Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Сюжет из восстания Бжедугов против феодалов

Сюжет из восстания Бжедугов против феодалов

Сюжет из восстания Бжедугов против феодалов
История
admin
Фото: Адыги.RU
16:30, 31 май 2020
1 351
0
Бжедугские тфокотли собрались роще «Чыгмыдж» пригласили туда князей дворян для разрешения спорных вопросов. Группа пши орков во главе князем Пшимафом Кунчукоко даже не сочли нужным сойти коней, заявив: «Как можно сравнивать собак (т.е. тфэкотлей) знатными князьями?»...
Сюжет из восстания Бжедугов против феодалов

Бжедугские тфокотли собрались роще «Чыгмыдж» пригласили туда князей дворян для разрешения спорных вопросов. Группа пши орков во главе князем Пшимафом Кунчукоко даже не сочли нужным сойти коней, заявив: «Как можно сравнивать собак (т.е. тфэкотлей) знатными князьями?»

Тем не менее один из руководителей восставших Хаджи Депчен предъявил феодалам целый ряд политических экономических требований. От имени тфокотлей он потребовал «жить трудиться на
равных правах, прекратить грабежи продажу детей рабство, прекратить бесчестить их быту. Мы все люди от матерей отцов, нет среди нас никого, рожденного от луны или солнца. Прекратите угнетение». В ответ на это предводитель бжедугских феодалов Пшимаф Кунчукоко заявил, что об этом не может быть речи, так как пши уорки не рождены обыкновенными женщинами, произошли
от луны солнца, предка их нашли гнезде орла. Руководитель восстания тфокотлей Кимчерий Ханахоко, отвечая пши, заявил, что князья дворяне потомки незаконнорожденного мальчика, которого согрешившая женщина спрятала гнезде орла. Услышав эти слова,
Пшимаф Кунчукоко схватился за свой кинжал выдвинул его из ножен. В свою очередь Кимчерий Ханахоко на столько же выдвинул
свой, что означало готовность сразиться на равных.

Достаточно подробно рассказывается состоявшейся впоследствии ауле Панежукай перестрелке между засевшими деревянном хачеще князьями дворянами, одной стороны, восставшими крестьянами, другой. Исход боя пользу угнетенных был решен благодаря находчивости безымянной унаутки.

Следует отметить, что согласно преданиям им не удалось долго сохранить завоеванные позиции. «Через неделю разбитая, но недобитая княжеско-дворянская свора, получив подкрепление от царизма, перешла наступление. бой вступили отряды Ханахоко, но пока подоспели подкрепления из соседних аулов, вооруженные до зубов враги истребили народное ополчение. Предусмотрительный
враг уничтожил мосты по реке Псекупс. Отдельные прорвавшиеся отряды тфокотлей, вступили ними бой. Однако, несмотря на весь
героизм тфокотлей, сила решила исход сражения. Кратковременное существование народной власти Бжедугии закончилось».

Как подчеркивается историко-героических преданиях войне бжедугских крестьян против князей дворян, несмотря на поражение восставших, она сыграла положительную роль. Благодаря ей серьезно ослаблена была власть феодальной знати. Наблюдавший за
общественным строем адыгских народов второй половины XIX века Е.Д. Фелицин писал: «Хотя между бжедугами есть лица, именующие себя пши, тлекотлежами орками, но сословия эти, как объяснено выше, были уничтожены самим народом 1856 г.»

Есть все основания полагать, что восстание бжедугских крестьян проходило под знаменем «Учения Бабы». Об этом свидетельствуют, во-первых, близость демократических требований восставших
«Учением Бабы» и, во-вторых, участие оргкомитете движения Тагира Джаримока Хаджи Депчена, несомненно, хорошо знавших указанное ученье, под знаменем которого 1848-1852 гг. Иране проходили массовые выступления трудящихся. Имеется виду, что
названные руководители восстания были высокообразованными исламскими религиозными деятелями. Как известно, «Учение Баба» было направлено против произвола феодалов высшего духовенства нашло себе много приверженцев средних низших слоях иранского общества. Баба был осужден шиитскими муджтахидами как еретик, позднее был казнен. Развивая демократические идеи учения Баба, его последователи подняли ряд восстаний против шахских властей еще при жизни своего
учителя, выдвигая лозунги равноправия, отмены существующих законов, ликвидации частной собственности».

Историко-героическое предание восстании бжедугских тфокотлей 1856 году, в вариантах которого предводителем хамышеевских феодалов называют то Магамчерия Хаджемуко, то Магамчерия Оходягоко. В них утверждается будто один из руководителей восстания Кимчерий Ханахоко дважды ездил русскому царю Николаю 1. По словам некоторых исполнителей первую поездку он попросил царя сто отрезов материй тот, якобы, удовольствием дал их. Отрезы предназначались для ста абадзехских всадников, призванных на помощь восставшим крестьянам на случай, если их войско из 500 всадников будет терпеть поражение от феодалов.

Статьи:

Богатые регионы не получат денег от Минприроды на вывоз мусора

Источник: Игнатьев мог подать иск к Путину, опасаясь внимания правоохранительных органов

Власти Москвы опубликовали карту столицы с графиком прогулок

ОБСЕ призывает освободить журналистов, задержанных за пикеты

Трамп подписал указ о регулировании работы социальных сетей в Штатах

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)