Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » "Случались увечные": как учили драгун Петра I (из дневника драгунского капитана, 1708 год)

"Случались увечные": как учили драгун Петра I (из дневника драгунского капитана, 1708 год)

"Случались увечные": как учили драгун Петра I (из дневника драгунского капитана, 1708 год)
История
zafe
Фото: Адыги.RU
09:43, 26 май 2020
464
0
"Писал Семион Курош афицеров да драгунов в баталии капитан и кавалер". Документов, более или менее точно описывающих систему обучения русской армии ранних петровских времен крайне мало. Создавалась она параллельно с созданием самой армии, более или менее формализованные уставы появились уже несколько позже, а в воспоминаниях больше внимания уделяют описанию сражений, а не подготовки к ним. Тем интереснее найти источник, в котором довольно подробно описывается именно обучение войск. Ценные сведения дает Симеон Курош, "капитан швадрона драгунского рославского" - один из офицеров созданного в 1708 году в Рославле (Смоленская область) ландмилицейского драгунского полка. Следует отметить, что этот полк не только выполнял задачи по охране границ с Прибалтикой и борьбой с многочисленными разбойниками, но и служил армейским резервом, в
"Случались увечные": как учили драгун Петра I (из дневника драгунского капитана, 1708 год)

"Писал Семион Курош афицеров да драгунов в баталии капитан и кавалер".

Документов, более или менее точно описывающих систему обучения русской армии ранних петровских времен крайне мало. Создавалась она параллельно с созданием самой армии, более или менее формализованные уставы появились уже несколько позже, а в воспоминаниях больше внимания уделяют описанию сражений, а не подготовки к ним. Тем интереснее найти источник, в котором довольно подробно описывается именно обучение войск. Ценные сведения дает Симеон Курош, "капитан швадрона драгунского рославского" - один из офицеров созданного в 1708 году в Рославле (Смоленская область) ландмилицейского драгунского полка. Следует отметить, что этот полк не только выполнял задачи по охране границ с Прибалтикой и борьбой с многочисленными разбойниками, но и служил армейским резервом, в котором обучались новобранцы и поправляли здоровье раненые, прибывавшие из действующей армии. Статья основана на дневнике, который вел Симеон Курош (Записки служебные (дневник) Симеона Куроша, капитана швадрона драгунского рославского же // Смоленская шляхта. т. 1. (Историческая библиотека Б. Г. Федорова. т. 9), 2009)). Сам Симеон Курош был опытным боевым офицером, отличившимся при взятии Нарвы (1704) и получившим ранение в сражении при Калише (1706). Выздоравливая после ранения в своем смоленском имении, в начале лета 1708 года он и получил приказ "собирать швадрон (эскадрон - ИО) из шляхты смоленской же для оберега от свейского Каролуса пограничия Российского".

"Многие шляхетские дети страшились звуку пальбы".

В создаваемый "швадрон" собирали, судя по всему, всех подряд: "младые а допреж дети шляхетские да рейтарския, да стрелецкие и прочие. Был и черен люд за должностию коновалов и кузнецов и прочи низостно должостны такога и седельщики". Пытавших "увильнуть" о государевой службы обязывали специальным приказом, а убегавших вразумляли батогами, но могли и повесить. Из-за того, что рославльский полк считался ландмилицейским, он не снабжался оружием централизовано от государства, каждый новобранец должен был приобретать оружие и снаряжение за свои деньги и по своему разумению: "ружии да всяко оружии да амуничные наряды да платие каждый по своему разумению и достатку обретал. И мушкеты и пищали и фузеи и проча сабли всяк кто где покупали и похоти тот и добывал". Не имевшим средств для этого оружие и снаряжение покупались в складчину. Кони брались у крестьян. Поэтому полк был весьма пестр: "и драгуны и кони были где добрые, а где худые", - пишет Симеон Курош. Первой заботой командиров, после того, как новобранцев удалось заставить остаться, снарядить и вооружить, стало приучение "драгун" к стрельбе, поскольку "многие шляхетские дети страшились звуку пальбы особливо в плутонги (в взводном строю - ИО) стояти. И палить принимались экзерцицио со всяко оружие крупного и мелко калибру И палить принимались дабы не токо народу приохотить и обвыкнуть, а и животины охотить к пальбе батальной же".

В августе 1708 года в лагерь были стянуты русские войска, вернувшиеся из похода в Литву с трофеями и пленными. Как писал С. Курош, "Тех драгунов украшали свейския платия и богаты шпаги и сапоги и проча". Впрочем, были и части, выглядевшие гораздо хуже: "зело грязны и босы и в лаптях диких черных и рваныя в лоскуты и опалены и ранены". Несколько позже в лагерь прибыл Петр Первый, и началась военная учеба: "В ожидании неприятеля повелел Государь устроить экзерциц оружный". Поскольку драгуны должны были уметь действовать как верхом, так и на ногах, как огнестрельным, так и холодным оружием, то "экзерциц" был весьма разнообразен.

Примечание: пестрота вооружения драгун сохранялась вплоть до 1711 года. Только с этого года Петру Первому удалось его стандартизировать. А до этого "в одном и том же полку находились: шпаги, сабли, палаши, багинеты, копья, фузеи, карабины и пистолеты" (Марков М. История конницы. СПб., 1890).

"От коего только пол швадрона стрелить могла"

Основной упор делали на огневую подготовку: "Пальбу экзерционую чинили офицеры да унтеры со всеми солдаты да драгуны по всем лагерям. Пороху навезли где доброго, а иным худого. С того пальба разна была. У коих бухало добро и пули били добро, а у других шипели пули и падали наземь и целки живы стояли и дыр не случалось". При этом офицеры следили, чтобы солдаты правильно заряжали ружья ("вельми зрили чтоб солдаты не хвосты у патронов кусали, а перед с пулей зубьями брали и кусали, а за щёку чтоб не клали, а в дуло аки на старой пищалев манир"), с теми же, кто пытался хитрить, сберегая пули ("пуль в картузы патронные не клали, а палили тока огнем") расправлялись батогами - в назидание других. Следует, однако, отметить, что особо на боеприпасы не тратились. Так, на эскадрон С. Куроша для учебной стрельбы выдали 10 фунтов пороха, "от коего только пол швадрона стрелить могла".

"Дабы удалость их выявлять и себе брать".

С владением холодным оружием все обстояло лучше и, следует отметить, весьма разнообразно: сражались группами и парами и на разном оружии. Как пишет Симеон Курош, "с палаши да сабли да шпаги ходили добро. Скопно али парно да со штыки да багинеты да хоч о двурук хоч на свейску маниру палаш об одну руку а фузея с багинетом о другу". Любопытно, что отдельным пунктом было изучение шведских приемов боя на холодном оружии, для чего использовались захваченные в Литве шведы: "А тех полоняников свейских кои были исправные вояки брали в ту экзерцицию. Давали шпаги тупые дабы глядеть падко как те колются и рубят. А те шведы кои не хотели ту чинить экзерциц тех били и раздевали донага и связав попарно гвоздили враз подва. А были и таки коих нарочно стравляли и те бились, а мы все зрили. То нарочь удумано было дабы удалость их выявлять и себе брать".

Сам же Петр Первый был и главным учителем и главным экзаменатором, причем довольно требовательным. Как пишет С. Курош, "сам Его Царское Величество наблюдал и поправления давал. Многие нехочи поносными словами пожалованны были от Его Царского Величества".

[img]"[/img]

"Случались увечные и битые, но то было добрым знаком".

Закончив "экзерциц оружный" и дав войскам отдых, царь вместе с войсками отправился в Малороссию (на Украину), где русская армия выдержала "государственный экзамен", разгромив шведского короля Карла XII. Однако опыт проведения обучения для капитана Куроша и других офицеров не пропал даром. Спустя некоторое время, когда часть обученных драгун и гренадер Рославльского полка была отправлена в действующую армию, а на их место пришли новые рекруты, "экзерциц" продолжили выполнять: "По примеру Его Царского Величества государя нашего и благодетеля Петра Алексеевича жёстко требовали, чтоб экзерциц сию сполняли добро и всемерно. Драгуны по обычаю ходили атаковать в конь и без конь в пики и штыки аль в рубку на свеев манир кады обе руки оружоны в правай шпага, а в левой фузея с багинетом али ещё с чем. Случались увечные и битые, но то было добрым знаком, что экзерциц взаправду была".

Как в русской армии учили рубить шашкой можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)