я выпил граммов 200 крепкого напитка и решил сходить за хлебом к ужину в ближайший магазинчик. Идти 450 метров, но почему-то решил поехать на машине, тем более она стояла у дороги. Аккуратно ехал по своей улице, но внезапно под колеса машины бросился человек! Я нажал на тормоз, но столкновения не избежал. Когда выбежал из машины, на асфальте лежал мой 80-летний сосед — пожилой учитель. Вышел на улицу без слухового аппарата и очков, почти ничего не слышал и плохо видел, тем более в темноте. До приезда скорой он умер, — рассказывает Михаил.
Он не скрывал на освидетельствовании того, что выпил. Находясь под подпиской о невыезде, просил прощения у родственников, был на похоронах погибшего.
— Никогда не забыть эти мгновения. Каждый день, каждый час вспоминаю этот удар, голову старика, умирающего у меня на коленях. Я виноват, очень виноват… К своим шестидесяти годам даже не думал, что окажусь в местах лишения свободы. Что стоило пройти эти метры или поужинать без хлеба... — запоздало сожалеет он.
Дядя Миша работает на предприятии за пределами колонии, на хорошем счету у администрации исправительного учреждения и хочет только одного — вернуться домой, где деда ждут внуки.
Есть и другие истории. Владимир, житель одного из пригородов Майкопа, 31 декабря начал отмечать Новый год «как принято» — ударными дозами спиртного. Под вечер, чтобы праздник был настоящим, он решил поехать за петардами. Срывался снег, а изморозь на лобовом стекле внедорожника Владимир решил не убирать. Возвращаясь обратно по мокрой дороге в поселок, он сбил двух мужчин, которые шли по обочине.
Даже не осознав происшедшего, «пиротехник» доехал до дома и первым делом… налил себе спиртного. Через полчаса уже сотрудники полиции рассказали ему, что пешеходов он сбил насмерть. Итог «праздника» — 5 лет лишения свободы и более двух миллионов рублей компенсации.
Вячеслав когда-то носил лейтенантские погоны, служил в одном из силовых ведомств. Потом ушел, как это было принято в начале 2000-х, в бизнес. Размеренная, спокойная жизнь, достаток, небольшая фирма, приносящая стабильный доход, — в общем, никаких проблем не было. Как-то вечером, после дружеского застолья, Вячеслава остановили гаишники.
— Никаких претензий к сотрудникам не было. Поступили правильно. Выпил? Да! — Лишение прав! — Да! В итоге меня за «пьяную» езду лишили прав на полгода. Когда попался еще раз — без прав, с вторичными признаками алкогольного опьянения, суд приговорил к году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении для бывших сотрудников правоохранительных органов, — рассказывает экс-лейтенант.
Наказание он отбывал далеко от дома, в Смоленской области. Сейчас вышел условно-досрочно, твердо пообещав себе, что откажется от употребления алкоголя в принципе. К сотрудникам ГАИ испытывает смешанные чувства: с одной стороны, считает он, можно было не заметить «выхлопа». Но, подумав, рассуждает:
— Если бы я в тот день угодил в аварию, то никто не разбирался бы, прав я или нет. Выпил? — Виноват! Хорошо, если без пострадавших, а если бы кто-то погиб? В смоленской колонии таких, как я, много — бывших военнослужащих внутренних войск, милиционеров, есть приставы и сотрудники УИС. Немало осужденных по 264-й статье. Мне повезло — я здесь оказался без ДТП. Жаль тех людей из «бывших», которые осуждены за аварию со смертельным исходом. Познакомился в колонии с когда-то успешным, перспективным капитаном — он в одночасье сломал себе и жизнь, и карьеру. Причина — племянник родился: дядя выпил на радостях и поехал по-быстрому домой… Результат такой быстрой езды — двое погибших, конец службе и осознание, что ты — невольный убийца навсегда! — говорит Вячеслав.
Сейчас он привыкает к прежней жизни вольного человека. Но еще два года за руль не сядет, так как водительское удостоверение ему в ближайшее время не вернут.
За руль нельзя
В случае отсутствия пострадавших или причинения легкого вреда здоровью суд может назначить условное наказание. В республике немногим менее трехсот человек состоит на учете в уголовно-исполнительной инспекции с пометкой «запрет на управление автотранспортом».
По 264-й статье Уголовного кодекса на учете в инспекции состоят взрослые, сформировавшиеся люди в возрасте от 20 лет. Инспекторы УИИ признаются, что молодежь, осужденная за управление транспортом в состоянии опьянения, в полной мере не осознает серьезности наказания.
— Резкие, дерзкие ребята приходят. Что-то требуют, торопятся: «Где тут подписать?!» Иногда не выдерживаешь, делаешь замечание: «Молодой человек, вы осуждены судом за совершение правонарушения — это судимость со всеми обязательствами. Перспектива условной «свободе» — колония!» Очень неохотно осознают, что эта перспектива вполне реальна, — рассказывают в УИИ.
— Надо было вообще поехать на такси! — укоряет себя осужденный условно Алексей. Он, решив продолжить традиционное празднование пятницы, в вечернее время поехал в магазин. На нерегулируемом перекрестке, не уступив дорогу, врезался в багажник другого автомобиля, получил незначительные ушибы.
— Я был пьян, не контролировал себя. Наорал на другого водителя. Кричал о том, что это он виноват в аварии, кричал на полицейских — в себя пришел только в отделе полиции. Очень стыдно за свое поведение. Только позже я осознал: будь скорость чуть больше, мог погибнуть сам и погубить других. Страшно... — вспоминает он.
Ему повезло — свободы его не лишили, чего не скажешь о правах. Раз в три месяца он приходит «ногами» — это принципиально — в инспекцию отметиться. Случаются и курьезы, когда лишенные прав граждане на «отметку» приезжают на автомобилях. В таком случае горе-водителю грозит составление протокола и административный арест — от трех до пятнадцати суток.
— По прибытии осужденного — раз в три месяца — мы проверяем, как он себя вел, запрашиваем сведения в ГИБДД, мониторим базу штрафов. Если гражданин, лишенный прав, уличен в управлении автомобилем, то это будет иметь серьезные последствия — вплоть до реального лишения свободы. К сожалению, «лишенцы» нередко на своем авто уезжают в соседние регионы, на побережье, — рассказывает Эмма Хачатурова, заместитель начальника отдела республиканской УИИ.
Осужденные за ДТП, как правило, дисциплинированны и не видят особого труда ежеквартально отмечаться, приносить положительные характеристики. Ведь зачастую их преступление — оплошность, следствие невнимательности или роковое стечение обстоятельств.
— В горах Адыгеи произошло дорожно-транспортное происшествие. Пожилой мужчина выезжал со стоянки и не увидел в «слепой зоне» зеркала заднего вида несущуюся легковушку. Среагировать он не успел, легковой автомобиль перевернулся, водитель и пассажир погибли. Для мужчины это стало настоящей трагедией. Его регулярно привозил в инспекцию взрослый сын, и, наверное, даже после возвращения прав на управление автомобилем сам он за руль не сядет, — рассказывают сотрудники инспекции.
Урок на всю жизнь
Денис уверен: главное — это самодисциплина. Везде и во всем — во всех сферах жизни. И в первую очередь — за рулем. Он часто вспоминает своего знакомого, у которого была шикарная спортивная машина. Но, вопреки привычному поведению владельца спорткара, тот ездил по городу медленно, соблюдая все правила.
— Он сказал, что этому нужно долго-долго учиться! Мне же иногда за рулем хотелось где-то «придавить», где-то пересечь сплошную, превысить! Пристегиваться ремнем безопасности? Зачем он нужен? Никогда не пристегивался и, естественно, нарушал, — рассказывает Денис.
Осознание необходимости соблюдения правил дорожного движения пришло позднее, чем следовало. Несколько лет назад он возвращался домой — туман и дождь не располагали к быстрой езде, и потому скорость была километров 30 в час:
— Молодые люди — парень и девушка — возвращались с вечеринки. В тумане они перебегали дорогу, и я их не заметил… Вызвал скорую, в итоге у парня сотрясение, а у девушки — трещина бедра. У меня — шок, машина в кювете. Суета, стресс. А мне на следующий день на учебу ехать. Жду ГАИ и думаю: «Да как же я поеду на сессию экзамен сдавать?»
По примирению сторон Денис выплатил ущерб пострадавшим, уголовное дело не возбуждалось. С того дня Денис не превышает скорость, обязательно пристегивается, соблюдает требования знаков и каждый раз перед тем, как сесть за руль, молится.
— Некоторое время назад прямо заставлял себя пристегиваться ремнем безопасности, но после тех событий это впечатано в подсознание! — говорит он. — Да, я не все в жизни могу проконтролировать, но пристегнуться ведь могу. Вроде бы ремень — это такая малость, но именно из мелочей состоит наша жизнь!
ДТП для Дениса стало уроком на будущее, «домашнее задание» он выполнил, «зачет» сдал. Такой урок, уверен он, дается один на всю жизнь, и пересдать его невозможно.
Простые правила
Автомобиль — источник повышенной опасности, и потому нарушение правил дорожного движения влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Садясь за руль, необходимо знать правила эксплуатации автомобиля, его технические характеристики, следить за его исправностью. Ведь ваш «железный конь» является сложным устройством, которое обладает опасными свойствами для окружающих и в полном объеме не поддается контролю со стороны человека.
Есть простые правила, соблюдать которые учат с детства. Когда наши дети видят, что мы — старшие — нарушаем правила дорожного движения, они воспринимают наш негативный пример как должное.
— Казалось бы, папа превысил скорость, демонстрируя сыну возможности нового авто, — значит, папа прав, уверен мальчишка. Родители, вы же взрослые, вы должны научить детей! Те, кого вы не научили в детстве соблюдению правил, нарушив их и не подумав о последствиях, могут оказаться в местах лишения свободы, сломав себе жизнь, — призывает к правопослушному поведению психолог Яна Толстова.
Министерство здравоохранения предупреждает об опасности курения, размещая на пачках сигарет флюорографические снимки «дырявых» легких, «уставшего» сердца и другие страшные картинки, — выглядит убедительно! Неужели, чтобы понять то, что автомобиль опасен, надо обклеить его фотографиями страшных аварий? Осужденные по 264-й статье Уголовного кодекса, отбывающие наказание в колониях Адыгеи, сформулировали простые правила:
— Для начала — просто пристегнитесь ремнем безопасности, будьте внимательны. И помните, водители, что человек за рулем всегда намного ближе к перспективе оказаться в местах лишения свободы, чем пешеход!

Источник: Газета Советская Адыгея
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)