Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » С боевого задания не вернулась: тайну гибели первой боевой подлодки раскрыли спустя 150 лет

С боевого задания не вернулась: тайну гибели первой боевой подлодки раскрыли спустя 150 лет

С боевого задания не вернулась: тайну гибели первой боевой подлодки раскрыли спустя 150 лет
История
admin
Фото: Адыги.RU
09:50, 25 май 2020
425
0
17 февраля 1864 года в ходе американской Гражданской войны подводная лодка "Х.Л. Ханли" Конфедеративных Штатов Америки выполнила свое первое и последнее боевое задание - потопила винтовой шлюп "Хаусатоник" из состава военно-морских сил Соединенных Штатов Америки, но на базу не вернулась. Найти и поднять ее удалось только в 1995 году, однако причину гибели подлодки установили лишь 23 августа 2017 года...
С боевого задания не вернулась: тайну гибели первой боевой подлодки раскрыли спустя 150 лет

17 февраля 1864 года в ходе американской Гражданской войны подводная лодка "Х.Л. Ханли" Конфедеративных Штатов Америки выполнила свое первое и последнее боевое задание - потопила винтовой шлюп "Хаусатоник" из состава военно-морских сил Соединенных Штатов Америки, но на базу не вернулась. Найти и поднять ее удалось только в 1995 году, однако причину гибели подлодки установили лишь 23 августа 2017 года.

Конструкция, вооружение и проблемы.

"Х.Л. Ханли" стала третьей моделью подводной лодки, построенной американскими предпринимателями Хорасом Лоусоном Ханли, Бакстером Уотсоном и конструктором-энтузиастом Джеймсом Макклинтоком и была названа в честь одного из ее создателей (первые две конструкции, "Пионер" и "Американский ныряльщик" оказались не удачными). Подводная лодка получила сигарообразный корпус длиной около 12 метров и шириной 1,2 метра. Корабль имел две балластные цистерны для погружения и всплытия. Они наполнялись через клапаны, а опустошались ручными помпами. Посередине корпуса были установлены металлические грузы, выполнявшие роль балласта для придания подводной лодке остойчивости. Грузы крепились с помощью болтов, которые можно было открутить, чтобы сбросить балласт для экстренного всплытия. Экипаж подлодки состоял из восьми человек, семеро из которых вручную крутили коленчатый вал, приводящий гребной винт.

Вооружена "Х.Л. Ханли" была шестовой миной, представлявшей собой медный цилиндр, заполненный 41 килограммом черного пороха. Взрыватель был контактным и, судя по медным проводам, обнаруженным в лодке, электрическим. Мина крепилась в носовой части корабля на деревянном шесте длиной 6,7 метра и была рассчитана на подрыв на глубине до 1,8 метра: подводная лодка должна была подойти к вражескому кораблю и врезаться миной в борт. По оценкам специалистов, она могла развивать скорость до четырех узлов (7,4 километра в час) и погружаться на глубину от двух до трех метров.

В августе 1863 года подлодку экспроприировали и передали флоту конфедератов, однако при испытаниях вскрылись серьезные проблемы конструкции: во время тренировочного похода 12 августа 1863 года подводная лодка затонула вместе с пятью членами экипажа. Ее подняли, отремонтировали и вернули на флот, но 15 октября 1863 года корабль затонул снова и на этот раз вместе со всем экипажем, включая и одного из изобретателей - Хораса Ханли. Но его в этот раз подняли и ввели в строй.

Первое и последнее боевое задание.

17 февраля 1864 года подводная лодка отправилась на первое (и последнее) боевое задание. Она атаковала 12-пушечный винтовой шлюп "Хаусатоник", стоявший на рейде Чарлстона в Южной Каролине. "Х.Л. Ханли" сумела незаметно подойти к шлюпу и врезаться в него миной. После взрыва "Хаусатоник" затонул в течение пяти минут, 5 членов экипажа из 160 погибли. Это было первое в истории применение подводной лодки в боевых действиях, первая в истории атака подводной лодки надводного корабля и первая в истории успешная атака подводной лодки надводного корабля. Но с задания "Х.Л. Ханли" не вернулась, став и первой подводной лодкой, погибшей при выполнении боевой задачи.

Обнаружение, подъем и реставрация.

Подводная лодка была найдена только в 1995 году в 300 метрах от лежащего на дне "Хаусатоника", на глубине 8,1 метра. Она была покрыта толстым слоем ила, который спас ее железный корпус от разрушения. В 2000 году корабль подняли на поверхность. Корпус не имел серьезных повреждений, за исключением небольшого отверстия в рубке и небольшой пробоины в носовой части, которые могли быть получены уже после гибели корабля. Останки членов экипажа находились на своих местах: капитан сидел в носовой части, а семеро матросов — у коленчатого вала гребного винта, который они должны были вращать для приведения подводной лодки в движение. Повреждений костей останки тоже не имели. Таким образом, осмотр лодки опроверг версию ее гибели из-за критических повреждений при подрыве "Хаусатоника". Не нашла подтверждения и версия о том, что подводная лодка затонула из-за неправильной работы балластных цистерн или ошибки экипажа. Предполагалось, что подлодка погрузилась на дно, а экипаж, не сумевший ее поднять, просто напросто задохнулся: первый осмотр показал, что вода внутрь отсека не проникла. Однако позднее выяснилось, что клапаны цистерн были закрыты и исправны, а помпы для откачки воды из них не использовались - они были в походном положении.

Тайна гибели, разгаданная спустя 150 лет.

23 августа 2017 года ученые из университета Дьюка опубликовали исследование, которое раскрыло причину гибели подводной лодки. Специалисты предположили, что причиной смерти экипажа стала ударная волна, распространившаяся при подрыве мины. Рассчитав среднее значение давления ударной волны при подрыве мины с 41 килограммом черного пороха и смоделировав взрыв, ученые пришли к выводу, что корпус подводной лодки в воде мог подвергнутся скачку давления в 12,2 мегапаскаля (120,4 атмосферы), а внутри корпуса скачок давления мог составить 195 килопаскалей. Этот скачок недостаточен для серьезных повреждений почти всех органов человеческого тела, кроме легких: с вероятностью 85 % экипаж подлодки получил контузию легких — повреждение дыхательной системы, вызванное ударной нагрузкой. По мнению ученых, смерть от контузии наступила очень быстро. Этим и объясняется тот факт, что останки моряков были обнаружены на своих местах и в позах, которые позволяют говорить, что моряки не испытывали мук, вызванных недостатком кислорода, которые были бы неминуемы, если бы подлодка затонула с живыми людьми на борту.

Об анализе ранений после сражения 1632 года можно прочитать здесь.

[img]"[/img]

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)