Как черкесы хоронили знатных войнов
"Обязательным признаком захоронения знаменитых воинов и представителей знати среди черкесов служил высокий курган. Вся прежняя территория обитания черкесских народностей, от Анапы до Сунжи, усеяна курганами - ибо народ был многочисленный, воинственный, а значит, и порождал большое количество славных воинов, которым после гибели насыпались курганы.
У адыгов курганы могли быть безымянными, или носить имя собственное, как, например, курган Боры Могучего близ с. Заюково . Вообще, в традиционном этническом восприятии курган означает место погребения, «и чем важнее был умерший, тем выше и больше насыпается этот холм…». Эти наблюдения XV и XVII веков подтверждаются и в XIX веке ученым К. Кохом, который отмечает, что адыги по-прежнему «приносят большое количество земли, чтобы сделать могильный холм как можно выше». Отсутствие зримых следов захоронения служило своего рода наказанием отрицательного героя, как в сказании о знаменитых братьях Ешаноковых, когда старший брат Озермес своего врага Куйцука, ни за что погубившего малолетнего Озермеса, «вместе с лошадью зарыл в пещере, сровняв могилу с землею», чтобы не осталось никакого следа на месте, «где погиб бесславно богатырь племени Кяхе».
Но чаще погибшему сопернику оказывались должные знаки уважения. Легендарный герой Андемиркан убивает в поединке князя Кайтуко и погребает его, как и полагается по обычаю, вместе с конем в кургане у владения Мисостей (ныне селение Урвань). Этот же герой аналогичным образом поступает и с другим своим противником, княжеским сыном Жанхотовым, захоронив его сидящим на коне. Сообщая приметы захоронения, Андемиркан указывает: «Ты увидишь курган, на котором не растет трава», потому что на месте захоронения отрицательных героев, по народным представлениям, трава не росла."
На месте захоронения самого Андемиркана также был возведен «именной» курган. К «именным» курганам относится цепь курганных закладов, которая начинается в районе Пятигорья и заканчивается у села Урвань.
Одно из последних упоминаний соблюдении обычая отдельных захоронений знаменитых воинов и предводителей в Кабарде встречается в русских исторических хрониках. В 1746 верховный князь Кетуко Асланбек, будучи в поле на северной границе Кабарды, упал с лошади и умер. Его похоронили на месте падения и гибели, в районе современного города Минеральные Воды, и над этим местом насыпали большой курган. Воины Асланбека, похоронившие его там, строго следовали старому адыгскому правилу: «Пщы щехуэх и мащэщ» - «Князь где упал, там его и могила».
["BURIAL AND ITS PLACE IN THE ADYGS TRADITIONAL CULTURE", M.Gugova, E.Nalchikova, M.Tekueva]
Другие статьи:
Были ли адыги христианами?
Первая Османо-Мамлюкская война (1484-1491)
Черкесы не смогли противостоять Крымскому Ханству и Османской Империи на Восточном Приазовье
ВЕЛЬЯМИНОВСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ В УСТЬЕ ТУАПСЕ
Источник