Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Как черкесы приносили жертву в честь бога Тха?

Как черкесы приносили жертву в честь бога Тха?

Как черкесы приносили жертву в честь бога Тха?
История
admin
Фото: Адыги.RU
22:48, 24 май 2020
1 083
0
Подробное описание одного из древних черкесских ритуалов - принесение в жертву быков ,овец, коз в честь Тха. С принятием христианства этот обряд приобрел христианскую направленность ,но очевидно что его корни уходят в глубокую древность ,теряясь во мраке абадзехских лесов...
Как черкесы приносили жертву в честь бога Тха?

Подробное описание одного из древних черкесских ритуалов - принесение в жертву быков ,овец, коз в честь Тха. С принятием христианства этот обряд приобрел христианскую направленность ,но очевидно что его корни уходят в глубокую древность ,теряясь во мраке абадзехских лесов.

"Абадзехи ... совершают богослужение где-нибудь в лесу, под открытым небом, у какого-нибудь в древности еще сложенного из камней алтаря, в который водружен, прапрадедами еще, может быть, старый деревянный крест, предмет их почитания, святыни абадзехов. Ни храмов, ни часовен у них нет.

В день праздника, к полудню, со всех сторон стекаются абадзехи к назначенному месту. Старые и малые, мужчины и женщины, кто верхом, кто пешком, в праздничных нарядах.

У алтаря, между тем, их дожидается уже жрец, седой, как лунь старец, с длинною бородой. Стоит старик у алтаря, а молодые парни подводят к нему назначенных в жертву животных - четыре молодых быка, восемь баранов и восемь козлов. По сторонам жреца становятся пять мальчиков, двое по правую, трое по левую руку. У первых в руках три деревянные, одна в другую вложенные чаши, у последних деревянный кружок с тремя ножами различной величины. На каменный помост у алтаря ставят корзины с хлебом, с лепешками из маиса и пшеницы, с медом и маслом, и сосуды с молоком и шветтом.

Поодаль алтаря, полукругом становятся мужчины, а за ними толпятся женщины и девицы. Шагах во ста от алтаря раскладываются полукругом же костры до 30 числом, а иногда и более, а над ним вешаются котлы с водою.

Когда все это готово, старик снимает шапку, то же делают присутствующие, и водворяется мертвая тишина. Старик начинает молитву, которой слова повторяет за ним все собрание...

Во время молитвы, старик то поднимает руки к небу, то складывает их крестообразно на груди, а собрание повторяет все его движения. С четверть часа молится так старик, замолкает, надевает на голову шапку, что делают присутствующие, и, взяв один из ножей с кружка, передает его близ стоящему абадзеху. Тот передает другому, другой третьему, третий четвертому, пока таким образом, переходя из рук в руки, нож не возвратится опять в руки старика. Получив нож обратно, старик берет из рук мальчиков одну из чаш и подает знак, чтоб подвели к нему одно из предназначенных в жертву животных. Несколько сильных парней мигом повергают на каменную площадку у алтаря ревущего быка, и старик, молясь про себя, перерезывает ему горло, и кровь его сливает в чашу. Вслед за тем подводят к нему другого быка, а потом и третьего и четвертого. Когда быки зарезаны, старец опять обращается к алтарю и, подымая к небу руки, вместе с окровавленным ножом, снова повторяет известную уже нам молитву, которую, также как и прежде, повторяет за ним все собрание.

Затем старик берет с кружка другой нож, этот опять обходит все собрание, и когда возвратится в руки старика, тот из рук мальчиков берет другую чашу и режет таким же образом баранов, как прежде зарезал быков, и кровь их сливает в другую чашу. После этого опять молится, берет третий нож, и этот, также как и первые два, обходит все собрание. Старик берет последнюю чашу, ему подводят козлов и он режет их с тихою молитвой и кровь их сливает в третью чашу; когда таким образом зарежутся все назначенные в жертву животные, и чаши с кровью поставятся на каменную плиту, вправо от алтаря, то каждый из абадзехов спешит обмочить в одной из этих чаш, кто кусок сукна, кто кусок полотна, а кто просто пальцы; некоторые из них тут же кровью этой капают на свое оружие: так как жертвенная кровь считается у абадзехов самым действительным средством не только против болезней, но и против всяких чар.

Когда каждый обмакнет таким образом в жертвенной крови или кусок сукна, или свои пальцы, то молодые парни и девицы уходят к кострам, где с зарезанных животных начинают снимать кожи, рубить мясо и готовить пир, а у алтаря остаются одни женатые да замужние, старик же жрец становится в нескольких шагах от алтаря. Тогда каждый, у кого есть какая-нибудь особенная просьба, подходит к старцу и передает ее, а тот сейчас же идет к алтарю и молится там. Помолившись, он возвращается на прежнее место, выслушивает просьбу другого, опять идет к алтарю, опять возвращается, выслушивает третьего, и так далее, пока не выслушает всех. Таким образом, по мнению абадзехов, всякая просьба их должна достигнуть до великого Тха не иначе, как через посредство жреца, который, заметим мимоходом, не получает за это от абадзехов ровно никакой платы." [А.О.Махвич-Мацкевич, "Абадзехи, их быт, нравы и обычаи".]

Сколько черкесов живет в США и откуда они там появились?

Черкес полковник - Исмаил Хакки Беркок Жерешти

Были ли ряженые у черкесов?

Как чувствуют себя черкесы Турции?

Дж. Лонгворт - корреспондент лондонской газеты «Таймс», который рассказал о черкесах

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)