Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Как древние славяне летописцы называли адыгов?

Как древние славяне летописцы называли адыгов?

Как древние славяне летописцы называли адыгов?
История
zafe
Фото: Адыги.RU
22:47, 24 май 2020
165
0
АСЫ -ЯСЫ - АДЫГИ? В Никоновской летописи, в рассказе о гибели Михаила Тверского, указаны следующие географические ориентиры места его смерти: «…за рекою за Теркою, под великими горами под Ясскими и Черкасскими, у града Титякова, на реце Сивинце, близ Врат Железных, у болвана медного златыя главы, у Темиревы богатыревой могилы»...

Как древние славяне летописцы называли адыгов?

АСЫ -ЯСЫ - АДЫГИ? В Никоновской летописи, в рассказе о гибели Михаила Тверского, указаны следующие географические ориентиры места его смерти: «…за рекою за Теркою, под великими горами под Ясскими и Черкасскими, у града Титякова, на реце Сивинце, близ Врат Железных, у болвана медного златыя главы, у Темиревы богатыревой могилы».

Для ясов русских летописей весьма характерно, что рядом с ними почти всегда фигурируют адыги, выступавшие в русских летописях под названием касогов/касагов, а позже - черкасов/черкесов.
И в дальнейшем ясы и касоги неоднократно упоминаются русскими летописцами рядом друг с другом.
Безусловно, что ясы и касоги русских летописей - это два разных названия одного и того же народа - черкесов/адыгов.
Следует также заметить, что разбираемый нами этноним фигурирует в русских летописях не только как ясы, но и как АСЫ.
Так, если Воскресенская летопись в рассказе об убийстве в Орде в 1318 г. ханом Узбеком князя Михаила Тверского называет «все горы высокие Яськие и Черкаськие», то Никаноровская называет «Асиськие (т.е. Асские) и Черкасские».
Это обстоятельство свидетельствует о том, что ясами русские летописцы называли тот народ, который в зарубежных источниках именовался асами или касами.

Е. Г. Пчелина утверждает, что из одиннадцати упоминаний русской летописи о ясах, только в трех случаях (1277 - 1278 и 1319) можно видеть ясов, живших на земле современных Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР, а все остальные свидетельства, по ее мнению, или «не имеют к ним никакого отношения, или же упоминают их вместе с ясами других территориальных и языковых групп».

М. И. Артамонов не отрицает, что ясы русской летописи представляют вариант наименования асы или осы.
И, как известно, осетины сами себя не называют асами, а прилагают это наименование к своим соседям.
На этом основании он считает, что «имя асов или осов было древним названием населения кубанских степей, ставшим обозначением страны, а затем было перенесено на племена, которые ее впоследствии населяли безотносительно к их этнической принадлежности».

В древнерусских летописях имя ясов впервые встречается во второй половине X в. в связи с походом русского князя Святослава Игоревича в низовья Дона и последовавшим в результате разгрома хазаров образованием Тмутараканского княжества. Во время этого похода произошло и столкновение русских с ясами и касогами. Об этих событиях русская летопись под 965 годом сообщает следующее:

«В лето 6473 иде Святослав на Козары. Слышавше же Козари, изыдоша противу им со князем своим каганом. И сступиша обои, и одоле Святослав Козаром и град их Белую Вежу взя. И Ясы победи и Касоги».

Как явствует из текста, о столкновение русского войска с ясами и касогами (адыгскими племенами) говорится непосредственно за взятием хазарской крепости Саркела (Белой Вежи), находившейся в районе нижнего течения р.Дона. Очевидно, Святослав столкнулся с ясами где-то в степи за Доном, по всей вероятности, в районе Прикубанья.

Е. Г. Пчелина считает, что это свидетельство русских летописей о ясах, к осетинам отношения не имеет. По ее мнению, речь здесь идет об адыгейских племенах западнокавказских асов.

«Страна же, которую грузинская летопись называет Осет, соответствовала нынешним Большой и Малой Кабарде.»

«Птолемей считал страну Асов одною и той же с Меотскою.»

«С самых отдаленных эпох земли, простирающиеся между Кубанью и Доном, до источников Аму-Дарьи, назывались Азиею и народ, тут обитавший, носил наименование Асов.
Аси, занимавшие восточный берег моря, от Кубани до Дона, с давних лет именовались Меотами.»

«Эти Черкассы называют себя адиге. Греки и итальянцы называют их цихами, русские — ясами. Они были также известны под именем ас. Еще теперь жители Тамани и других островов известны у русских под именем ясы. Татары называют их адаларами, турки — кара-черкеслер. Они разделяются на различные племена, как, например, ада, агьяни, бошадух, хатукай, кемергуй, беслини и т. д. Они говорят на языке, немногим отличающемся от диалекта их соплеменников в обеих Кабардах; но от языка авхассов, в основе родственного ему, он отличается до полной непонятности. Вообще же он не имеет никакого родства ни с одним языком в мире. Он очень гортанен, но не неприятен.» [Иоганн Тунманн]

«Зиги несомненно черкесское племя, при распространении своем к северу вокруг Меотики, получили название иаз-зиги, под которым и теперь еще известны они в Венгрии. Оссетины или, лучше сказать, ассы, сами себя называют иронами, название, происходящее несомненно от одного корня с иранцами, Ария; название же, под которым известны они у других народов, оссы или ассы, досталось им вследствие ГЕОГРАФИЧЕСКАГО положения их. Еще замечательнее то, что осетины, не присваивая себе названия оссов или ассов, называют этим именем соседей, живущих на Кубани. Абхазцы называют Азухо, т.е. азами, племя Адиге, живущее от них к северу, к стороне Кубани.» [Услар П.К. Древнейшия сказания о Кавказе. Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск Х. Тифлис. 1881]

Поддержите проект:

Другие статьи:

Доказательство о зихских епископах на Кавказе

Как турки защищались от черкесов на море?

Как называли арабы черкесов?

"Прежние шашки для боя не годились": миф о плохом качестве русских клинков

Быстрое выхватывание сабли: о чем не знают любители шашки

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х