Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Как абхазская церковь выходила из под влияние грузинской церкви?

Как абхазская церковь выходила из под влияние грузинской церкви?

Как абхазская церковь выходила из под влияние грузинской церкви?
История
admin
Фото: Адыги.RU
09:17, 05 май 2020
558
0
Итальянский миссионер Джовани Лука в Абхазии (XVII в.) стал свидетелем попытки владетеля Путо Шервашидзе освободится от зависимости грузинской церкви. Он (владелец корабля - сост.) сказал мне, что здесь, примерно, через одну милю от берега - прекрасная церковь, но там находятся не черкесы, а абхазы; они разговаривают на другом языке и что он не знает, как они примут меня... Когда бей (данной местности - сост.) взошел на корабль, я приветствовал его и сказал, что являюсь миссионером и хотел бы сегодня отслужить обедню... Послал (бей - сост.) человека за священником, находившегося в церкви, с тем, чтобы я вместе с ним вступил на берег... Я приветствовал этого священника. Он оказался грузином... Отслужил обедню. Ее начало было отмечено звоном колокола. Услышав звон колокола, собралась вся деревня... Среди присутствующих было много

Как абхазская церковь выходила из под влияние грузинской церкви?

Итальянский миссионер Джовани Лука в Абхазии (XVII в.) стал свидетелем попытки владетеля Путо Шервашидзе освободится от зависимости грузинской церкви.

Он (владелец корабля - сост.) сказал мне, что здесь, примерно, через одну милю от берега - прекрасная церковь, но там находятся не черкесы, а абхазы; они разговаривают на другом языке и что он не знает, как они примут меня... Когда бей (данной местности - сост.) взошел на корабль, я приветствовал его и сказал, что являюсь миссионером и хотел бы сегодня отслужить обедню... Послал (бей - сост.) человека за священником, находившегося в церкви, с тем, чтобы я вместе с ним вступил на берег... Я приветствовал этого священника. Он оказался грузином... Отслужил обедню. Ее начало было отмечено звоном колокола. Услышав звон колокола, собралась вся деревня... Среди присутствующих было много искренне верующих...

Это - первая церковь (Пицундская - сост.), которую увидел в этом крае. Грузинский священник забрал меня к себе домой. Там поели вареное просо, свинину, сыр, угостил меня вином...

(21 мая 1680 г. - сост.) мы уже были в античном городе Скисорнуме (Эски Сухум - "Старый город" по турецки - сост.), где река Абси3 отделяет Абхазию от Мегрелии. Корабль вошел в гавань... Князь Путо в сопровождении многих лиц подошел к берегу, ... взошел на корабль, чтобы приветствовать владельца корабля и спросить: есть ли кто-нибудь, кто разбирается в медицине и сможет вылечить его больную супругу (таким человеком оказался сам Джовани Лука, который погостил у князья Путо - сост.)...

Ужин закончился, князь спросил: куда еду и чем занимаюсь. На этот вопрос вместо меня ответил сын владельца корабля, сказав что я занимаюсь делами христианского милосердия. Тогда князь сказал: если так, то можете остаться у меня, поскольку я христианин, как и все мое княжество, и в доказательство тому показал крест, висевший у него на шее. Мне нужны такие же священники, сказал он. Хотя моими соседями являются грузины, продолжил он, но у меня нет согласия с ними...

Я спросил у него, видел ли когда-нибудь обедню. Он ответил, что ни он, ни его предки, насколько я знаю, не видели обедню4...

Восемь дней провел с ним (с Путо - сост.) в том месте, где он жил, окрестил 14 детей...

Первого июля (1630 г. - сост.) подняли паруса и через полторы сутки приплыли к одному месту в Мегрелии, называемом Скурча5. Архиепископ Драндский, узнав от слуги Путо о помощи, оказанной мною семье Путо (вылечил его жену - сост.), подошел к кораблю, справился обо мне и попросил пойти вместе с ним к его больному другу (Дж. Лука согласился с предложением -сост.)...

С этим архиепископом остался десять дней. За это время явился представитель владетеля Мегрелии Дадиани6, узнавшего о моем пребывании в его стране, представитель передал архиепископу приказ владетеля, чтобы меня сопроводили к нему...

12-го числа указанного месяца (июля - сост.) вместе с архиепископом отправились в путь. Через десять дней дошли до того места, где у очень красивой церкви святейшей девы находился владетель Мегрелии. Сначала я помолился в этой церкви, а затем пошел, чтобы приветствовать владетеля... На второй день владетель повел меня в одно прекрасное место епископа Бедийского, где находилась хорошо выстроенная, украшенная старинной живописью, одна замечательная церковь...

Владетель предложил, чтобы я остался у Драндского епископа... Во всей его.стране имеется 12 церквей...7 10 дней, в течение которых он оставил меня у себя, использовал для того, чтобы показать разные места, сады и церкви. Каждая из них имеет своего епископа. Когда завершился праздник Петра-Павла, который, по распоряжению владетеля, был торжественно отмечен в церкви Богородицы (в Драндах - сост.), все мы явились к Драндскому епископу, чтобы он послушал мою обедню в церкви святого Андрея... Отслужил обедню в других маленьких церквах. Таких маленьких церквей здесь много... Эти маленькие церкви больше принадлежат абхазам, чем грузинам, но абхазцы мало посещают церквей8...

Абхазы живут в горах, которые распространяются до Черкесии. Вправо от них Черноморское побережье, а на востоке Мегрелия, Эта страна (Абхазия - сост.) подчиняется двум князьям, из которых одного звать Пузо (Пусо), а второго - Карабей. Эта страна раскинута в длину на 150 миль. В этой стране нет городов, но много деревень в горах. Эти горы выше всех, которых я когда-либо видел. Абхазцы разбросаны по морскому берегу. Образ их жизни такой, как и у черкесов... Они не имеют каких-либо писанных законов9 и не знают письменности. По вере они христиане, но без исполнения каких-нибудь христианских обрядов10... Они (абазы - сост.) имеют очень хорошую гавань. Эта гавань называется Эскисумун (возле Сухуми - сост.).

Абхазцы ведут войну с черкесами11 и мегрелами... Этот народ носит усы, а бороду бреют. Их "папы"12 - так называют тех, кто хоронит умерших и молится за их души, наоборот, вовсе не бреют бороды. Покойников ложат в дупло дерева, используемого в качестве гроба, затем падвешивают на четырех столбах. Он почти висит в воздухе.

Так как они не имеют другого местожительства кроме леса поэтому и держат немногочисленное стадо и имеют немного материала для изготовления собственной одежды. Они довольствуются вином из меда, дичью, плодами леса. Пщеница у них не растет.

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)