ИВАН ГРОЗНЫЙ И АДЫГИ (ИТОГИ)

ИВАН ГРОЗНЫЙ И АДЫГИ (ИТОГИ)
История
admin
Фото: Адыги.RU
09:19, 11 июль 2020
621
0
ИТОГИ Можно выделить несколько причин, способствовавших распаду союзов Ивана IV и адыгских князей: 1) Непоследовательность Ивана IV в борьбе с Крымским ханством, окончательная смена приоритетов внешнеполитического курса, когда активная политика Москвы против Крыма была свернута...
ИВАН ГРОЗНЫЙ И АДЫГИ (ИТОГИ)

ИТОГИ

Можно выделить несколько причин, способствовавших распаду союзов Ивана IV и адыгских князей:

1) Непоследовательность Ивана IV в борьбе с Крымским ханством, окончательная смена приоритетов внешнеполитического курса, когда активная политика Москвы против Крыма была свернута.

2) Невозможность сопротивления не только Черкесии, но и России, самой могущественной армии того времени – крымско-османской коалиции.

3) Москва организовывала борьбу против Крымского ханства, посылая в Черкесию, использовавшуюся как плацдарм для наступления на Крым, вооруженных артиллерией стрельцов. Единственный случай, когда черкесов снабжали огнестрельным оружием, был осенью 1556 года при штурме Тамани и Темрюка.

4) Гибель, плен активных участников русско-черкесского сближения.

Несмотря на некоторые успехи антикрымской борьбы, она не увенчалась большими достижениями. Отсутствие достаточного количества документальных сведений делает труднодоступным понимание всех обстоятельств неудач союзов, мы в свою очередь можем предполагать, опираясь на доступные сведения. Возможно, что у черкесских князей были преувеличенные представления о военной мощи России. Царь Иван IV остерегался решительных действий против Крымского ханства – вассала Османской империи, которая находилась в зените своего могущества. Она обладала крупнейшей регулярной армией, вместе с регулярными войсками использовались нерегулярные военные формирования. Михаил был казнен в мае 1571 г. по приказу Ивана Грозного. Казнь эта не могла не насторожить клан Идаровичей, а захват Москвы Девлет-Гиреем в том же мае 1571 г. вряд ли прибавил доводов к поддержанию союза. В мае–июне 1571 г. история кабардинского союза с Москвой могла закончиться. И персонально, и геополитически он почти исчерпал свой ресурс. Союз с кабардинцами был реанимирован самим царем. В 1578 г. Иван IV пишет Мамстрюку очень вежливое письмо, в котором дает понять, что он – Мамстрюк – занимает почетное место его родственника и союзника, несмотря на то, что старшим князем был признан его дядя Камбулат. Можно полагать, что Камбулат представлял в Москве интересы не только Идаровичей, так как царь в письме Мамстрюку предлагает выступить на войну на украинский театр военных действий не только Мамстрюку, но и Казыю, сыну Пшеапшоко. В 1578 г. в Москву приезжает младший брат Темрюка Камбулат Идарович, к которому перешло старшинство внутри рода Идаровичей. От Ивана IV он получает жалованную грамоту с золотой печатью. Еще через десятилетие политико-правовые взаимоотношения сторон закрепила «царская жаловальная с золотой печатью» – грамота царя Федора Ивановича (1588) князю Камбулату Идаровичу. Жалованную грамоту можно определить как своеобразную царскую «шерть», приносимую им важным вассалам. При анализе шертной практики К. Ф. Дзамихов делает важное уточнение о том, что соглашения эти «имели силу лишь в кабардинских удельных княжествах пророссийской ориентации»[1]. Альянс Темрюка с Иваном Грозным не прервал линию независимого существования Кабарды, а, напротив, укрепил ее позиции и способствовал повышению ее политического веса в регионе.

Вассально-союзнические связи с Русским государством с кабардинской стороны на протяжении 20 лет поддерживали почти исключительно члены семьи Темрюка. По сути – речь идет об отношениях одного княжеского рода с царским правительством. Этот род формально первенствует в Кабарде, но сталкивается с сильной княжеской оппозицией и ожесточенно пытается утвердить свою власть путем систематического привлечения русских войск. На протяжении последней трети XVI – первой половины XVII в. отношения с Москвой поддерживались преимущественно представителями двух родов внутри обширного клана Идара – Камбулатовичами и Желеготовичами (по линии его внука Сунчалея). Род Темрюка в Кабарде пресекся с гибелью его правнука Клыча в 1635 г. Русско-кабардинские отношения в этот период продолжали следовать той матрице, которая была сформирована Темрюком. Большая часть Кабарды контролировалась потомками Пшеапшоко, которые не признавали тех титулов, которые получали в Москве представители Камбулатовичей. Проводником русского влияния в регионе стала крепость Терки, построенная в устье Терека в 1588 г.

Период сближения России и черкесского народа явился началом становления прочных союзнических взаимоотношений двух наций. Россия открыла для себя новые возможности укрепления своих позиций в данном регионе.

[img]"[/img]

Необходимо вспомнить что в результате этих событий целый ряд адыгских князей сумели внести свой вклад в становление российского государства. Князь Михаил Темрюкович оставшись в качестве залога верности союзу, заключенному его отцом в 1557 году с Царем Иваном IV. Как брат царицы и как дипломатический заложник он пользовался особым покровительством царя. Князь Михаил сделал головокружительную карьеру. Однако, к сожалению, после разорительного набега хана Девлет-Гирея на Москву, Михаил Темрюкович по приказу царя был казнен за измену и несостоятельность в защите русской столицы.

Русские и Адыги не раз соприкасались в историческом пространстве, пересекались и интересы двух сторон, не раз они приводили к военным столкновениям, но общая тенденция неизбежно приводила к слиянию и мирному сотрудничеству в таком сложном и многокультурном регионе как Кавказ.

Общие тенденции в развитии отношений России и Адыгов уже тогда отчетливо были видны. Умелые политические ходы таких видных инициаторов сближения двух народов: князя Машуко, князя Темрюка со стороны адыгов и Ивана Грозного, Д. Вишневецкого со стороны России. Привели к появлению у России верного союзника на юге, а у Черкесии на севере. Активность русско-адыгейских политических и военных контактов после смерти царицы Марии (1569 г) сошла на убыль. В результате «смуты» в русском государстве связи между Черкесией и Россией были нарушены. В дальнейшем двум народам пришлось заново отстраивать взаимоотношения опираясь на историческую память о событиях тех лет.

[1] Дзамихов К. Ф. Адыги в политике России на Кавказе (1550-е – начало 1770-х гг.). Нальчик, 2001. С. 94–96.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)