Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Это не фланкировка! Как приучали к клинку в XIX веке

Это не фланкировка! Как приучали к клинку в XIX веке

Это не фланкировка! Как приучали к клинку в XIX веке
История
zafe
Фото: Адыги.RU
09:59, 25 июнь 2020
1 399
0
Один из самых устойчивых мифов о столь популярной ныне "фланкировке шашкой", это миф о том, что она помогает "почувствовать" оружие и учит лучше владеть им. Однако инструкторы армейского фехтования начиная с конца XVIII века и вплоть до фактического исчезновения длинных клинков с поля боя, требовали от новобранцев осваивать другие упражнения, не имеющие ничего общего с "чертями", "колобродами" и прочими прямыми и обратными "восьмерками", которые ныне предлагают "учителя" фланкировки...
Это не фланкировка! Как приучали к клинку в XIX веке

Один из самых устойчивых мифов о столь популярной ныне "фланкировке шашкой", это миф о том, что она помогает "почувствовать" оружие и учит лучше владеть им. Однако инструкторы армейского фехтования начиная с конца XVIII века и вплоть до фактического исчезновения длинных клинков с поля боя, требовали от новобранцев осваивать другие упражнения, не имеющие ничего общего с "чертями", "колобродами" и прочими прямыми и обратными "восьмерками", которые ныне предлагают "учителя" фланкировки.

Самым распространенным упражнением, направленным на приучение ученика к клинку, и которое можно встретить почти во всех методических пособиях, предназначенных для обучения армейцев в конце XVIII - XIX веках, было упражнение у специальной мишени, схематически изображавшей лицо человека. Лицо пересекалось линиями, показывавшими направления движения клинка.

Самая простая мишень с линиями, обозначающими шесть ударов (илл. 2), была известна уже во второй половине XVIII века практически во всех европейских школах армейского фехтования. Все шесть ударов осваивались по разделениям, выполнялись только запястьем (на прямой руке) и доводились до максимальной скорости. После этого, как писал Дж.Г. Ле Марчант в своем фехтовальном пособии,

"Когда шесть ударов хорошо освоены по отдельности, следующим этапом станет их объединение... все вместе они образуют единое движение с допустимыми отклонениями в практике исполнения... Новый порядок исполнения ударов... приводит к тому, что каждый удар переходит в новый, в результате чего, когда все быстро выполняется, лезвие клинка движется с удвоенной силой, которая приобретается за счет скорости клинка".

Следует обратить внимание на то, что быстрое выполнение этого упражнения (всех шести ударов) похоже на то, что ныне демонстрируют любители фланкировки, но при этом это именно удары, т.е. лезвие клинка находится в плоскости удара. И, кроме того, особое внимание требовалось уделять боевой стойке, поскольку она не только защищала фехтующего, но все удары начинались из нее и заканчивались ею. Рекомендую знатокам "чертей", "колобродов" и "восьмерок" выполнить его: на прямой руке одним запястьем с саблей, весившей в те времена 1000 - 1200 г.

Более сложную мишень предлагал в своем пособии "Новая система фехтования с саблей для пехоты", изданном в 1876 году, Ричард Бертон. Она изображала уже не лицо, а ростовую фигуру и допускала двенадцать ударов (илл. 4). Все удары должны были выполняться сначала из позиции "защита" (в терции или кварте, см. илл. 1), а потом из положения "выпад". При этом предписывалось:

"Удары должны быть непрерывными, начинаться всегда из кварты или из внутренней позиции, т.е. от левого плеча. Как и в мулинетах, чем меньше согнута рука и чем меньше она отходит от линии удара, тем выше эффективность. Рекрут, изучая эти движения, должен выполнять их не менее двенадцати раз подряд, но сначала очень медленно, пока правильное использование запястья не сведет их исполнение в единое целое. Более опытные фехтовальщики, физические возможности которых свободны от ограничений, должны выполнять эту серию на повышенной скорости со свистом клинка. Все удары должны выполняться с силой, с лезвием клинка, хорошо и правильно движущимся вперед, и с максимально вытянутой рукой".
[img]"[/img]

Подчеркну еще раз: следует обратить внимание на то, чем отличается выполнение этих упражнений от упражнений, которые входят в фланкировку:

1. Оружие всегда держится полным хватом и за рукоять. Никаких удержаний двумя или тремя пальцами, никаких расслабленных рук и уж тем более хватов за клинок, которые имею место при фланкировке. Слабый хват может легко привести к потере оружия.
2. Оружие всегда находится между фехтующим и целью, защищая его. Никаких уводов клинка в ту или иную сторону и тем более за спину, так любимых нынешними фланкировщиками. Любое отведение оружия из боевой плоскости открывает фехтующего для атаки противника.
3. Лезвие клинка всегда находится в плоскости удара. Любое его отклонение из этой плоскости, которое часто имеет место в фланкировочных упражнениях, резко снижает эффективность удара.

В целом эти упражнения не только дают "ощущение"оружия, но и приучают обращаться с ним правильно и предельно эффективно: любое движение клинка должно иметь целью либо атаку, либо защиту, а все, что не служит этим целям, как говорили раньше, от лукавого. Ну или от тех, кто придумал "черта", "колоброды" и прочий набор красиво звучащий набор псевдоупражнений с боевым длинноклинковым оружием.

Да и мышцы с связками эти упражнения, повторяемые на каждом уроке и не по одному десятку раз, развивают ничуть не хуже (если не лучше) фланкировки. Как уже отмечал выше, попробуйте выполнить шесть (а лучше двенадцать) ударов с максимальной быстротой пятнадцать раз, как рекомендовал, например, Р. Бертон. Перед началом каждого урока. Рекомендую!

Как удивляли владением саблей в XIX веке можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)