Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Интервью » Хасан Абаза: «В Иордании нет разницы черкес ты или абхаз»

Хасан Абаза: «В Иордании нет разницы черкес ты или абхаз»

Хасан Абаза: «В Иордании нет разницы черкес ты или абхаз»
Интервью
admin
Фото: Адыги.RU
22:02, 20 июль 2020
1 757
0
Председатель «Ассоциация фамилии Абаза» (объединяет абхазскую диаспору Иорданского Хашимитского Королевства) Хасан Абаза рассказал Фади Исхакату (Хьэлаштэ Фади) немного о себе, об иорданских абхазах, о целях, стоящих перед указанной организацией, и ее роли в помощи сирийским беженцам.
Хасан Абаза: «В Иордании нет разницы черкес ты или абхаз»
Председатель «Ассоциация фамилии Абаза» (объединяет абхазскую диаспору Иорданского Хашимитского Королевства) Хасан Абаза рассказал Фади Исхакату (Хьэлаштэ Фади) немного о себе, об иорданских абхазах, о целях, стоящих перед указанной организацией, и ее роли в помощи сирийским беженцам.




- Расскажи немного о себе, о своей биографии.


- Меня зовут Хасан Абаза. Моя абхазская фамилия Чичба. Я родился в 1946 году г. Эз-Зарка, Королевства Иордании. После окончания в 1965 году средней школы, я поступил в Королевское военное училище, которое закончил в звании младшего лейтенанта. Затем продолжил службу в Военно-воздушных силах Иордании, которая продолжалась более 30 лет. На пенсию я вышел в звании генерала иорданской армии, занимал на тот период должность начальника дирекции командования и управления королевскими ВВС Иордании. После выхода на пенсию два с половиной года работал военным советником по борьбе с терроризмом в Совете Безопасности ООН, а затем 5 лет работал в структурах Международного комитета Красного Креста, выступая с лекциями по международному гуманитарному праву в таких странах как Иордания, Ливия, Судан. Женат и у меня 4 дочери и один сын все они получили высшее образование и в настоящее время работают.

- Кто они - абхазы, проживающие в Иордании, какая организация представляет их интересы, сколько человек насчитывает диаспора?


- Раньше мы не разделялись на абхазов и черкесов. Мы все входили в черкесскую диаспору. До момента признания Российской Федерацией независимости Республики Абхазия в 2008 году фактически мы не знали, что часть черкесской общины Иордании являются абхазами. После признания независимости Абхазии мы начали осознавать свою этническую принадлежность и, как результат, создали свою организацию под названием «Ассоциация фамилии Абаза». Однако до сих пор продолжаем считать себя частью черкесской диаспоры Иордании.
Если честно, мы не знаем точное количество этнических абхазов в Иордании, потому что есть люди с абхазскими фамилиями, считающими себя черкесами. В нашей организации зарегистрировано более 800 семей, из которых порядка 500 человек получили паспорта и соответственно гражданство Республики Абхазии. Установить абхазское происхождение нам помог Комитет по делам репатриации Республики Абхазии, предоставив исчерпывающий список абхазских фамилий. Между нами и черкесами есть родство. В Иордании никогда не говорили, что, например ты абхаз, а я черкес, разницы между нами не было никогда.

- Почему ты решил возглавить абхазскую диаспору в Иордании, в чем твоя главная цель возглавляемой тобой организации?


- Я на самом деле не планировал становиться лидером в абхазской общине. Когда избирали председателя «Ассоциация фамилии Абаза» меня пригласили помочь в организации выборов, назначив на должность заместителя председателя, в которой я проработал 2 года. А после меня избрали председателем. На этом посту я работаю уже 8 лет. Главная цель нашей организации является сбор информации о проживающих в Иордании абхазах, оказание им помощи в развитии национального самосознания и в установлении контактов с исторической родиной.
Я посещал Республику Абхазия несколько раз. В ходе поездок у меня происходили встречи с президентом и представителями разных государственных структур. Мое приоритетное задание было знакомство с исторической родиной и конечно изучение вопроса о возможности репатриации. Я самого начала понял, что тема возвращения этнических абхазов на историческую родину тесно связана с вопросом получения гражданства Абхазии. Мы попросили абхазское правительство упростить процедуру получения гражданства репатриантам, и чиновники положительно отреагировали на нашу просьбу. На самом деле власти Абхазии помогли и помогают нашим соотечественникам, многие желающие переехать уже получили абхазское гражданство. И конечно, как мы все знаем, самым важным в связи человека со своей исторической родиной является факт владения земельным участком. Для этого наша организация заключила договор с абхазским правительством и в настоящее время 67 репатриантов получили по земельному участку в разных районах Абхазии. Сейчас по причине распространения эпидемии Covid-19 и закрытия государственных границ стало сложнее совершать поездки в Абхазию. А у нашей организации есть необходимость встретиться с властями Абхазии, тем более с учетом избрания нового президента.
Еще одной приоритетной задачей нашей организации является создание условий для изучения абхазского языка. Вам известно, как мало людей в Иордании могут разговаривать на абхазском языке, используя в основном адыгейский язык. На самом деле раньше я не понимал разницы между двумя языками. Слышал, как мой отец разговаривал на абхазском языке, когда не хотел, чтобы окружающие его понимали. В прошлом году мы проводили курс по обучению абхазскому языку для детей. В 2020 году тоже планируем заняться обучением желающих родному языку, тем более что в Иордании появился человек, который в совершенстве говорит на абхазском языке. В абхазской общине также заявляют о необходимости обучения и русскому языку, который распространен и повсеместно используется в Абхазии. Сначала можно выучить русский язык, чтобы общаться со всеми народами, проживающими в Абхазии, а затем будем изучать и абхазский язык. Но по данному вопросу в нашей организации еще не принято окончательное решение.

- Как повлиял сирийский конфликт на абхазскую диаспору в Иордании, проводила ли ваша община мероприятия в поддержку сирийских беженцев, какое количество беженцев из Сирии в настоящее время проживает в стране, выражают ли они желание переехать на историческую родину?




По поводу сирийской проблемы. Мы все знаем, что был направлен российский самолёт, забравший наших сирийских соотечественников Абхазию. В Иордании тоже были желающие из числа беженцев поехать на историческую родину, получившие по упрощенной процедуре и при поддержке абхазского правительства гражданство, и уже обосновались в Республике Абхазия. Среди сирийских беженцев, проживающих в Иордании, также есть этнические абхазы, но точными данными об их количестве мы не располагаем. Нельзя не отметить роль «Черкесского благотворительного общества» в Иордании, которое оказывало помощь и продолжает помогать сирийским беженцам. «Ассоциация фамилии Абаза» также участвовала в мероприятиях «Черкесского благотворительного общества», осуществлялся сбор средств. На личном уровне каждый из нас старался помогать нашим братьям, несмотря на его этническую принадлежность.
Основная проблема с возвращением на историческую родину состоит в трудоустройстве. Конечно первая проблема, с которой сталкивается репатриант, заключается в незнании абхазского языка. Мы должны над этой проблемой активно работать и решать ее, чтоб облегчить жизнь людям, желающим переехать в Абхазию. Пока большинство желающих переехать на историческую родину являются пенсионерами, потому что они уже получают от государства деньги и могут себя обеспечить, а также люди, имеющие собственный капитал и стремящиеся открыть собственный бизнес в Абхазии.


- Может ли диаспора способствовать международному признанию Республики Абхазии в качестве независимого государства, проводилась ли «Ассоциацией фамилии Абаза» какая-либо работа на данном направлении?


- Конечно, наша организация стремимся помочь Республике Абхазия, пытаясь договориться с правительством Иордании о признании зависимости Абхазского государства. В этом мы видим нашу главную роль. Но все знают, что ситуация в Иордании отличается от ситуации в Сирии. Как ты знаешь, в настоящее время в Сирии идет война, и правительство этой страны старалось найти себе партнера и союзника, с которыми можно развивать экономическое и иное сотрудничество (29 мая 2018 г. Сирия признала независимость Республики Абхазия - прим. ред.). В Иордании ситуация отличается. В стране стабильность, политические интересы также отличаются от сирийских, что препятствует нашей работе на указанном направлении. Мы как абхазская диаспора в Иордании пытались через министра иностранных дел Иордании и другие чиновников убедить иорданские власти признать независимость Республики Абхазия. В ответ нам сообщили, что нынешние условия не позволяют это сделать и нам необходимо подождать. Конечно, нам не рассказали всех подробностей обсуждения данной темы, но говорили, что данный вопрос необходимо всесторонне изучить и для этого потребуется больше времени. Но мы и дальше будем прикладывать усилия, пока Королевство официально не признает Абхазию.

- Взаимодействует ли абхазская диаспора Иордании с другими абхазскими объединениями, например в Турции, какова цель данного сотрудничества, какие мероприятия проводятся?


- Сотрудничество с абхазами в Турции практически отсутствует. Мы хотим с ними встретиться, когда поедем в Абхазию. Но серьезной активности между нашими диаспорами нет по причине языкового барьера. В Турции абхазы не понимают арабский и абхазский языки, а по-английски мало кто из них может разговаривать. При этом и мы не можем говорить по-турецки.

- Недавно посол Грузии в Иордании Заза Канделаки поднял сложную тему о стремлении Тбилиси быть ближе к абхазской диаспоре. Как ты оцениваешь подобное стремление Грузии?


- Грузины проводили мероприятие в «Черкесском благотворительном обществе» Иордании (28 октября 2019 г. в Аммане прошел грузино-черкесский форум - прим. ред.). Состоялась презентация книги какого-то писателя. Фактически мы были против этого мероприятия и открыто выразили свое недовольство. Возник огромный спор между нами и председателем «Черкесского благотворительного общества» (в тот период времени организацией руководил Зухди Жанбек - прим. ред.).
Задача грузинского посла вести свою пропаганду. Мы это понимаем. Он реализует интересы Грузии. Он неоднократно звал нас на переговоры. Но мы, как организация, категорически против проведения с ним каких-либо встреч. Он просил, чтобы между грузинской стороной и абхазской диаспорой Иордании был любой диалог. Мы отказались. Наша позиция была такова, что есть Республика Абхазия, с которой необходимо договариваться. А уже после достижения положительных результатов на переговорах при одобрении властей Абхазии «Ассоциация фамилии Абаза» будет готова к общению с грузинской стороной.
Самая важная проблема состоит в том, что Грузия не признаёт независимость Абхазии как отдельного государства. В тот момент, когда Тбилиси официально поменяет свою позицию и перестанет говорить о том, что Абхазия является частью Грузии, и мы получим одобрение на контакты с грузинской стороной ситуация в отношениях с грузинским посольством в Иордании измениться в лучшую сторону. Мы полностью координируем и согласуем наши действия с правительством Абхазии. Мы не будем действовать в этом вопросе без одобрения от абхазских властей. В настоящее время взаимопонимание с послом Грузии у нас отсутствует.

- Есть ли в абхазской диаспоре Иордании силы, которые готовы выстраивать отношения с Тбилиси? Что по твоему мнению хочет Грузия от абхазской диаспоры?


- Фактически в Иордании есть некоторые люди, желающие развития отношений с Грузией. Но это желание идет не от абхазов, а от черкесов. Есть группа черкесов, представляющая организацию «Общество друзей Северного Кавказа», имеющая связи с Грузией. Они часто посещают Грузию, и мы несколько раз встречались с этой группой. Они говорят нам о выгоде общения с Тбилиси, так как власти этой страны признали геноцид черкесов и поэтому полезно иметь контакты с представителями грузинской стороны. «Общество друзей Северного Кавказа» имеет право озвучивать и принимать данную позицию, иметь свое личное мнение. Но мы выступаем против, с данным мнением «Ассоциация фамилии Абаза» не согласна.
Грузия пытается нас убедить в том, что она ведет правильную политику в отношении Республики Абхазия, и мы должны принять грузинскую позицию. Также грузинская сторона пыталась надавить на Абхазию через диаспору. Как я вам говорил, они пытались сесть с нами за один стол переговоров, но мы будем выступать против отношений с грузинской стороной до тех пор, пока правительство Республики Абхазия не одобрит подобные контакты. Посол Грузии постоянно старается, чтоб мы вели с ним переговоры. Но для нас в Иордании подобные отношения исключены. Я говорю это от имени «Ассоциации фамилии Абаза», но не могу говорить от имени всех черкесов Иордании, если часть из них хотят общаться с ними, то это их дело.

- Как ты считаешь, готов ли народ Абхазии к диалогу с Тбилиси или память о недавних конфликтах все еще сильна у абхазов? Что должны сделать власти Грузии для улучшения взаимоотношений с абхазским народом?


- Грузия должна признать независимость Абхазии, как я тебе и говорил в начале. Если Грузия пойдет на этот шаг, переговорный процесс с Тбилиси получит новый положительный импульс. Отношения могут улучшиться, появятся перспективы совместного сотрудничества. Другими словами, они должны на нас смотреть как на равного партнера, как на суверенное государство, такое же, как Грузия. Если грузинская сторона примет данное решение, думаю, мы сможем идти вперед, потому что Абхазия и Грузия были уже одним государством. Мы все знаем и помним историю. Но они должны нас признать в качестве независимого государства. Если власти Грузии начнут думать в таком ключе, то хорошие отношения между народами восстановятся. Но позицию о том, что Абхазия является частью Грузии, мы категорически отвергаем.


Автор: Фади Исхакат (Хьэлаштэ Фади)
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)